4.5. Репрезентация непрерывного образованияроссийского казачества в модулях высшей школы: задачи и решения
Одной из наиболее актуальных задач в современной России является разработка и реализация системы непрерывного образования российского казачества, которая предусмотрена в соответствующих учебных заведениях, включающих казачий компонент. В «Стратегии развития российского казачества до 2020 года» акцентируется положение о том, что «стратегической целью государства является развитие российского казачества и усиление его роли в решении государственных задач». Говоря о казачестве, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в настоящее время к данному сословию себя относят «миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути - геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи» Государство поддерживает стремление казаков возродить исконный уклад жизни, свои самобытные, исторически сложившиеся культурные традиции и духовные ценности, информация о которых – как следствие данной политики – должна, по нашему убеждению, стать полноправным учебно – воспитательным модулем образовательной системы российского казачества всех уровней, включая высшую школу.Прежде всего,учитывая традиционную специфику казачьего менталитета, следует, на наш взгляд, уделять особое внимание сохранению и дальнейшему совершенствованию духовно-нравственного базисаобразовательной системы высших учебных заведений, ее просветительского компонента.
Студенты МГУТУ
В качестве эффективной инновационной разработки образовательной системы казачества следует назвать Концепцию непрерывного образования российского казачества, реализуемую в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского».Основными целями Концепции являются:
поддержка казаков в получении современного качественного образования ориентированного на развитие казачества средствами образования как значимого фактора укрепления российской государственности, подготовку компетентных и социально-активных специалистов;
воспитание казачьей молодежи с использованием традиций исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи на примере беззаветного служения Родине российского казачества, его государственного патриотизма.
реализация в практической деятельности положения Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», о разработке комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи, в том числе и казачьей.
содействие самоидентификации казачьей молодежи путем воспитания чувства принадлежности к казачьему сообществу, формирования казачьей культуры как системы представлений, ценностей и установок. Воспитание практического подкрепления своей самоидентификации.
В соответствии с поставленными целями сформулированы и соответствующие задачи образовательного процесса учащихся казаков:
Создание финансовых, правовых, методических, информационных и организационных механизмов реализации системы непрерывного образования казачества.
Формирование совокупности современных взглядов и целевых установок войсковых казачьих обществ, органов государственной власти и местного самоуправления, профильных образовательных учреждений всех уровней и типов, учреждений культуры в обеспечении непрерывного образования казачества.
Подготовка квалифицированных кадров для казачьих обществ, казачьих предприятий, в том числе для агропромышленного комплекса и сельских территорий в местах компактного проживания казачества.
Осуществление взаимодействия с казачьими обществами в области научной, опытно-внедренческой и консалтинговой деятельности;
Осуществление мер поддержки казачьих кадетских образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;
Создание условий и стимулов для участия казачьих обществ в социальной адаптации несовершеннолетних, в оказании педагогическим коллективам образовательных учреждений в организации внеурочной, досуговой деятельности детей, летнего оздоровительного отдыха;
Развитие и поддержка опыта казачества в организации общественно-полезных инициатив, направленных на формирование здорового образа жизни, снижение уровня наркомании, курения, алкоголизма и преступности в обществе;
Разработка плана взаимодействия учебных заведений с казачьими обществами по созданию единой общей инфраструктуры, обеспечивающей связь казачества с образованием;
Получение учебными заведениями бюджетных мест для целевого приема казаков.(Концепция непрерывного образования казачества. М.: МГУТУ имени. К.Г. Разумовского, 2012, Приложение 2.)
Реализация положений Концепции непрерывного образования российского казачества состоялась, в частности, в учебной программе Высших атаманских курсов, проводимых в структуре ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского».Так, 24 июня 2013 г. в МГУТУ им. К.Г. Разумовского состоялся теоретический семинар на тему: «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года».Семинар возглавила ректор МГУТУ, профессор В.Н. Иванова, внем приняли участие сотрудники Университета, слушатели Высших атаманских курсов и студенты - члены университетского казачьего хутора «Разумовский». С докладом выступил ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по делам казачества, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Н.Н. Константинов, осветивший деятельность Президентского Совета. Докладчик напомнил о том, что в советское время казачье движение не вписывалось в правовое поле государства, и 12 января 2009 года, согласно Распоряжению Президента РФ № 15-рп, был организован Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, который призван не только помогать российскому казачьему обществу, полноценно взаимодействовать с федеральными органами государственной власти, но и способствовать улучшению культурного, духовного и нравственного воспитания молодежи. Все эти шаги, предпринятые государством навстречу казачеству, создают предпосылки для внедрения новых форм хозяйствования, не противоречащих федеральному законодательству, позволяют казакам принимать полноценное участие в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом и экстремизмом.Значительное место в докладе было отведено подписанному Президентом России В.В. Путиным 15 октября 2012 года важнейшему для казаков документу - стратегии развития российского казачества до 2020 года, в соответствии с которым будут приниматься нормативно-правовые акты на федеральном, региональном, муниципальном уровне. В этом же документе прописаны экономические направления развития, необходимые для каждого субъекта РФ. МГУТУ имени К.Г. Разумовского как ВУЗ казачьей направленности часто посещают представители Совета, атаманы казачьих войск и молодые казаки. В университете на бюджетной основе обучаются казаки, поступившие в вуз по рекомендации войсковых атаманов. В новом учебном году число студентов-казаков увеличится. По завершении доклада ответственного секретаря Совета при Президенте РФ по делам казачества и его ответов на многочисленные вопросы участников семинара состоялась защита дипломных работ слушателей Высших атаманских курсов, организованных весной 2013 г. при МГУТУ им. К.Г. Разумовского.
