2.7. Южнокорейские политические партии
Создание и деятельность политических партий в Республике Корея регулируются «Законом о политических партиях», принятым 31 декабря 1962 г. и затем неоднократно обновлявшимся. Необходимым условием для создания политической партии является наличие оргкомитета, а также местных партийных органов как минимум в 45 из 243 избирательных участков.
По Конституции в Республике Корея «гарантируется многопартийная система». К 1947 г. в результате быстрого развития политических процессов в РК насчитывалось уже около 40 партий, которые, однако, были немногочисленны, не имели четких платформ и программ, часто являлись не более чем политическими дискуссионными клубами или объединениями земляков или бывших одноклассников. Первой общенациональной партией стала созданная Ли Сын Маном в 1951 г. Либеральная партия. В качестве альтернативы ей сформировалась достаточно рыхлая и оппозиционная Демократическая партия, позднее возникли Демократическая республиканская партия и Новая демократическая партия.
В годы после падения режима Ли Сын Мана вновь стали появляться многочисленные мелкие партии, однако военный переворот Пак Чжон Хи в 1961 г. положил конец этому процессу: деятельность всех партий была запрещена. Этот запрет был отменен только в 1963 г. Ким Джон Пхиль и другие лидеры военного переворота организовали Демократическую республиканскую партию (ДРП – Минджу конхва-дан), которая состояла в основном из отставных военных, чиновников и членов прежней правящей партии (Либеральной). Политическая активность оппозиции не поощрялась, однако ей удалось воссоздать Демократическую партию (Минджу-дан) и организовать Партию народных масс (Минджун-дан). В 1964 г. оппозиционные силы объединились в Народную партию (Кукминый-дан) и отколовшуюся от нее Партию новой Кореи (Синхан-дан во главе с известным политиком Юн Бо Соном). В 1967 г. они объединились в Новую демократическую партию (Синмин-дан) (одним из ее лидеров стал Ким Дэ Чжун).
После убийства президента Пак Чжон Хи в 1979 г. политическая жизнь в стране резко активизируется. Возникает соперничество «трех Кимов» – Ким Дэ Чжуна и Ким Ён Сама, возглавивших оппозиционную НДП, и Ким Джон Пхиля, руководящего ДРП. После захвата власти генералом Чон Ду Хваном в 1980 г. деятельность политических партий вновь была запрещена, а лидеры оппозиции подверглись репрессиям. Возобновление деятельности политических партий в 1981 г. имело следствием появление в РК уже 15 новых партий, 8 из которых стали парламентскими по итогам выборов в марте 1981 г. Правящей была партия Чон Ду Хвана – Демократическая партия справедливости (ДПС), в оппозиции – Демократическая партия Кореи (ДПК), сформированная на базе НДП, и Национальная партия Кореи (НПК), в которую вошли консервативно настроенные члены бывшей ДРП.
Незадолго до выборов в парламент в 1985 г. ряд оппозиционных деятелей получили большую свободу для политической деятельности, благодаря чему была создана Новая корейская демократическая партия (НКДП – Синханминджу-дан), фактически руководимая Ким Ен Самом и Ким Дэ Чжуном (их политическая деятельность была под запретом). Партия получила 67 мест в парламенте (ДПК – 35, НПК – 20) и стала главной оппозиционной силой. Последующие два года стали периодом напряженной политической борьбы постоянно меняющихся политических альянсов и отдельных политиков. Ким Дэ Чжун и Ким Ён Сам, добившиеся введения прямых президентских выборов (существовавший ранее порядок предусматривал коллегию выборщиков), образовали Демократическую партию воссоединения (ДПВ, Тхониль минджу-дан).
В июне 1987 г. Ро Дэ У, ставший кандидатом в президенты РК от ДПС, объявил о политической реформе, приняв основные требования оппозиции. Накануне президентских выборов 1987 г. в стане оппозиции произошел раскол: соперничество Ким Дэ Чжуна и Ким Ён Сама привело к тому, что Ким Дэ Чжун вышел из ДПВ и образовал собственную партию мира и демократии (ПМД, Пхёнхва минджу-дан).
