logo search
учебно-методич

Методические рекомендации

Ранняя история Персидской державы – одной из самых обширных в древнем мире, всегда пользовалась вниманием как античных, так и современных отечественных и зарубежных исследователей. Цельсеминарского занятия – изучить процесс возникновения Персидского государства и его формирования как империи. Подготовка к семинарскому занятию, а также выступление с докладами и сообщениями по предлагаемой теме, требует от студента кропотливой работы с большим по объему источниковым материалом (с использованием навыков из внутренней критики), выбора существенных и абстрагирование от второстепенных сведений, составление логически структурированного доклада, активного использования исторической карты и проч. Вынесенные на семинар вопросы позволят повторить материал и расширить на основе новых исторических данных понимание обстоятельств формирования и основных черт древневосточной империи.

При подготовке к первому вопросунеобходимо использовать «Историю» Геродота. В книгеIГеродот обстоятельно рассказывает о возвышении и падении Мидии, образовании и росте могущества Персидского государства. Однако его труд, несмотря на безусловную историческую ценность, требует критического отношения. Геродот, будучи греком, субъективен, поскольку жил в годы Греко-персидских войн; он часто смешивает реально произошедшее с мифами и проч. Выделить историческую основу и скорректировать почерпнутые у Геродота сведения поможет монография М.А. Дандамаева, а также размещенный в хрестоматии отрывок из вавилонской хроники. Рекомендуется кратко рассказать о причинах и исторических обстоятельствах образования и усиления Мидийской державы, реформах Дейока, военных походах мидийских правителей (их направление и итоги), назвать и показать на карте вошедшие в состав государства территории, рассказать о взаимоотношении Мидии с Вавилонией и о положении в составе державы населения захваченных земель. О персидском царе КиреII, его происхождении и борьбе за власть с Астиагом довольно подробно пишет Геродот (кн.I, 106-130). Оценивая предложенный Геродотом материал следует помнить, что борьба Персии с Мидией была во многом инициирована и поддержана мидийской знатью, не желавшей смириться со стремительным усилением власти царя. Вспомните, в каких странах древнего Востока противоречия между знатью и верховным правителем перерастали в конфликт, каковы были причины конфликтов и чем они завершились.

Походы Кира IIхорошо обеспечены источниками. Помимо «Истории» Геродота о Кире и его политике довольно подробно говорится в «Вавилонском памфлете о Набониде», «Вавилонской истории Беросса», «Цилиндре Кира», «Эдикте КираII» и др. В этом случае встает проблема не столько поиска необходимого фактического материала, сколько его отбора и критического осмысления. Предлагаемые документы сложны для понимания, их авторы часто противоречат друг другу и, предоставляя читателям произвольно отобранные сведения, дают диаметрально противоположные оценки описываемым событиям. Подумайте, чем объясняются различия в оценках персидских и вавилонских информаторов. Более всего противоречий встречается в описании завоевания КиромIIВавилонии. Обратите внимание на ситуацию в регионе накануне похода, на силы сторон, причины формирования и состав внутренней оппозиции вавилонскому царю, ход и последствия для Вавилонии персидского завоевания. Поражение Вавилона было не в последнюю очередь, предопределено религиозной политикой Набонида, сведения о которой можно найти в текстах сиппарского цилиндра и цилиндра Кира. О войне КираIIс Крезом и о захвате Лидии подробно написано в «Истории» Геродота (кн.I, 76-91). Подумайте, каково было экономическое и политическое значение присоединения Лидии к Персиде. Изложение материала по второму вопросу можно завершить кратким рассказом о гибели КираIIв походе на массагетов.

Завоевание персидским царем КамбизомII Египтаи его неудачный поход в Нубию подробно описаны Геродотом (кн.III, 4-31) и современными историками М.А. Дандамаевым, Б.А. Тураевым и др. Вспомните внутреннее и международное положение Египта накануне похода Камбиза, подумайте почему персидские цари отводили завоеванию Египта ключевое значение, в чем причина их успеха. Расскажите о ходе и последствиях персидской экспансии в северо-восточную Африку, как и почему изменился статус Египта после неудачного персидского похода в Нубию. Покажите на карте границы Персидской «мировой» державы к концу жизни Камбиза, назовите основные регионы, вошедшие в ее состав. Назовите причины образования древневосточных империй, их основные черты, положительное и отрицательное влияние на историю народов, экономические и этнополитические причины нестабильности. Проиллюстрируйте теоретический материал примерами из истории Персидской империи.