3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины
Студенты, завершившие изучение курса дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества», должны:
иметь представление об основных понятиях и культурно-исторических концепциях происхождения и этнокультуре казачества;
ознакомиться со спецификой традиционного уклада, характеристиками ментальности и этнопсихологии казачества;
ориентироваться в основах православия как базовой составляющей казачьей культуры;
Студенты должны знать:
историко-культурные этапы становления и развития этнопсихологии и этнокультуры казачества;
теоретико - методологические принципы культурно – исторического подхода к исследованию особенностей этнопсихологического, духовного и культурного развития казачества и его традиций;
содержание понятий «культура», «история», «мировоззрение», «этнокультура», «этнопсихология», «культурно-историческая ментальность», их взаимосвязь в контексте формирования и развития национального самосознания казачьей народности;
культурно - исторические факторы, оказывающие влияние на развитие личности и психики человека в конкретных геополитических, идеологических и духовно-религиозных обстоятельствах развития;
основные культурно-исторические механизмы развития личности и миропонимания казака в онтогенезе, процессах обучения, воспитания, межличностного и межкультурного взаимодействия;
выдающихся представителей духовной, воинской, научной и культурной элиты казачества, видных деятелей искусства, литературы, образования, творческой интеллигенции из казачьих родов.
Студенты должны уметь:
выполнять самостоятельные научно-практические задания, предусмотренные программой дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества»;
свободно и адекватно использовать специальные термины;
ориентироваться в различных видах и формах проявления казачьей культуры;
эффективно применять методы работы с научной литературой по культурологической, исторической, культурно – исторической, философской, психологической и педагогической проблематике;
применять конструктивные методы и методики, адекватные целям и задачам культурно – исторических и культурно – психологических исследований по проблематике культуры казачества;
участвовать в культурных мероприятиях, научных форумах и конференциях, требующих компетентного владения информацией о культуре, традициях, воинском служении и актуальных проблемах казачества.
Студенты должны демонстрировать:
самостоятельно изучать, понимать, интерпретировать научную и методическую литературу по проблематике истории и культуры казачества;
эффективные психотехнические приемы педагогических коммуникаций в ходе дискуссий и презентаций;
владение навыками межкультурной коммуникации;
конструктивное использование инновационных методов развивающего обучения и воспитания субъектов разных возрастных групп; владение приемами решения возможных конфликтов в ходе образовательного и воспитательного процессов;
применение системы этических, художественно-эстетических и общекультурных подходов к выполнению любых психолого-педагогических и культурных мероприятий, посвященных проблеме казачества;
реализацию авторского подхода при реализации проектных заданий.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Рецензенты:
- Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………..4
- 2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития 15
- 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества. 15
- Цель и задачи дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп подготовки студентов
- 3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины
- 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 5. Структура и содержание дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 6. Образовательные технологии
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации освоения дисциплины
- Вопросы для собеседования:
- Проектные задания к модулю 2:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы к зачетным проектам
- Оценка работы студентов в течение семестра
- 8. Самостоятельная работа студента: задания и методические рекомендации к их выполнению Темы рефератов или эссе (возможность использования вопросов к зачетным проектам)
- Методические рекомендации по выполнению проектных заданий (или контрольных работ)
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Основная литература:
- 9.2. Дополнительная литература:
- 9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 11. Лист согласования
- Приложение
- Духовно-нравственные основы и культура российского казачества
- Предисловие к теоретическому (лекционному) курсу
- Глава 1. Историко-культурная эволюция казачества
- 1.1. Концепции происхождения
- 1.2. Определение, этнокультура, этнопсихология
- 1.3. Гетман к.Г. Разумовский в истории казачества
- Глава 2. Казачество и церковь: традиции благочестия и потенциал развития
- 2.1 Древнехристианский аскетизм как первооснова русской православной антропологии
- 2.2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в русской культуре
- 2.3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве
- 2.4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества
- Святой равноапостольный Святая равноапостольный князь Владимир княгиня Ольга
- Статут Памятного креста «Казачья охрана Данилова монастыря»
- 2.5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви
- Глава 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культура и защита отечества
- 3.1.Духовно-патриотическая миссия русского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков
- 3.2. Казачество в Отечественной войне 1812 года
- 3.3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова)
- 3.4. Военные подвиги донского казачества:именная летопись
- 3.5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
- Глава 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы
- 4.1. Творчество м.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культурыи приоритетах казачества
- 4.2.Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов Русской Православной Церкви (хiх-ххIвв.)
- Ученые-просветители Русской Православной Церкви(хiх-ххi вв.)
- 4.3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи
- 4.4. Детерминанты семейного воспитания казачества и образовательной системы кадетских корпусов.
- 4.5. Репрезентация непрерывного образованияроссийского казачества в модулях высшей школы: задачи и решения
- Глава 5. Российское казачество в системе межкультурных связей. Зарубежное казачество
- 5.1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности
- 5.2. Возможности межкультурного взаимодействия
- 5.3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности
- Австралийское казачество
- Казачество в сша
- Казачество во Франции
- Конный поход Москва-Париж
- Глава 6. Перспективы служения казачества в современной россии
- 6.1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития
- 6.2. Образсовременного казачествав общественном сознании: поиск позитивных оснований
- 6.3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества
- 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект
- 7.1. Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры
- 7.2. Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства
- 7.3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе
- Заключение
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Цель и задачи настоящей Стратегии
- III. Основные направления реализации настоящей Стратегии
- IV. Механизм реализации настоящей Стратегии
- Резолюция
- Круглого стола
- «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества
- В России и за рубежом»