logo search
Борьба за мировое лидерство (К истории американ

Директива Совета национальной безопасности снб-68 (весна 1950 года)

«В течение последних тридцати пяти лет мир испытал две мировых войны.. был свидетелем двух революций... видел распад пяти империй... и драматический упадок двух ведущих имперских систем – британской и французской... На протяжении жизни одного поколения фундаментально изменилось мировое распределение власти...

Два сложных комплекса факторов радикально изменили это историческое распределение силы. Первое: разгром Германии и Японии и упадок Британской и Французской империй совпали с таким подъемом Соединенных Штатов и Советского Союза, что мощь все в большей степени перетекала к этим двум центрам. Второе: Советский Союз, в отличие от предыдущих претендентов на гегемонию, вдохновляется новой фанатичной верой, антагонистичной нашей, и стремится установить свой абсолютный контроль над всем миром». (Р. 25).

«Кремль видит в Соединенных Штатах единственную реальную преграду на пути к достижению своей фундаментальной цели. Существует глубокий конфликт между идеей свободы под управлением правительства закона и идеей рабства под управлением мрачной олигархии Кремля...». (Р. 27).

«Ненависть рабского общества к свободе объясняет железный занавес, изоляцию, автаркию общества, чьей конечной целью является абсолютная власть. Существование и утверждение идеи свободы представляет собой постоянную и продолжающуюся угрозу самим основам рабского общества; и поэтому оно рассматривает длительное состояние свободы в мире как невыносимое. Что является новым, что составляет суть существующего кризиса – это поляризация мощи, которая неизбежно ведет к конфронтации рабского общества со свободным...

Таким образом, само не желая этого, наше свободное общество стоит перед смертельным вызовом Советской системы. Ни одна другая система ценностей не является столь несовместимой с нашей, столь упорной в стремлении разрушить ее, столь способной к использованию в своих целях наиболее опасных и разрушительных явлений в нашем обществе, ни одна другая не внедряет повсеместно столь умело и старательно элементы иррационализма, и ни одна другая не имеет поддержки со стороны могучей и растущей военной мощи». (Р. 28-29).

Наши цели:

1. Таким образом, мы должны укрепить нашу силу... развивая нашу военную и экономическую мощь.

2. Мы должны быть ведущей силой в построении успешно функционирующей политической системы свободного мира...

3. ...Наша политика и наши действия должны быть такими, чтобы они сделали возможными фундаментальные изменения в самой природе Советской системы... Совершенно ясно, что наименее дорогостоящим, но наиболее эффективным будет, если эти изменения в максимальной степени будут результатом деятельности внутренних сил советского общества». (Р. 29).

«В случае войны для нас нет никакой причины изменять наши конечные цели. Они не включают безоговорочную капитуляцию, покорение русского народа или лишение России ее экономического потенциала. Такая политика неизбежно приведет к сплочению русского народа вокруг режима, порабощающего его. Эти цели, скорее всего, предусматривают принятие Советами специфических и ограниченных условий, соответствующих тому международному порядку, в котором могут процветать свободные институты и при котором русский народ получит новый шанс решать свою судьбу. Если мы сможем сделать русских людей нашими союзниками в достижении этой цели, мы определенно сделаем решение нашей задачи более легким, а победу более вероятной». (Р. 30).

«В самом прямом смысле слова Кремль является жертвой своего собственного динамизма. Динамизм становится слабостью, если он наталкивается на противодействие, если в своем стремлении вперед он встречает превосходящую силу, которая останавливает его экспансию и производит растущее контрдавление...». (Р. 36).

«СССР находится ныне почти на максимуме своих производственных мощностей. Какие бы усилия Москва ни прилагала, она может лишь незначительно увеличить общее производство». (Р. 37).

«Способность американской экономики поддерживать рост своей экономической и военной мощи и помогать росту мощи союзников ограничивается не производственными возможностями, а решением о соответствующем распределении ресурсов на те или иные цели. Даже Западная Европа может значительно увеличить долю своих ресурсов на оборону...