После победы Ро Дэ У на выборах его партия, однако, не смогла завоевать большинство в парламенте на выборах 1988 г. (ДПС – 125 мест, ПМД – 71, ДПВ – 60, НДРП – 35). Парламентская борьба благодаря этому приобрела по-настоящему острый характер.17
В январе 1990 г. правящей ДПС удалось привлечь на свою сторону Ким Ён Сама причем организатором и вдохновителем этой акции выступил Ким Джон Пхиль. В результате слиянии трех партий (ДПС, ДПВ и НДРП) была создана правящая Демократическая либеральная партия (ДЛП, Минджа-дан), которая имела 2/3 мест в парламенте, а ее кандидат – Ким Ён Сам достаточно легко победил на президентских выборах 1992 г. Его соперниками были Ким Дэ Чжун и знаменитый корейский бизнесмен, основатель группы «Хюндай» Чон Джу Ён, образовавший перед выборами собственную Объединенную народную партию (ОНП, Кунмин тхониль-дан).
В начале 1995 г. Ким Джон Пхиль, противоречия которого с президентом Ким Ен Самом обострились, вышел из правящей Коалиции и образовал свою партию – Объединение либеральных демократов (ОЛД, Чаминрён).
После победы кандидата от оппозиции Ким Дэ Чжуна на президентских выборах 1997 г. НКДП стала правящей и в январе 2000 г. была переименована в Демократическую партию нового тысячелетия (ДПНТ, Сэ чхоннён минджу-дан) в попытке обновить ее имидж и расширить региональные рамки. Бывшая правящая партия, названная перед выборами Партией великой страны (ПВС, Ханнара-дан), в результате объединения ПНК и ДП перешла в оппозицию.
В результате парламентских выборов в апреле 2000г. ДПНТ набрала лишь 35, 9 % голосов, получила 115 из 273 мест и таким образом не смогла завоевать большинства в парламенте. К концу президентского срока Ким Дэ Чжуна партия оказалась в серьёзном кризисе, значительное число депутатов от неё, (более двух десятков), перешло в другие партии. В итоге безраздельное господство в парламенте захватила оппозиционная Партия великой страны (ПВС), получившая по итогам выборов всего 133 места, но затем добившаяся абсолютного большинства. Заявившее накануне выборов о выходе из правящей коалиции Объединение либеральных демократов (ОЛД) смогло получить лишь 17 мест (против 50 мест ранее), чего не хватило даже для создания собственной фракции (минимум 20 мест) Позднее в нее были «переведены» несколько депутатов oт ДПНТ, и она получила право сформировать фракцию в НС в обмен на согласие войти в правящую коалицию. Семь мест достались независимым представителям Демократической народной партии, а также Новой корейской партии надежды и независимости.
Правящий лагерь и оппозиция в период правления Ким Дэ Чжуна находились в отношениях острого противоборства по ряду вопросов, что приводило, порой, к многомесячному бездействию парламента. В середине 2002 г. Национальное собрание оказалось без спикера в связи с истечением срока полномочий предыдущего и невозможностью избрать нового.
Начиная с 2001 г. политическая элита Южной Кореи стала ориентироваться на президентские выборы. Введение в правящей партии системы «праймерис» по американскому образцу при выдвижении кандидата в президенты повысило ее популярность в народе. Вместе с тем к началу 2002 г. в ПВС усилились разногласия. Те, кто причислял себя к реформаторам, требовали смягчения авторитарного стиля руководства, поддержали предложенную правящей партией идею «праймерис» для выбора партийного кандидата в президенты, инициативу разделения постов лидера партии и кандидата на президентский пост. ДПНТ в последний период пребывания у власти Ким Дэ Чжуна переживала серьёзный кризис. Прошедший в конце августа 2000 г. съезд ДПНТ не привел к выдвижению нового лидера, который пришел бы на смену Ким Дэ Чжуну. Лишь в декабре .2000 г. под нарастающим давлением внутри партии и со стороны оппозиции Ким Дэ Чжун начал перестановки в руководстве ДПНT, назначив новым председателем партии Ким Джун Гвона – более молодого и в то же время опытного политика.18 В ноябре 2001г. президент Ким Дэ Чжун ушел с поста партийного лидера, а в мае 2002 г. вышел из партии ДПНТ. Руководством ДПНТ был одобрен комплекс мер по внутрипартийной реформе, предусматривающий, в частности, использование американской системы выборов партийного кандидата на президентских выборах – через коллегию выборщиков в количестве 70 тыс. человек, половина из которых является рядовыми гражданами. В ходе этих «праймерис» (они проводились в 16 раундах по регионам страны) противоречия между претендентами обострились. Неожиданно сильно выступил и завоевал партийный мандат, не рассматривавшийся ранее в качестве нового лидера партии Но My Хён.
