logo search
Краткий очерк истории философии учебник (3)

Позитивизм о. Конта

Видным представителем позитивиз­ма во Франции стал Огюст Конт (1798—1857). В молодости он был учеником великого утопического социалиста Сен-Симона, отдельные идеи которого он воспринял. Но в целом учение Конта глу­боко враждебно социализму и представляет собой бур­жуазную реакцию на развитие освободительного дви­жения трудящихся.

Конт признавал, что революция 1789 г. была исто­рически прогрессивна. Но в то же время он утверждал, что эта революция ввергла французское общество в состояние «беспорядка», который должен быть преодо­лен и заменен новым «порядком», «научно» обоснован­ным и исключающим возможность новой революции. Теоретическое обоснование этого «порядка», т. е. апо­логия капитализма, было исходным пунктом и главной целью всей системы контовского позитивизма.

В 1830—1842 гг. Конт работал над своим главным трудом — шеститомным «Курсом позитивной филосо­фии», который знаменует собой первый период его дея­тельности. В нем Конт шел от внешнего мира, от при­роды к человеку. Однако в дальнейшем он отказывает­ся от материалистических исходных позиций и предла­гает природу рассматривать не как объективное бытие, а лишь с точки зрения человека. В этот второй период он полагает, что философия должна удовлетворить не только запросы ума, но и требования чувства. Челове­чество он рассматривает как некое мистическое «высшее существо», пытается учредить «религию человечества» и даже разрабатывает формы посвященного ему культа.

Философия истории Конта идеалистична. Миром, по его мнению, правят идеи, прогресс общества есть преж­де всего умственный прогресс, и умственное развитие не только всегда идет впереди социального, но и обусловли-'Я вает его. «Общую историю человеческого духа» он при­знает естественной и постоянной путеводной звездой во всяком историческом изучении человечества. Идеалистическим воззрением Конт руководствуется и при разработ­ке плана реформы современного ему общества, а также плана выведения общества из состояния политической $ умственной анархии, в котором оно, по мнению Конта, оказалось в результате французской революции. Снача­ла необходимо преобразовать мнения, чтобы затем пе­рейти к преобразованию нравов и, наконец, учреждений.