7.2. Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства
Духовные и церковные основы певческой, хоровойотечественной культуры нашли свое блистательное воплощение в народном искусстве казачества, апогеем которого стал всемирно знаменитый Кубанский казачий хор. Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Это единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Вслед за Кубанским казачьим хором по хронологии следует Академический русский народный хор имени Пятницкого, которыйосуществил свое первое концертное выступление в год столетия Кубанского казачьего хора. Уровень высочайшего мастерства знаменитого казачьего коллектива, неизменно пользующегося огромным успехом, признан во всем мире. Кубанский казачий хор правомерно назвать подлинным историческим памятником, в формах своего искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры города Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «монументального стиля» национального искусства. Хор в своих выступлениях представляет как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую, драматическую героику казачества в целом. В памятную дату - 14 октября 1811 года - была заложена основа профессиональной музыкальной деятельности на Кубани, начался славный творческий путь Черноморского Войскового певческого хора. У его истоков стояли известный деятель Русской Православной Церкви, духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский.
Протоиерей Кирилл Россинский
О выдающемся церковном и культурном деятеле Кубанского края святителе Кирилле Россинском необходимо сказать особо. В начале ХIХ века, 31 июля 1803 года (по новому стилю) по просьбе Черноморского казачьего войска Кирилл Васильевич был назначен войсковым протоиереем. Он вошел в историю как организатор строительства 27 церквей и первых десяти школ края. Протоиерей Кирилл Россинский был первым директором Екатеринодарской гимназии с уникальной библиотекой, основал Екатеринодарское духовное училище, учредил в станицах более десяти приходских училищ. Видный церковный деятель и пастырь проявил себя как блестящий проповедник и ученый, проявивший себя в области развития гуманитарной науки: его перу принадлежат 4 тома речей и проповедей, а также «Краткие правила российского правописания». Благодаря ходатайству Россинского была создана первая в крае типография. Деятельность Кирилла Васильевича всецело была отдана делу просвещения в Черноморском крае. Однако главное своё предназначение он видел в деле воспитания духовности и патриотизма казачества, которое призывал на брань духовную, на бой в защиту родного Отечества. Девизом его жизни было древнее изречение, которое уподобляет человека горящей во тьме свече: «Aliis inserviendo ipse consumor!», что означает «Служа другим, сгораю». Горячий любитель и знаток поэзии и музыки, Кирилл Васильевич 14 августа 1810 года написал в Войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска прошение об организации Войскового певческого хора. Его поддержали члены канцелярии и сам атаман войска Федор Яковлевич Бурсак.
Наказный атаман, генерал-майор Ф.Я. Бурсак
Позже, 30 января 1811 года Одесский и Херсонский генерал-губернатор Дюк де Ришелье своим «Предложением» в адрес Войсковой канцелярии официально утвердил создание нового коллектива. Первые полгода хор существовал исключительно на средства протоиерея Кирилла Россинского, но уже в феврале 1811 года коллектив был поставлен на довольствие Черноморского казачьего войска.Фактически хор начал действовать уже осенью 1810 года, поскольку уже тогда первым регентом коллектива дворянином Константином Гречинским по куреням были набраны первые певцы. Как правило, это были талантливые дети из небогатых казачьих семей, зачастую сироты. Служба в хоре приравнивалась для них к войсковой службе, они получали здесь очередные войсковые чины, награды и находились на полном обеспечении Черноморского казачьего войска. В день Покрова Пресвятой Богородицы, 14октября 1811 года, который стал считаться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально учрежденный Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска. За свои труды протоиерей Кирилл Россинский был удостоен ордена Святого Владимира и ордена Святой Анны. Память о нем живет в названии одной из улиц Краснодара, Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления.Его имя запечатлено на памятнике Екатерине II.Имя протоиерея Кирилла Россинского носит премия администрации Краснодарского края в области литературы. Спустя 200 лет Государственный академический Кубанский казачий хор творчески продолжает традиции основателя коллектива – протоиерея Кирилла Россинского. В ходе празднования юбилея Кубанский казачий хор с благодарностью вспоминает тех, кто стоял у истоков хора. Старейший казачий коллектив страны 24 декабря вместе с жителями края отмечают память выдающегося духовного просветителя Кубани – протоиерея Кирилла Россинского.В 1861 г. хор переименовывается из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по области, исполняя наряду с духовными, классические произведения и народные песни.В 1911 г. прошли торжества по случаю 100-летия Кубанского Войскового певческого хора. Драматическим событием в истории хора стало его закрытие в послеоктябрьский период: летом 1921 г. решением властей деятельность коллектива была прекращена, и лишь в 1936 г. Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома был создан Кубанский казачий хор, который возглавили Григорий Концевич и Яков Тараненко, долгое время бывшие регентами Кубанского Войскового певческого хора. Однако в 1937 г. Г.М. Концевич был репрессирован и расстрелян.
Фольклорист и композитор Г.М. Концевич
В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 г. по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован вместе с другими государственными народными хорами и ансамблями СССР.Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре Государственных русских народных хоров произошло лишь в 1968 г. под руководством заслуженного деятеля искусств России Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор В. Г. Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом Первого Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под его руководством хор отразил подлинный песенный фольклор кубанского казачества: в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились новаторские направления, возник подлинный фольклорный хоровой театр. В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов, в 1990-м он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, а в 1993-м коллективу присвоено почетное звание «Академический». Знаменательным событием в жизни коллектива стало то, что в августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах.Патриарх Алексий II посетил концерт Кубанского казачьего хора и принял знаменательное, для дальнейшего развития хорового коллектива, решение. Краткая предыстория данного события такова:17 января 1995 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присутствовал на концерте «Святки в России», состоявшемся в Государственном центральном концертном зале «Россия» и посвященном 10-летию возрождения Московского Сретенского монастыря.