Но My Хён – выходец из простой крестьянской семьи, добившийся своим упорным трудом, не имея высшего образования, возможности сдать государственные экзамены и стать юристом, – считается представителем интересов трудящихся, молодых избирателей, хотя склонен к популизму. Однако по мере приближения выборов становилось все очевиднее, что, несмотря на высокие рейтинги, большинства голосов избирателей он не получит.
При этом позиции ДПНТ продолжали ослабевать. На местных выборах 13 июня 2002 г. убедительную победу одержала ПВС, назвавшая эти итоги «приговором коррумпированной администрации» (незадолго до этого по обвинению в коррупции были арестованы ряд близких соратников Ким Дэ Чжуна и два его сына, позднее приговоренные за взяточничество и уклонение от уплаты налогов к длительным срокам тюремного заключения). В октябре-ноябре ДПНТ покинула большая группа депутатов отказавшаяся поддержать официального президентского кандидата от партии Но My Хёна.
ОЛД в период президентства Ким Дэ Чжуна неоднократно пыталось выступать в качестве самостоятельной «третьей» силы, оказывая поддержку то правящему лагерю (в большинстве случаев), то оппозиции и не отказываясь от заявленной ранее цели введения в РК системы парламентских кабинетов. В конце декабря 2000 г. ОЛД удалось, наконец, создать собственную фракцию в Национальном собрании (после перехода в ее ряды трех бывших депутатов от ДПНТ). Этот политический маневр, вызвавший бурное негодование со стороны оппозиции, был заранее спланирован лидерами ОЛД и ДПНТ, договорившимися о более тесной координации действий в условиях осложнившейся социально-экономической ситуации в стране. В начале января 2001 г. было официально объявлено о том, что Ким Дэ Чжун и глава ОЛД Ким Джон Пхиль пришли к соглашению о создании коалиционного правительства. Однако к концу года противоречия вновь обострились и ОЛД вышла из правящей коалиции и потеряла даже собственную фракцию в НС. Но Ким Джон Пхиль продолжил активное политическое маневрирование и даже продемонстрировал намерение баллотироваться на высший государственный пост. Однако позиции его партии и его лично постепенно ослабевали: местные выборы в июне 2002 г. показали, что от него отвернулись даже избиратели «родной» провинции Чхунчхон. В этих условиях Ким Джон Пхиль вновь прибег к излюбленной тактике маневрирования, рокировавшись с другими политиками.
Здесь же можно привести краткую характеристику основных политических партий в стране.
Демократическая партия нового тысячелетия (ДПНТ) Республики Корея.
Главной декларируемой задачей ДПНТ является построение передового по мировым стандартам общества и государства. Для ее реализации партия в качестве трех своих идеологических принципов выдвигает демократию, рыночную экономику и благосостояние. Тремя целями партии провозглашены: укрепление власти граждан путем защиты прав человека, упрочения парламентской демократии и расширения на этой основе непосредственной демократии; создание основанной на знаниях экономики, двумя столпами которой будут венчурные и другие средние и мелкие предприятия, а также первоклассные крупные предприятия; построение самой здоровой и счастливой страны, в которой всем вместе будет хорошо жить и центральное место, в которой будет занимать средний класс.
Шестью «устремлениями» партии названы: умеренный реформизм, преодолевший противостояние идеологий; гражданская интеграция, преодолевающая раскол регионов; глобализм, преодолевающий эгоистический национализм и преследующий общечеловеческие ценности; идея национального объединения, преодолевающая ограничения разделенного государства; интеграция граждан пожилого, среднего и молодого возраста на основе гармонии и баланса между поколениями политика согласия, основанная на диалоге и компромиссах. Как показывает анализ, перечисленные установки не расходятся существенным образом с идеями других основных политических партий РК, что свидетельствует о том, что различия между ними носят не столько объективный, программный характер, сколько объясняются соперничеством разных групп политической элиты.
Помимо вышеперечисленных, абстрактных идеологических постулатов на съезде ДПНТ в 2000 г., в «Основах политики», был зафиксирован и целый набор конкретных установок в различных сферах внутренней и внешнем политики, с которыми партия выходит на выборы, включая обещания избирателям.
В программе партии говорится о развитии добрососедских дружественных отношений с крупными странами как одной из основ укрепления стабильности и мира на Корейском полуострове, предусматривается активная деятельность по обеспечению поддержки международным сообществом, в первую очередь США, Японией, Китаем и Россией, мирного решения корейской проблемы.