Высшие атаманские курсы
Следует упомянуть и действующую научно-исследовательскую лабораторию «Духовно-нравственная культура российского казачества», созданную в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» в рамках кафедры «Прикладная психология» Института социально-гуманитарных технологий. Ее концептуальными положениями являются следующие:
1. Система непрерывного образования казаков предусмотрена в соответствующих учебных заведениях, включающих казачий компонент. Головным российским университетом данного профиля является ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского».
2. Непрерывное образование российского казачества, в соответствии с основными положениями принятой Концепции, рассматривается как инструмент социально-экономического, государственно – политического и духовного развития российского казачества, представляющего собой деятельную, патриотически ориентированную социальную группу.
3. Казачество представляет собой сложившуюся за длительный период своего исторического развития общность людей, отличающуюся самобытнойтрадиционной культурой и комплексом неповторимых этнопсихологических, социокультурных особенностей, которые должны быть учтены при создании специализированной образовательной системы.
4. Российское казачество – это военное сословие, благодаря которому на протяжении веков осуществлялась эффективная защита границ государства. В современной России казачество, учитывая его ярко выраженное государственное начало, становится значимой и признанной силой, направленной на решение общественных интересов не только местного, но и общегражданского, общенационального, государственного значения.
5. Одна из наиболее важных составляющих традиционной культуры российского казачества – его преимущественно православное вероисповедание, которое является базовой духовной детерминантой, обусловливающей многовековой нравственно – эстетический уклад повседневной культуры казаков, взаимоотношений в их семьях, системы православного воспитания детей, наряду с привнесением в систему христианских ценностей колоритных обрядовых черт конкретной казачьей этнокультуры. 6. В процессе эволюции традиционной культуры казачества формировались качества, которые принято считать отличительными чертами казака икоторые в значительной мере сохранили свою жизнеспособность в настоящее время – это развитое чувство личного достоинства, индивидуальной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; трудолюбие и хозяйственность, владение воинскими навыками, дисциплина, любовь к родной земле, уважение к старшим, почитание обычаев и заветов предков. Данные черты позволяют охарактеризовать сложившуюся на протяжении веков воинскую культуру российского казачества как традиционную культуру православного воина – защитника.
7. В соответствии с государственной поддержкой стремления российского казачества возродить свой исконный уклад жизни, самобытные, исторически сложившиеся культурные традиции и духовные ценности одним из их приоритетов системы образования должно быть усиление духовно-нравственного компонента социокультурного развития казачества, реализуемого, в частности, путем включения в учебно-воспитательный процесс дополнительных модулей по истории и культуре казачества, а также проведения теоретико-экспериментальных исследований по данной проблематике.
