logo search
История - расширенная шпора

[Править]Военное искусство в Гражданской войне

См. также:Бронепоезда Гражданской войны

В Гражданской войне тачанка использовалась как для передвижения так и для нанесения ударов непосредственно на поле боя. Особой популярностью тачанки пользовались умахновцев. Последние использовали тачанки не только в бою, но и для перевозки пехоты. При этом общая скорость движения отряда соответствовала скорости идущей на рысях кавалерии. Таким образом отряды Махно легко проходили до 100 км в день несколько дней подряд. Так, после успешного прорыва подПерегоновкойв сентябре1919крупные силы Махно за 11 дней прошли более 600 км отУманидоГуляй-Полязахватив врасплох тыловые гарнизоны белых[84]. В годыГражданской воиныв отдельных операциях кавалерия: и у белых и красных, — составляла до 50 % численности пехоты. Основным способом действий подразделений, частей и соединений кавалерии являлось наступление в конном строю (конная атака), поддерживавшееся мощным огнёмпулемётовстачанок. Когда условия местности и упорное сопротивление противника ограничивали действия кавалерии в конном строю, она вела бой в спешенных боевых порядках. Военное командование противоборствующих сторон в годы Гражданской воины сумело успешно решить вопросы использования крупных масс кавалерии для выполнения оперативных задач. Создание первых в мире подвижных объединений — конных армий явилось выдающимся достижением военного искусства. Конные армии были основным средством стратегического маневра и развития успеха, применялись массированно на решающих направлениях против тех сил противника, которые на данном этапе представляли наибольшую опасность.

Успеху боевых действий кавалерии в годы Гражданской войны способствовали обширность театров военных действий, растянутость вражеских армий на широкихфронтах, наличие слабо прикрытых или совсем не занятых войсками промежутков, которые использовались кавалерийскими соединениями для выхода на фланги противника и совершения глубокихрейдовв его тыл. В этих условиях кавалерия могла полностью реализовать свои боевые свойства и возможности — подвижность, внезапность ударов, быстроту и решительность действий.

Бронепоездашироко применялись в Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, и острая борьба за железные дороги, как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов,хлеба.

Часть бронепоездов были унаследованыРККАот царской армии, в то время как было развёрнуто серийное производство новых. Кроме того, вплоть до1919 годасохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирскихвагоновв отсутствие всякихчертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

Кроме того, высокоманёвренный характер боевых действий, опора на внутренние водоёмы в качестве коммуникаций, а также наличие материальной части, оставшейся послеПервой мировой войны, вызвало появление в годы Гражданской войны новой тактической формы ведения боевых действий: активного использованияморской авиацииречного базированияпротивсухопутных войскпротивника (см.Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии).