6.2. Образсовременного казачествав общественном сознании: поиск позитивных оснований
Казачество в России, как уже говорилось, стало постепенно возрождаться в 90-е годы ХХ столетия после длительного – если и не полного забвения, то неправомерного снижения его значимости в духовной, политической и социально-экономической сферах жизни страны. В первой декаде ХХI века российское казачество активно позиционирует себя в качестве реальной общественно – государственной силы, способствующей консолидации патриотических движений и защите правопорядка. Для такой позиции, безусловно, имеются существенные аргументы, если учесть, что данная этносоциокультурная общность российских граждан ориентирована на исторически сложившуюся самобытную культуру воина-защитника, систему ценностей православного вероисповедания (в подавляющем большинстве) и на сохранение традиционного института семьи как нравственной основы общества. Однако, несмотря на активность обсуждения темы казачества в средствах массовой информации, образ казака, его представленность в восприятии современного российского общества, особенно молодежи, студенчества остается весьма неоднозначным и неопределенным. Вместе с тем мы убеждены, что от степени объективности оценки роли казачества в российской истории и культуре современными гражданами России, юношеством во многом зависит отношение к казакам как позитивной, духовно-нравственной и высокообразованной народной общности, которая – в лучших своих образцах – имеет основание для такого определения. Опрос, проведенный среди студентов МГУ ТУ имени К.Г. Разумовского показал, что большинство респондентов (исключение составляют выпускники кадетских корпусов, обучающиеся в университете), не всегда знают, что принципиально отличает казачество (в структуре ВУЗа часто используется понятие «казачий компонент») от иных этнокультурных и этносоциальных групп в российском обществе, позволяя ему обладать таким преимуществом. Кроме того, у многих учащихся казаки ассоциируются с некой экзотикой, «музейным экспонатом», частью народного фольклора и былинного эпоса, знакомого по произведениям, которые все реже становятся предметами семейного чтения, изучения в школе, конструктивного анализа. Психологически данные факты во многом объяснимы. Отчасти такое восприятие казачества – как и традиционной культуры в целом – коренится, прежде всего, в специфике самого характера некоторых прогрессирующихаспектов эпохи постмодерна с преобладающими деструктивными морально – этическими и художественно – эстетическими ориентациями массовой культуры (признаем, что не все таковые), в структуре и содержании которой практически не находится места традиционным культурно – психологическим приоритетам нравственности, религиозным, в частности, христианским ценностям как смыслообразующей доминанте воспитания.Осознание и добровольное принятие традиционных ценностей – приоритетных для казачества – могли бы способствовать отношению молодых людей к жизни не как к достижению личного успеха (в дискурсах обыденного сознания), а как самоотверженному подвигу служения своему народу, Отечеству, семье и духовному преображению собственной души.
Достойная преемственность
Подчеркнем, что именно эти приоритеты в традиционной культуре определяют мотивационный и ценностный вектор жизнедеятельности современного российского казачества, о чем подавляющая часть юношества мало информирована.Еще совсем недавно в общественном сознании был закреплен один из популярных культурных кодов, определяющих обобщенный социотип молодежи – «поколение пепси». Однако он быстро устарел под психологическим прессингом Интернет-культуры, позволяющей интерпретировать новый социально-массовый тип юношества как «поколение-Twitter» или «социально-сетевое поколение» с характерными признаками качественно иной ментальности (как с позитивными, так и негативными ее составляющими), одним из наиболее существенных признаков которой является восприятие и взаимодействие с миром в так называемой «шаговой доступности». Данный слоган может быть трансформирован в определение сетевой легкодоступности, что неизбежно приводит к упрощенному (и искаженному), сумбурно - эклектическому восприятию жизни, пренебрежению «устаревшими» нравственными ценностями, «закрепощающими» этическими правилами, вульгаризацией и фамильярностью в отношениях с представителями старшего поколения, «навязчивыми», вечно поучающими авторитетами и – как следствие – неадекватно завышенному самомнению определенной части молодых людей, переходящему иногда в состояние агрессивного дилетантства. Упоминая о подобных тенденциях, отметим, что в традиционной культуре казачьего воспитания данные явления практически исключены или, по крайней мере, существенно минимизированы благодаря сформированной системности традиционного уклада, предполагающего строгую самодисциплину, уважение к субординации, понимание жизни как «крестоношения» (в христианской антропологии) и убежденности в том, что все дары, полученные человеком от Бога – физические и духовные – он должен не бездумно расточать, а преумножить и обеспечить их преемственность.
