5.2. Возможности межкультурного взаимодействия
Казачество на пространстве СНГ переживает сегодня непростые времена. Несмотря на то, что многие казачьи организации, прежде всего, Украины и Белоруссии, стремятся к развитию отношений с Россией, в ряде постсоветских государств казачество разрозненно и часто используется разными силами для решения своих конъюнктурных задач. Неоднозначна ситуация на Украине. Много противоречий в казачьем движении в Казахстане. Определенные сложности есть в Киргизии. Одно из направлений, способствующих оптимизации межкультурного взаимодействия российского казачества в данном контексте заключается в следующем: как известно, за рубежом осталось немало казачьих захоронений и памятников казачьей славы, география которых весьма обширна. Российские ВКО рассматривают в качестве одной из своих первоочередных задач работу по поиску, восстановлению и поддержанию в надлежащем состоянии православных храмов, погостов, монументов, имеющих прямое отношение к казачеству.Таковых, например, много на Балканах, особенно в Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. К сожалению, большинство из них находится в запущенном состоянии и нуждается в серьёзной реставрации. Представители местных общин заинтересованы в более тесных контактах с казаками из России по вопросам восстановления и достойного содержания культурных и исторических памятников. Они видят в этом основу для единения братских славянских народов, укрепления традиционной православной веры, поддержания исторических и культурных традиций казачества, в том числе среди молодого поколения. В Болгарии захоронены сибирские и енисейские казаки, участвовавшие в так называемом «Зимнем стоянии» на Шипке во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Русские войска под жесточайшим натиском противника в течение пяти месяцев героически держали оборону ключевого перевала Балканских гор — Шипкинского и в итоге отстояли его.
Шипкинский перевал. Болгария
Эта победа ознаменовала последнюю страницу в освободительной войне братских православных народов на Балканах, а подвиг русских воинов увековечен мемориальными досками, памятниками и надгробными плитами с именами погибших.На знаменитом кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем среди многочисленных захоронений представителей белой эмиграции можно встретить и участки с могилами казаков — участников Гражданской войны, среди которых 32 казачьих генерала, и посвящённые им монументы.Много памятных мест, связанных с подвигами русской армии, в Чехии. В братской могиле недалеко от города Теплице захоронены русские солдаты и офицеры, среди которых и казаки, погибшие в сражении под Хлумцем (также известным в истории как «сражение под Кульмом») в августе 1813 года, в ходе которого русско-прусско-австрийские войска наголову разгромили французский корпус генерала Доминика Вандама, а его самого пленили.Сотни представителей белой эмиграции, в том числе казачества, захоронены на русском Ольшанском кладбище в Праге. К 90-летию высадки казаков на греческом острове Лемнос местными казаками установлен «Лемносский крест» в память о казаках, умерших на острове в 1920—1921 гг.Лемнос — особое место для каждого, кто имеет отношение к российскому казачеству. Этот чудесный уголок в Эгейском море стал свидетелем множества личных трагедий и поломанных судеб. После разгрома Белой армии более 24 тысяч кубанских, донских, терских и астраханских казаков были интернированы на Лемнос. Более 370 человек скончались от болезней и голода и похоронены на пустынном побережье острова.Сейчас там восстановлено и открыто русское кладбище, ставшее объектом для посещения многочисленными делегациями из России. Следует отметить огромную работу, которая была проделана за последние годы по приведению захоронений в надлежащее состояние. В сентябре 2004 года на кладбище был установлен трёхметровый мраморный крест с изображением исторического знака «Лемносского сидения», а в 2009 году был открыт мемориал с восстановленными именами умерших на острове. Особенно важным фактом стало то, что с самого начала в этот процесс были активно вовлечены молодые прихожане московского Новоспасского монастыря. Юноши и девушки объединились в православный молодёжный отряд «Лемнос», который на постоянной основе занимается восстановительными и изыскательскими работами на острове. Участие молодёжи в таком благородном деле является настоящим примером воспитания патриотизма, уважения памяти отцов и дедов и преемственности поколений.