Серьезного внимания заслуживает Концепция казачьего образованияПредседателя комиссии по казачьему образованию (ПМ КС) В.И. Лосева.Основнойидеейданного документа является то, что«процесс возрождения казачества немыслим без возрождения личности казака, формирования человека с определёнными моральными, нравственными, служебными и другими качествами, характерными для казачества в целом, определяющими суть и предназначение казачества в государстве и обществе, адаптированными к современным условиям и реалиям». Отмечая сложность поставленной задачи в современных условиях, автор подчеркивает необходимость обеспеченияхорошо организованной и кропотливой работы с казачьей молодёжью, создание отлаженной и эффективной системы казачьего образования (обучения и воспитания), без которой деятельность казачьих обществ и организаций оказывается напрасной.Это касается всех сфер жизнедеятельности: экономики, науки, культуры, перехода к различным видам государственной и иной службы. По мнению В.И. Лосева, роль казачьего образования на современном этапе возрастает в связи с происходящими в обществе и государстве изменениями, ростом и усилением разного рода проблем, в том числе и межнациональных. Происходящая модернизация общества не может не влиять на процесс возрождения казачества. Одновременно и в нашей стране, и на бывшем постсоветском пространстве интенсивно меняется сама система воспитания и образования подростков. В большинстве Войсковых казачьих обществ и общественных казачьих организаций в настоящее время работа с казачьей молодёжью организована достаточно эффективно и придаётся должное внимание и значение казачьему образованию. Многие атаманы и руководители различных казачьих структур активно участвуют в создании и функционировании кадетских корпусов, гимназий, лицеев и иных учебных заведений. По данным В.И. Лосева,на сегодняшний день существует около 300 различных учебных заведений, где активно осуществляется духовно-нравственное и патриотическое воспитание подростков. Количество учащихся в этих учебных заведениях составляет около 50 тысяч человек, что представляется явно недостаточным. Возрастают и требования к качеству казачьего образования. Объективная оценка эффективности казачьих учебных заведений, оценка выпускника кадетского корпуса или гимназии на соответствие его требованиям к облику казака показывает, что результаты часто бывают неудовлетворительными. Главную причину такой неэффективности образовательного процесса казаков автор усматривает в том, что «в программах этих заведений, как это ни странно, напрочь отсутствует в содержании учебного процесса казачий компонент. Разумеется, это нельзя огульно отнести ко всем казачьим учебным заведениям». Лучшие результаты обучения и воспитания казачества показаны в Войсковом казачьем обществе «Всевеликое Войско Донское», в Енисейском Войске.Выделяется высокими показателямиКубанское казачье Войско, где под руководством атамана В.П. Громова, поддерживаемого на протяжении 15 лет законодательной и исполнительной ветвями власти, казачество достигло небывалого расцвета. С трибуны IV Всемирного схода кубанских казаков губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв начал выступление словами: «Я казак Кубанского казачьего Войска», чем вызвалактивное одобрение присутствующих. В выступлении губернаторабыло отмечено, что ряд программ в крае частично или полностью отдан казакам. В число инициатив вошли и учебные программы казачьего образования. Соответственно были переданы казакам и статьи бюджета, предусмотренные на эти цели, что предопределило успех образовательной системы казачества Кубанского казачьего Войска. В Ростовской области Управлением образования Войска совместно с Министерством образования области определён региональный статус «казачьего» учебного заведения и порядок его присвоения, разработан казачий компонент содержания учебного процесса и метод его реализации в рамках основной школьной программы, некоторые другие специальные понятия. Одновременно были разработаны и изданы многотысячными тиражами специальные учебники, учебные пособия и другие материалы, которыми полностью обеспечены казачьи учебные заведения. Здесь же организована система подготовки и повышения квалификации руководителей, преподавателей и воспитателей казачьих учебных заведений, а также обмен опытом работы. Организована система управления казачьим образованием в масштабе Войска, работа со студенческой казачьей молодёжью, заключены договоры со многими ВУЗами области о подготовке казачьих кадров из выпускников учебных заведений, создана казачья молодёжная организация «Донцы» и ряд других, в том числе спортивных и творческих молодёжных коллективов. С атаманами окружного и станичного звена проводится учебно-методическая работа, в том числе и по управлению казачьим образованием. В соответствии с позицией В.И. Лосева, казачье образование следует рассматривать как процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых и боевых качеств, патриотического воспитания в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой, которые должны обеспечить готовность казака к государственной и иной службе на различных поприщах.
Система казачьего образования включает:
концептуальные идеи наполнения содержания образования с позиций возрождения казачества и его потребностей;
создание сети казачьих учебных заведений различного уровня (от дошкольных до высших), в местах компактного проживания казаков;
создание нормативно-правовой базы существования и функционирования казачьих учебных заведений;
разработка учебно-теоритических, учебно-методических основ для реализации регионального казачьего компонента содержания образовательного процесса;
подготовка кадров управленческого и профессорско-преподавательского состава.
Определение конкретных целей казачьего образования, по мнению автора, осложняется отсутствием единой концепции возрождения казачества на постсоветском пространстве в силу его разобщённости, отсутствием современной концепции государственной политики в отношении казачества, как в России, так и на территориях Беларуси, Украины и ряда других государств.Поскольку казачий компонент содержания общего образования может являться составной частью национально-регионального компонента образовательных учреждений, его конкретные цели и задачи могут быть определены в каждом казачьем регионе и соответствовать общей направленности целей и задач патриотического воспитания молодёжи. При этом должна быть определена модель выпускника казачьего учебного заведения, его характеристика, набор качеств, разработаны Кодексы чести казака, заповеди и нормы поведения.