Советский Союз в настоящее время выделяет примерно 40% имеющихся у него ресурсов на военные цели и на капиталовложения, большая часть которых идет в военное производство. Установлено, что даже в случае крайней необходимости Советский Союз не может увеличить эту долю более чем до 50%, или на одну четверть. С другой стороны, Соединенные Штаты тратят на оборону и капиталовложения всего лишь 20% своих ресурсов (или 22%, если считать иностранную помощь), и совсем незначительная часть этих ресурсов идет в военное производство. В случае необходимости Соединенные Штаты могут направить на военные цели и на иностранную помощь более 50%, или в пять или шесть раз больше, чем сейчас». (Р. 45).

«Что касается политики «сдерживания», то с ее помощью, не доходя до войны, можно добиться (1) блокирования дальнейшей экспансии Советской системы, (2) разоблачения фальшивого характера советских претензий, (3) обеспечения уменьшения советского контроля и влияния и (4) в общем, внедрения семян разрушения в советскую систему, что заставит Кремль по меньшей мере встать на путь изменения своего поведения для того, чтобы соответствовать общепринятым международным стандартам». (Р. 41).

«Внешняя экономическая политика является одним из главных инструментов политики США на международной арене. Это инструмент, способный оказывать мощное влияние на международную обстановку благоприятным для безопасности и процветания нашей страны образом... Наконец, это инструмент, особенно подходящий для ведения холодной войны...

Принципиальные цели американской экономической политики могут быть сформулированы следующим образом:

1) помощь Западной Европе в восстановлении и создании эффективной экономики...;

2) помощь другим странам в решении их особых проблем, вытекающих из войны или холодной войны...;

3) помощь в развитии слаборазвитых районов...;

4) военная помощь странам Североатлантического договора, включая Грецию, Турцию и т.д.;

5) перестройка торговли Восток – Запад, имея в виду военную значимость Востока;

6) производство и накопление стратегических материалов;

7) приложение усилий по воссозданию мировой экономики, основанной на многосторонней торговле, уменьшающихся торговых барьерах и конвертируемой валюте...». (Р. 46-48).

«Способность Соединенных Штатов вести эффективные наступательные операции ограничивается сейчас нападением с использованием атомного оружия. По Советскому Союзу может быть нанесен мощный удар, но вполне установлено, что только такие операции не смогут заставить или принудить Кремль к капитуляции и что Кремль все еще сохраняет способность использовать имеющиеся в его распоряжении силы для господства над большей частью или всей Евразией. Вероятно, это будет означать длительную и трудную борьбу, в ходе которой будут разрушены свободные институты Западной Европы и многих свободолюбивых народов и будет нанесен смертельный удар по способностям восстановления Западной Европы». (Р. 70).

«...Программа для обеспечения победы и провала советских планов должна быть составлена таким образом, чтобы она могла выполняться столько, сколько надо, для достижения наших национальных целей. Видимо, она должна включать следующее:

1. Развитие надлежащей политической и экономической структур, необходимых для достижения наших долгосрочных целей.

2. Существенное увеличение расходов на военные цели...

3. Существенное расширение программ военной помощи...

4. Некоторое расширение программ экономической помощи и понимание необходимости продолжения этих программ, пока не будет обеспечено достижение поставленных ими целей.

5. Совместные усилия по решению проблемы сбалансированности бюджета Соединенных Штатов...

6. Развитие программ, рассчитанных на создание и укрепления веры других народов в нашей силе и решимости и на ведение мощной психологической войны, рассчитанной на поощрение массового противоборства советскому влиянию и на противостояние кремлевским планам всеми другими способами.

7. Интенсификация... действий и операций скрытыми средствами в области экономической, а также политической и психологической войны, имеющей целью организацию и поддержку недовольства и мятежей в некоторых стратегически важных странах-сателлитах.

8. Развитие программ внутренней безопасности и гражданской обороны.

9. Совершенствование и интенсификацию разведывательной деятельности.

10. Уменьшение федеральных расходов на цели, не относящиеся к обороне и иностранной помощи...

11. Увеличение налогов». (Р. 74). (7, 23-81).