Русский Лемнос. Греция
Ещё одной серьёзной задачей, решение которой выходит за внутрироссийские рамки, является возвращение на историческую Родину казачьих регалий, реликвий и ценностей, которые в годы гонений на казаков и их вынужденной эмиграции в огромном количестве были вывезены за границу. Многое из этого культурного наследия до сих пор находится в зарубежных музеях или частных коллекциях. Выелим находящийся во Франции, в пригороде Парижа Курбевуа, музей Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Полк былсформирован императрицей Екатериной II в 1775 году в Санкт-Петербурге. В течение своей 150-летней истории он принимал участие во всех войнах (до конца 1-й Мировой войны). За это время полк накопил множество реликвий и трофеев, которые были собраны в полковом музее, созданном по инициативе и на средства офицеров. После революции 1917 году музей был эвакуирован в Турцию, затем в Сербию. В 1923 году полк эмигрировал во Францию, а в 1929 году в Париж был перевезён музей. В настоящее время музей Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка представляет собой уникальное и единственное в своём роде культурно-историческое учреждение. Ни одному из полков российской царской армии не удалось сохранить настолько полную коллекцию предметов и документов, относящихся к его истории. Музей стал духовно объединяющим центром для бывших офицеров полка и их потомков, создавших одноимённую ассоциацию, усилиями которой и поддерживается функционирование музея.С 1988 года директором музея является Александр Павлович Бобриков, отец, дед и прадед которого служили в этом полку. Представленные в музее экспонаты — реликвии полка, образцы обмундирования и снаряжения, посуда, военные карты, предметы офицерского обихода и т. д. — имеют уникальную историческую ценность. Взаимодействие российских казачьих организаций с музеем в Курбевуа могло бы иметь в перспективе позитивную отдачу в плане патриотического воспитания подрастающего поколения и примирения старого зарубежного и современного российского казачества. Систематический и регулярный характер носит работа по возвращению из США регалий Кубанского казачьего войска (ККВ). Как известно, в 1920 году казачьи ценности были вывезены с Кубани сначала в Крым, затем в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а в конце Второй мировой войны были переправлены в США и сейчас находятся в музее г. Хоуэлл, штат Нью-Джерси.Уже удалось вернуть на Родину множество ценных предметов: знамена, георгиевские трубы, булавы, грамоты императоров, в том числе, Екатерины II, Александра I, Александра II, Александра III, наградное оружие и другие предметы. Среди возвращённых ценностей также черкеска Александра II. Уместно вспомнить, что именно благодаря императору Александру II в 1860 году и было образовано Кубанское казачье войско. В 2010 году в Россию переправлена часть библиотеки и архива ККВ, которая была торжественно передана государственному архиву Краснодарского края. В 2011 году в Краснодарский край вернулась ещё одна партия реликвий кубанского казачества -она включает в себя штандарт шестого кубанского пластунского батальона, черкеску и бешмет наместника на Северном Кавказе великого князя Михаила Романова, атаманскую насеку и пернач-шестопер, подлинные чехлы от знамён, фотоальбом первого екатеринодарского полка имени Захария Чепиги. Особняком в списке реликвий стоит столовое серебро с клеймами Мариинского института и гвардейского дивизиона. На столовых приборах выгравированы чины и имена казаков императорского конвоя, пользовавшихся этими приборами более ста лет назад. Во многом все эти достижения стали возможны благодаря конструктивным отношениям, которые сложились между Кубанским ВКО и руководством кубанского казачества в США. Значительной оказалась и помощь Генерального консульства России в Нью-Йорке. Следует назвать еще один аспект международной деятельности российских войсковых казачьих обществ — их участие в реализации Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Казаки России уже сейчас готовы принять на своих территориях семьи из ближнего и дальнего зарубежья. Это станет возможным в случае внесения изменений и дополнений в Государственную программу и региональные программы по переселению с акцентом на включение в них казачьей составляющей. Следует учитывать, что специфика казачества требует особого подхода во взаимоотношениях со стороны органов государственной власти. Здесь важно, не ущемляя прав и традиций казачества как свободолюбивого социокультурного сообщества, принимать взвешенные и согласованные решения, особенно когда речь заходит о такой деликатной сфере, как деятельность на международной арене. Выстраивая политику с зарубежными организациями, проводя различные мероприятия за границей или приглашая иностранных партнёров в Россию, казаки должны помнить, что они, прежде всего, представляют интересы государства и их деятельность должна вписываться в единую внешнеполитическую линию Российской Федерации, координирующая роль которой принадлежит Министерству иностранных дел Российской Федерации. Именно поэтому на МИД России возложены функции по обеспечению работы Комиссии по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Уже упоминалось о том, что Распоряжением Президента Российской Федерации от 12 января 2009 года образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Представителем МИД России в Совете является Директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями. Он же возглавляет Комиссию по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений Совета. В её состав входят депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств, Русской Православной Церкви, атаманы войсковых казачьих обществ.Комиссия является совещательным органом, вырабатывающим рекомендации по проведению едином и согласованной международной деятельности российского казачества, и направляет их на рассмотрение в Совет. К числу основных целей и задач Комиссии относятся оказание содействия в развитии международных связей с зарубежным казачеством, в организации и проведении казачьих мероприятий, как в России, так и за рубежом, в осуществлении мер по возвращению в Россию казачьих регалий и исторических ценностей, анализ деятельности российских ВКО по работе с соотечественниками.