При создании Войсковой (региональной) системы казачьего образования должны быть созданы:
методические и дидактические основы учебного процесса, определён предметный, тематический, воспитательный, духовный (религиозный), физический и военно-прикладной компонент;
учебно-материальная база от дошкольного до высшего учебного заведения для реализации образовательных программ;
региональные нормативно-правовые документы статуса казачьего учебного заведения;
подготовлены педагогические и воспитательские кадры для работы в казачьих учебных заведениях, изданы учебные и учебно-методические пособия по казачьему компоненту, организована внешкольная работа с казачьей молодёжью, дополнительно созданы молодёжные казачьи организации по военно-патриотической, спортивной и культурной работе.
Одновременно необходимо осуществлять тесное и конструктивное сотрудничество с региональными органами образования, а также активное привлечение молодых казаков к общественной жизни, к работе кругов, сходов, сборов и т.д. Решение этих задачможет обеспечить создание необходимых условий для возрождения современного высокообразованного и высококультурного казачества как социально и психофизически здоровой народной общности защитников и хранителей национального наследия России.
Использованные материалы: 1. Концепция непрерывного образования российского казачества. М.: МГУТУ, 2012 2. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 годаhttp://state.kremlin.ru/council/16/news/166823. .http://kazakia-vbkv.narod.ru/txt_vopr_kaz.html
- Министерство образования и науки российской федерации
- Рецензенты:
- Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………..4
- 2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития 15
- 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества. 15
- Цель и задачи дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп подготовки студентов
- 3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины
- 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 5. Структура и содержание дисциплины «духовно-нравственные основы и культура российского казачества»
- 6. Образовательные технологии
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации освоения дисциплины
- Вопросы для собеседования:
- Проектные задания к модулю 2:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы для собеседования:
- Вопросы к зачетным проектам
- Оценка работы студентов в течение семестра
- 8. Самостоятельная работа студента: задания и методические рекомендации к их выполнению Темы рефератов или эссе (возможность использования вопросов к зачетным проектам)
- Методические рекомендации по выполнению проектных заданий (или контрольных работ)
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Основная литература:
- 9.2. Дополнительная литература:
- 9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 11. Лист согласования
- Приложение
- Духовно-нравственные основы и культура российского казачества
- Предисловие к теоретическому (лекционному) курсу
- Глава 1. Историко-культурная эволюция казачества
- 1.1. Концепции происхождения
- 1.2. Определение, этнокультура, этнопсихология
- 1.3. Гетман к.Г. Разумовский в истории казачества
- Глава 2. Казачество и церковь: традиции благочестия и потенциал развития
- 2.1 Древнехристианский аскетизм как первооснова русской православной антропологии
- 2.2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в русской культуре
- 2.3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве
- 2.4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества
- Святой равноапостольный Святая равноапостольный князь Владимир княгиня Ольга
- Статут Памятного креста «Казачья охрана Данилова монастыря»
- 2.5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви
- Глава 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культура и защита отечества
- 3.1.Духовно-патриотическая миссия русского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков
- 3.2. Казачество в Отечественной войне 1812 года
- 3.3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова)
- 3.4. Военные подвиги донского казачества:именная летопись
- 3.5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
- Глава 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы
- 4.1. Творчество м.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культурыи приоритетах казачества
- 4.2.Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов Русской Православной Церкви (хiх-ххIвв.)
- Ученые-просветители Русской Православной Церкви(хiх-ххi вв.)
- 4.3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи
- 4.4. Детерминанты семейного воспитания казачества и образовательной системы кадетских корпусов.
- 4.5. Репрезентация непрерывного образованияроссийского казачества в модулях высшей школы: задачи и решения
- Глава 5. Российское казачество в системе межкультурных связей. Зарубежное казачество
- 5.1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности
- 5.2. Возможности межкультурного взаимодействия
- 5.3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности
- Австралийское казачество
- Казачество в сша
- Казачество во Франции
- Конный поход Москва-Париж
- Глава 6. Перспективы служения казачества в современной россии
- 6.1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития
- 6.2. Образсовременного казачествав общественном сознании: поиск позитивных оснований
- 6.3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества
- 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект
- 7.1. Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры
- 7.2. Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства
- 7.3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе
- Заключение
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Цель и задачи настоящей Стратегии
- III. Основные направления реализации настоящей Стратегии
- IV. Механизм реализации настоящей Стратегии
- Резолюция
- Круглого стола
- «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества
- В России и за рубежом»