Благословение Патриарха Алексия II
Среди почетных гостей праздничного вечера были Генеральный прокурор РФ В. Устинов, председатель Конституционного суда В. Зорькин, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). В концерте участвовали мужской хор Сретенского монастыря, вокальная группа Детской школы Государственного Кубанского казачьего хора, Государственный академический Кубанский казачий хор. На концерте были представлены Рождественские песнопения Русской Православной Церкви, русского и украинского народов, кубанских казаков. В августе 1995 года во время Первосвятительского визита в Краснодар Святейший Патриарх Алексий благословил Казачий хор на участие в церковных богослужениях. В октябре 1996 года выходит Постановление главы администрации Краснодарского края «О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска».В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества.
Кубанский казачий хор
Захарченко-фольклористом собраны разрозненные и почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая, переизданные им в своей творческой редакции, с позиций современной фольклористики. По существу, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани.Виктором Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) «Кубанский казачий хор», в котором в настоящее время работает 506 человек,в том числе в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 участников. Это единственное пока в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ значительно активизируется проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом. Высокой оценкой многогранной деятельности художественного руководителя Кубанского казачьего хора стало присвоение ему высоких званий: заслуженный деятель искусств России (1977), народный артист России (1984) и Украины (1994), заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1993), лауреат Государственной премии России (1991) и Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), академик Российской Гуманитарной академии и Петровской академии (Санкт-Петербург), действительный член (академик), Международной академии информатизации, являющейся ассоциированным членом ООН (1993). В. Г. Захарченко также награжден орденами «Знак Почета» (1981), Трудового Красного Знамени (1987), Дружбы народов (1998) и «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2004).
Награждение В.Г. Захарченко
Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и дальнейшему развитию ценнейшегокультурного наследия России, духовному и патриотическому воспитанию общества. Искусство Кубанского казачьего хора отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и за рубежом. Представляя русскую культуру в мире, хор, по словам зарубежной прессы, выступает в одном ряду с такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Большой театр.Художественным руководителем и главным дирижером Кубанского казачьего хора по-прежнемуявляется народный артист России, Украины, Республики Адыгея и Республики Абхазия, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, доктор искусствоведения, профессор, композитор Виктор Захарченко.
Использованные материалы:
1. Корсакова Н. Трубы и лира – в дубовом венке. История создания юбилейного нагрудного знака Войскового певческого хора 2. Корсакова Н. Кубанский казачий хор в эмиграции. Первая половина ХХ века. 3. Пугина Н. Как песня стала гимном.http://kkx.ru/history/ 4. http://www.region-yug.ru/materials/history_end_cultura/pamyati_Kirilla_Rossinsky.htm
- Министерство образования и науки российской федерации
- Рецензенты:
- Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………..4
- 2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития 15
- 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества. 15
- Цель и задачи дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп подготовки студентов
- 3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины
- 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 5. Структура и содержание дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 6. Образовательные технологии
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации освоения дисциплины
- Вопросы для собеседования:
- Проектные задания к модулю 2:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы к зачетным проектам
- Оценка работы студентов в течение семестра
- 8. Самостоятельная работа студента: задания и методические рекомендации к их выполнению Темы рефератов или эссе (возможность использования вопросов к зачетным проектам)
- Методические рекомендации по выполнению проектных заданий (или контрольных работ)
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Основная литература:
- 9.2. Дополнительная литература:
- 9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 11. Лист согласования
- Приложение
- Духовно-нравственные основы и культура российского казачества
- Предисловие к теоретическому (лекционному) курсу
- Глава 1. Историко-культурная эволюция казачества
- 1.1. Концепции происхождения
- 1.2. Определение, этнокультура, этнопсихология
- 1.3. Гетман к.Г. Разумовский в истории казачества
- Глава 2. Казачество и церковь: традиции благочестия и потенциал развития
- 2.1 Древнехристианский аскетизм как первооснова русской православной антропологии
- 2.2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в русской культуре
- 2.3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве
- 2.4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества
- Святой равноапостольный Святая равноапостольный князь Владимир княгиня Ольга
- Статут Памятного креста «Казачья охрана Данилова монастыря»
- 2.5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви
- Глава 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культура и защита отечества
- 3.1.Духовно-патриотическая миссия русского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков
- 3.2. Казачество в Отечественной войне 1812 года
- 3.3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова)
- 3.4. Военные подвиги донского казачества:именная летопись
- 3.5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
- Глава 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы
- 4.1. Творчество м.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культурыи приоритетах казачества
- 4.2.Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов Русской Православной Церкви (хiх-ххIвв.)
- Ученые-просветители Русской Православной Церкви(хiх-ххi вв.)
- 4.3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи
- 4.4. Детерминанты семейного воспитания казачества и образовательной системы кадетских корпусов.
- 4.5. Репрезентация непрерывного образованияроссийского казачества в модулях высшей школы: задачи и решения
- Глава 5. Российское казачество в системе межкультурных связей. Зарубежное казачество
- 5.1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности
- 5.2. Возможности межкультурного взаимодействия
- 5.3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности
- Австралийское казачество
- Казачество в сша
- Казачество во Франции
- Конный поход Москва-Париж
- Глава 6. Перспективы служения казачества в современной россии
- 6.1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития
- 6.2. Образсовременного казачествав общественном сознании: поиск позитивных оснований
- 6.3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества
- 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект
- 7.1. Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры
- 7.2. Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства
- 7.3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе
- Заключение
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Цель и задачи настоящей Стратегии
- III. Основные направления реализации настоящей Стратегии
- IV. Механизм реализации настоящей Стратегии
- Резолюция
- Круглого стола
- «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества
- В России и за рубежом»