Казачья дума
В свете вышесказанного возникает вопрос: каким образом можно способствовать формированию у современных граждан более объективной оценки роли казачества в истории и культуре России, учитывая психологическую специфику молодых людей, ориентированных на информационную, «технологическую» подачу материала? Считаем одним из наиболее эффективных способов достижения такой цели - создание более широкой системы просветительства, включающей информацию об историко-культурном становлении казачества и его выдающихся представителях во всех областях жизнедеятельности: духовной, государственно-политической, воинской, социально-экономической, научной, художественно – эстетической, образовательной и иных сферах. Система непрерывного образования казаков предусмотрена в соответствующих учебных заведениях, включающих казачий компонент. В этой связи целесообразно более активно вести работу по информированию учащейся молодежи и юношества о содержании сложного и самобытного феномена казачества, а также организовывать совместные массовые мероприятия военно-патриотической и культурно-нравственнойнаправленности, в которыхмогут проявиться лучшие качества казака: надежность в деловом партнерстве, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, организованность, психофизическая сила, выносливость и устойчивость, высокая нравственность, патриотическая направленность, добросовестность и готовность всегда оказать помощь ближнему. Методологический,научно-исследовательский и просветительский аспекты рассматриваемыхвопросованализируются и обсуждаются на различных тематических форумах.Так, в частности, это происходило на Всероссийской научно-практической конференции«Современное казачество России: 20 лет возрождения и этнополитические перспективы», прошедшей 27 апреля 2012 г.в Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ). В качестве организатора выступил существующий в РГТЭУ Центр исследований Кавказа и Востока.В конференции приняли участиечлены научно-аналитического сообщества, представители казачьих организаций, политики, деятели культуры.Большинство участников конференции являлись этническими казаками. Все присутствующие признали в качестве неопровержимого факта существование и актуализации казачьего движения, однако в какие формы реально воплощается движение за возрождение казачества, - на все эти вопросы однозначных ответов, как отмечает в своем анализе темы к.ф.н.Ю.А. Сошин, пока нет.Глубоким и обстоятельным было выступление казачьего генерала, атамана Кубанского казачьего войска 1990-2007 гг., заместителя председателя Комитета по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества Законодательного Собрания Краснодарского края (г. Краснодар), к.и.н.В.П. Громова.
Казачий генерал В.П. Громов
Владимир Громов прямо заявил, что казачество находится в настоящее время в весьма сложном, близком к критическому, состоянии, для выхода из которого требуется глубокое научное исследование проблем современных казаков. Анализу некоторых негативных аспектов в тенденциях развитиях казачьего движения посвятил свое выступление донской казак В.П. Мелихов, отметивший, чтосовременное казачье движение во многом искусственное, приобретающее порой черты некоего бутафорского явления: «Парады, помпезные «Круги» и ощущение, что мы самодостаточны. Идет мифологизация того, что существует», - отмечал в своем выступлении Мелихов. Жестко говорилось и о проблемах идеологического характера: «…казачий национализм превращается в антирусский национализм». Власть же, патронируя служащий ей «реестр» фактически губит казачество, хотя «…власть должна давать всем одинаковые возможности». С точки зренияА. А. Сазонова, д.ф.н., профессора, председателя Совета Старейшин Координационного Совета казаков Белоруссии, России, Украины,проректора Православного института Св.Иоанна Богослова по казачьему обучению (г.Москва),следует учитывать важность Православия как идеологической основы казачьего возрождения, необходимость тщательной работы по выработке новых форм по взаимодействии Церкви и казачьих организаций в планомерном сотрудничестве.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Рецензенты:
- Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………..4
- 2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития 15
- 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества. 15
- Цель и задачи дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп подготовки студентов
- 3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины
- 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 5. Структура и содержание дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 6. Образовательные технологии
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации освоения дисциплины
- Вопросы для собеседования:
- Проектные задания к модулю 2:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы к зачетным проектам
- Оценка работы студентов в течение семестра
- 8. Самостоятельная работа студента: задания и методические рекомендации к их выполнению Темы рефератов или эссе (возможность использования вопросов к зачетным проектам)
- Методические рекомендации по выполнению проектных заданий (или контрольных работ)
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Основная литература:
- 9.2. Дополнительная литература:
- 9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 11. Лист согласования
- Приложение
- Духовно-нравственные основы и культура российского казачества
- Предисловие к теоретическому (лекционному) курсу
- Глава 1. Историко-культурная эволюция казачества
- 1.1. Концепции происхождения
- 1.2. Определение, этнокультура, этнопсихология
- 1.3. Гетман к.Г. Разумовский в истории казачества
- Глава 2. Казачество и церковь: традиции благочестия и потенциал развития
- 2.1 Древнехристианский аскетизм как первооснова русской православной антропологии
- 2.2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в русской культуре
- 2.3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве
- 2.4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества
- Святой равноапостольный Святая равноапостольный князь Владимир княгиня Ольга
- Статут Памятного креста «Казачья охрана Данилова монастыря»
- 2.5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви
- Глава 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культура и защита отечества
- 3.1.Духовно-патриотическая миссия русского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков
- 3.2. Казачество в Отечественной войне 1812 года
- 3.3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова)
- 3.4. Военные подвиги донского казачества:именная летопись
- 3.5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
- Глава 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы
- 4.1. Творчество м.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культурыи приоритетах казачества
- 4.2.Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов Русской Православной Церкви (хiх-ххIвв.)
- Ученые-просветители Русской Православной Церкви(хiх-ххi вв.)
- 4.3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи
- 4.4. Детерминанты семейного воспитания казачества и образовательной системы кадетских корпусов.
- 4.5. Репрезентация непрерывного образованияроссийского казачества в модулях высшей школы: задачи и решения
- Глава 5. Российское казачество в системе межкультурных связей. Зарубежное казачество
- 5.1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности
- 5.2. Возможности межкультурного взаимодействия
- 5.3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности
- Австралийское казачество
- Казачество в сша
- Казачество во Франции
- Конный поход Москва-Париж
- Глава 6. Перспективы служения казачества в современной россии
- 6.1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития
- 6.2. Образсовременного казачествав общественном сознании: поиск позитивных оснований
- 6.3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества
- 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект
- 7.1. Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры
- 7.2. Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства
- 7.3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе
- Заключение
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Цель и задачи настоящей Стратегии
- III. Основные направления реализации настоящей Стратегии
- IV. Механизм реализации настоящей Стратегии
- Резолюция
- Круглого стола
- «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества
- В России и за рубежом»