Казачество на марше
Комиссия тесно взаимодействует как с ВКО, так и с заинтересованными российскими ведомствами, общественными и научными организациями, а также с Русской православной церковью. Все заинтересованные стороны убеждены, что только совместными усилиями возможно возродить былую славу и мощь российских казаков, про которых когда-то Наполеон говорил: «Счастлив полководец, у которого есть казаки. Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир».
- Министерство образования и науки российской федерации
- Рецензенты:
- Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………..4
- 2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития 15
- 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества. 15
- Цель и задачи дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп подготовки студентов
- 3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины
- 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 5. Структура и содержание дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 6. Образовательные технологии
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации освоения дисциплины
- Вопросы для собеседования:
- Проектные задания к модулю 2:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы к зачетным проектам
- Оценка работы студентов в течение семестра
- 8. Самостоятельная работа студента: задания и методические рекомендации к их выполнению Темы рефератов или эссе (возможность использования вопросов к зачетным проектам)
- Методические рекомендации по выполнению проектных заданий (или контрольных работ)
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Основная литература:
- 9.2. Дополнительная литература:
- 9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 11. Лист согласования
- Приложение
- Духовно-нравственные основы и культура российского казачества
- Предисловие к теоретическому (лекционному) курсу
- Глава 1. Историко-культурная эволюция казачества
- 1.1. Концепции происхождения
- 1.2. Определение, этнокультура, этнопсихология
- 1.3. Гетман к.Г. Разумовский в истории казачества
- Глава 2. Казачество и церковь: традиции благочестия и потенциал развития
- 2.1 Древнехристианский аскетизм как первооснова русской православной антропологии
- 2.2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в русской культуре
- 2.3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве
- 2.4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества
- Святой равноапостольный Святая равноапостольный князь Владимир княгиня Ольга
- Статут Памятного креста «Казачья охрана Данилова монастыря»
- 2.5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви
- Глава 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культура и защита отечества
- 3.1.Духовно-патриотическая миссия русского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков
- 3.2. Казачество в Отечественной войне 1812 года
- 3.3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова)
- 3.4. Военные подвиги донского казачества:именная летопись
- 3.5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
- Глава 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы
- 4.1. Творчество м.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культурыи приоритетах казачества
- 4.2.Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов Русской Православной Церкви (хiх-ххIвв.)
- Ученые-просветители Русской Православной Церкви(хiх-ххi вв.)
- 4.3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи
- 4.4. Детерминанты семейного воспитания казачества и образовательной системы кадетских корпусов.
- 4.5. Репрезентация непрерывного образованияроссийского казачества в модулях высшей школы: задачи и решения
- Глава 5. Российское казачество в системе межкультурных связей. Зарубежное казачество
- 5.1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности
- 5.2. Возможности межкультурного взаимодействия
- 5.3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности
- Австралийское казачество
- Казачество в сша
- Казачество во Франции
- Конный поход Москва-Париж
- Глава 6. Перспективы служения казачества в современной россии
- 6.1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития
- 6.2. Образсовременного казачествав общественном сознании: поиск позитивных оснований
- 6.3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества
- 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект
- 7.1. Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры
- 7.2. Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства
- 7.3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе
- Заключение
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Цель и задачи настоящей Стратегии
- III. Основные направления реализации настоящей Стратегии
- IV. Механизм реализации настоящей Стратегии
- Резолюция
- Круглого стола
- «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества
- В России и за рубежом»