logo search
sps_Korei

2.8. Неправительственные организации в рк

Создание и развитие общественных организаций в Рес­публике Корея имеет короткую историю. До 1987 г., т.е. прихода к власти администрации Ро Дэ У, гражданские движения в РК либо рассматривались только как незаконные и подрыв­ные группировки, либо ограничивались, в том числе и силовыми мерами, сферами деятельности, не имеющими отношения к поли­тике (женскими, молодежными проблемами, защитой прав потре­бителей, окружающей среды и т.п.). Ограничения на собрания и демонстрации не давали гражданским движениям развернуться в полном объеме.

В последнее десятилетие, после прихода к руководству страной гражданских лидеров началось бурное развитие в Республике Корея неправительственных организаций. После 1987 г. оппозиционные движения за демо­кратизацию, которые ранее, в условиях жесткого прессинга со стороны диктаторских авторитарных режимов, в основном имели подрывной характер, уже не могли опираться на поддерж­ку широких слоев населения. Это открыло возможность для создания лояльных власти общественных организаций. Осо­бенно активно процесс возникновение новых неправительст­венных организаций происходил в период президентства Ким Ен Сама.

При президенте Ким Дэ Чжуне была официально признана Конфедерация корейских профсоюзов, ранее бывшая незако­нной. Число неправительственных организаций быстро растет (с 3 тыс. 300 в 1997 г. до 6 тыс. в 2000 г.)21. Включая и ре­гиональные отделения НПО, их число достигает примерно 20 тысяч. Из них около тысячи организаций работают в социальной сфере, начиная с политических и экономических вопросов и кончая защитой прав потребителей. Отдельно в РК включают в статистику различные трудовые и религиозные организации. Сейчас в РК представлено большинство действующих в мире крупных международных неправительственных организаций, таких как «Эмнести Интернэшнл», YMCA, «Гринпис» и другие, причем некоторые из этих организаций довольно многочисленны и располагают филиалами в провинциальных городах страны Число членов организаций колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч и даже десятков тысяч человек. Членство в большинстве НПО обычно свободное, за исключением четко выделенного руководящего состава. Членом организации может счи­таться любой человек, участвующий в ее работе или оказывающий ей финансовую поддержку.

На состоявшейся в октябре 1999 г. в Сеуле Всемирном конференции неправительственных организаций были представлены 210 южнокорейских НПО, в том числе 54 – имею­щие политическую, экономическую и социальную направленность, 29 – различные научно-исследовательские организации и университеты, 5 – право- защитные, 30 – женские, 9 – эко­логические, 12 – молодежные, 29 – религиозные, 34 – отде­ления различных международных неправи- тельственных организаций.22 В целом эти цифры соответствуют общему соотношению различных НПО внутри страны.

Регистрация и контроль за деятельностью НПО поручены Министерству администрации и местного самоуправления, где имеется специальное подразделение. После прихода к власти администрации Ким Дэ Чжуна отмечается определенное усиле­ние роли НПО в государственных делах. Сейчас практически каждое правительственное учреждение считает своим долгом иметь консультативный аппарат из числа видных деятелей общественных организаций (в основном из числа бывших сотрудников). Кроме того, НПО, лояльные к нынешней администрации, рассматриваются как кадровый резерв при назначениях на государственные посты.

Среди НПО существует довольно острая конкуренция, прежде всего в борьбе за получение правительственных гран­тов (это порой является решающим фактором самого существования организации, несмотря на общепринятый прин­цип независимости НПО от государства). Среди НПО идут дискуссии по ряду акту­альных вопросов направлений их деятельности. Так, ранее значительная часть НПО придерживалась мнения, что общественная организация по определению должна являться оппозиционной, иначе ее дея­тельность теряет смысл. Такие тенденции ярко прослеживались в период президентства Ро Дэ У, и в меньшей степени – при ад­министрации Ким Ён Сама, когда ряд НПО начал проявлять серьёзный интерес к предложениям правительства. В настоящее время, за исключением небольшого числа радикальных организаций, подавляющее большинство НПО не стремятся к конфрон­тации и вполне удовлетворяются уже тем, что их предложения по тому или иному вопросу не отвергаются правительством априори.

Наиболее активны в РК сейчас такие оппозиционные НПО, как Граждан­ская коалиция за экономическую справедливость (основана в 1989 г.) и Народная солидарность за демократию участия, объединяющие в основном представителей молодого поколе­ния городского среднего класса. Деятельность этих движений подчеркивает то обстоятельство, что официальные политиче­ские партии видимо, не справляются с обязанностями по предоставле­нию и продвижению социальных и политических интересов многих социальных групп.

Власти РК допускают в разумных пределах суще­ствование оппозиционных правительству организаций, к при­меру, параллельных профсоюзов, а также НПО экстремистско­го толка, расценивая их как некий непременный атрибут демократи­и. К таким организациям можно отнести, прежде всего, довольно многочисленные студенческие объединения. Наиболее известная из них – Всекорейская ассоциация студенческих советов (Ханчхонрён), регулярно становящаяся объектом внимания средств массовой информации после частых анти­правительственных демонстраций. После таких акций, нередко сопровождающихся насильственными действиями, поднимается вопрос о признании Ханчхонрёна антигосударственной организацией и его запрете на осно­вании Закона о национальной безопасности, однако затем ре­шение откладывается на неопределенный срок. Вместо силового решения, могущего вызвать создание на месте запрещенных орга­низаций новых, еще более радикальных, государство предпочитает принимать превентивные меры (широко используя возможности спецслужб) по постепенной замене руководства Ханчхонрёна и других студенческих организаций в целях сни­жения антиправительственной направленности их деятельности.23 Но определённые случаи заставляют власти РК настороженно относиться к созданию новых политических общественных организаций. В частности, факт разоблачения шпионской сети спецслужб КНДР, действовавшей под прикрытием не­легальной «Народно-демократической революционной партии», вновь дал возможность правительству продемонстрировать опасность использования гражданских организаций для ведения под­рывной деятельности со стороны Северной Кореи.

В заключении можно отметить, что, несмотря на определённый прогресс, достигнутый за по­следнее время в развитии общественных организаций в РК, по мнению руководства страны, гражданские движения еще находятся на этапе становления, и должно пройти какое-то время, прежде чем они смогут принимать реальное участие в управлении государством.