Партия великой страны (ПВС) (Ханнара-дан)
Партия великой страны ведет отсчет своей истории от образования в 1990 г. Демократической либеральной партии (которая возникла как объединение трех партий: Демократической партии справедливости, Демократическом партии за воссоединение и Новой демократической республиканской партии). В 1992 г. кандидат от ДЛП Ким Ён Сам был избран президентом Республики Корея. В 1996 г., накануне парламентских выборов, Демократическая либеральная партия была переименована в Партию новой Кореи с целью отмежеваться oт бывших президентов Ро Дэ У и Чон Ду Хвана, которые к тому времени уже находились под судом по обвинению в коррупции, совершении военного переворота в 1979 г. и подавлении демократического движения в г. Кванджу в 1980 г. Само название Партия великой страны (Ханнара-дан) получила в 1997 г., после объединения Партии новой Кореи и Демократической партии. Своей основной задачей в период правления Ким Дэ Чжуна ПВС декларировала наблюдение за действиями администрации президента, с тем чтобы «минимизировать ошибки правительства».19
ПВС выступает с позиций «здравого прагматизма» за более эффективную реструктуризацию банковской и промышленной сфер экономики, развитие науки и технологий, за усиление контроля за расходованием общественных фондов, обеспечение занятости населения, борьбу с коррупцией. Руководство ПВС резко критикует «северокорейскую политику» администрации Ким Дэ Чжуна и требует пересмотреть цели и направления дальнейших контактов с Пхеньяном, не допуская необоснованных уступок КНДР.
Объединение либеральных демократов (ОЛД)
Объединение либеральных демократов было основано в феврале 1995 г., после вынужденного выхода из правящей тогда Демократической либеральной партии одного из ее лидеров — Ким Джон Пхиля. На учредительном съезде в марте 1995 г. Ким Джон Пхиль избран президентом ОЛД. В мае 1995 г. произошло объединение с Новой национальной партией.
Объединение либеральных демократов является консервативной политической партией с ярко выраженной антикоммунистической направленностью. Выступает за более осторожный подход к отношениям с КНДР, усиление экономической; мощи РК и внедрение принципов парламентской демократии.
Финансирование политических партий регулируется Законом о политических фондах, согласно которому деятельность партий может финансироваться за счет членских взносов, пожертвований, а также, согласно ст. 8 Конституции, субсидий из госбюджета. Законом установлено, что общий объем допустимых субсидий рассчитывается исходя из суммы 800 вон (меньше 1 долл.) за каждый голос, полученный партией на последних выборах; 50 % субсидий распределяются среди партий, имеющих свои фракции в парламенте; более мелкие партии получают по 5 % общих ассигнований, а имеющие менее 5 депутатов – 2 %; оставшиеся 50 % распределяются среди партий пропорционально числу мест полученных на выборах. «Комитеты поддержки» партий (регистрируются в ЦИК) также могут собирать денежные пожертвования от частных и юридических лиц. Максимальный объем пожертвований, который может получить комитет в течение года, – 20 млрд. вон (в год выборов – вдвое больше).20 Вместе с тем легальных источников явно не хватит для полномасштабной деятельности партий. Не секрет, что значительные средства получаются политиками от бизнеса, что говорит о коррупции в корейской внутренней политике.
В целом, можно сделать вывод о том, что политические партии в Республике Корея пока что отличаются от таковых в общепринятом, точнее западном, понимании. Они носят клановый и региональный характер и, создаются и реформируются лишь под своего политического лидера как орудия политической борьбы за власть. Некоторые реальные политические партии и группировки не имеют формальных признаков таковых, формируясь вокруг того или иного политического босса. Так, во времена запрета на политическую деятельность Ким Ён Сам создал «Общество любителей альпинизма», которое фактически являлось политической базой для его сторонников. После ухода в отставку в 1998 г. Ким Ён Сам вновь вернулся к базе этого общества в целях противодействия администрации Ким Дэ Чжуна. Именно поэтому так мало принципиальных отличий в программах партий, легко образуются коалиции из, казалось бы, идеологически непримиримых противников и их раскол, а также переход депутатов из одной партии в другую. В такой ситуации, государственная политика, по сути, мало зависит от того, какая партия приходит к власти, а в основном формируется государственной бюрократией, т.е. чиновниками исполнительной власти.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова