5. Структура и содержание дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
Раздел (модуль) дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу (СР) студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
1. Историко-культурная эволюция казачества. | 2 | 1-3 | Лекции 2 | Семинары 2 | Ср 4 | Консультации | Собеседование – 1-3 Эссе – 2 Проектные задания -4 | |
2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития
| 2 | 4-6 | Лекции 2 | Семинары 2 | Ср4 | Консультации | Собеседование – 4-7 Эссе – 5 Проектные задания - 6 | |
3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества.
4.Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы
5. Российское казачество в системемежкультурных связей. Зарубежное казачество.
6. Перспективы служения казачества в современной России.
7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект.
Итого:
|
2
2
2
2
2
|
7-10
11-12
13-14
15-17
15-17 | Лекции 2
Лекции 4
Лекции 2
Лекции 2
Лекции 4
18 час. | Семинары 2
Семинары 4
Семинары 2
Семинары 2
Семинары 4
18 час.
| Ср 4
Ср 4
Ср 6
6
8
36 час.
| Консультации
Консультации
Консультации
Консультации
Консультвции
| Собеседование – 8-11 Эссе – 9 Проектные задания – 10
Собеседование – 12-15 Эссе – 13 Проектные задания 14
Итоговая аттестация:
Зачет |
Содержание разделов дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела (модуля) дисциплины | Содержание раздела |
1. |
Раздел 1. Историко-культурная эволюция казачества.
|
Тема 1. Концепции происхождения. Тема 2. Определение, этнокультура, этнопсихология. Тема 3. Гетман К.Г. Разумовский в истории казачества. |
2. | Раздел 2. Казачество и Церковь: традиции благочестия и потенциал развития. | Тема 1. Древнехристианский аскетизм как первооснова православной антропологии. Тема 2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в истории отечественной культуры. Тема 3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве. Тема 4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества. Тема 5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви. |
3. | Раздел 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители. Воинская культура и защита Отечества. | Тема 1. Духовно-патриотическая миссиярусского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков. Тема 2. Казачество в войне 1812 года. Тема 3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова). Тема 4. Военные подвиги донского казачества: именная летопись. Тема 5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. |
4. |
Раздел 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы.
Раздел 5. Российское казачество в системе межкультурныз связей. Зарубежное казачество.
Раздел 6. Перспективы служения казачества в современной России.
Раздел 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект.
|
Тема 1. Творчество М.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культуры и приоритетах казачества. Тема 2. Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов РусскойПравославной Церкви (ХIХ-ХХI вв.). Тема 3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи. Тема 4. Детерминанты семейного воспитания качества и образовательной системы кадетских корпусов. Тема 5. Репрезентация непрерывного образования российского казачества в модулях ысшей школы: задачи и решения.
Тема 1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности. Тема 2. Возможности межкультурного взаимодействия. Тема 3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности.
Тема 1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития. Тема 2. Образ современного казачества в общественном сознании: поиск позитивных оснований. Тема 3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества.
Тема 1. Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры. Тема 2. Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства. Тема 3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе.
|
- Министерство образования и науки российской федерации
- Рецензенты:
- Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………..4
- 2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития 15
- 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества. 15
- Цель и задачи дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп подготовки студентов
- 3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины
- 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 5. Структура и содержание дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 6. Образовательные технологии
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации освоения дисциплины
- Вопросы для собеседования:
- Проектные задания к модулю 2:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы к зачетным проектам
- Оценка работы студентов в течение семестра
- 8. Самостоятельная работа студента: задания и методические рекомендации к их выполнению Темы рефератов или эссе (возможность использования вопросов к зачетным проектам)
- Методические рекомендации по выполнению проектных заданий (или контрольных работ)
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Основная литература:
- 9.2. Дополнительная литература:
- 9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 11. Лист согласования
- Приложение
- Духовно-нравственные основы и культура российского казачества
- Предисловие к теоретическому (лекционному) курсу
- Глава 1. Историко-культурная эволюция казачества
- 1.1. Концепции происхождения
- 1.2. Определение, этнокультура, этнопсихология
- 1.3. Гетман к.Г. Разумовский в истории казачества
- Глава 2. Казачество и церковь: традиции благочестия и потенциал развития
- 2.1 Древнехристианский аскетизм как первооснова русской православной антропологии
- 2.2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в русской культуре
- 2.3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве
- 2.4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества
- Святой равноапостольный Святая равноапостольный князь Владимир княгиня Ольга
- Статут Памятного креста «Казачья охрана Данилова монастыря»
- 2.5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви
- Глава 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культура и защита отечества
- 3.1.Духовно-патриотическая миссия русского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков
- 3.2. Казачество в Отечественной войне 1812 года
- 3.3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова)
- 3.4. Военные подвиги донского казачества:именная летопись
- 3.5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
- Глава 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы
- 4.1. Творчество м.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культурыи приоритетах казачества
- 4.2.Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов Русской Православной Церкви (хiх-ххIвв.)
- Ученые-просветители Русской Православной Церкви(хiх-ххi вв.)
- 4.3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи
- 4.4. Детерминанты семейного воспитания казачества и образовательной системы кадетских корпусов.
- 4.5. Репрезентация непрерывного образованияроссийского казачества в модулях высшей школы: задачи и решения
- Глава 5. Российское казачество в системе межкультурных связей. Зарубежное казачество
- 5.1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности
- 5.2. Возможности межкультурного взаимодействия
- 5.3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности
- Австралийское казачество
- Казачество в сша
- Казачество во Франции
- Конный поход Москва-Париж
- Глава 6. Перспективы служения казачества в современной россии
- 6.1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития
- 6.2. Образсовременного казачествав общественном сознании: поиск позитивных оснований
- 6.3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества
- 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект
- 7.1. Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры
- 7.2. Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства
- 7.3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе
- Заключение
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Цель и задачи настоящей Стратегии
- III. Основные направления реализации настоящей Стратегии
- IV. Механизм реализации настоящей Стратегии
- Резолюция
- Круглого стола
- «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества
- В России и за рубежом»