logo search
ШПОРОЧКИ ПО ИСТ РОССИИ 2Ч

31.Основные тенденции культурного развития России. Кризис

культуры и его причины. Государственная политика в области

культуры. Интеллигенция и власть.

31.Проблемы духовного развития общества. Создание сильного госу¬дарства, действенность власти, проведение жизнеспособной полити¬ки, опирающейся на созидательную энергию общества, невозможно без представлений об общих идеалах, целях и ценностях. Однако в 90-е годы положение и в этой сфере оставалось неблагополучным. Со¬циологи констатируют глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, со¬циальных и культурных ценностей; дестабилизацией социального по¬ложения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?Во-первых, в утрате прежних, социалистического и коммунисти¬ческого, идеалов, которые — при всех оговорках — формировали и картину мира советского человека. После 1991-го путь, пройденный страной в XX в., все чаще трактовался как ошибочный и тупиковый, что ставило под сомнение смысл жизни многих людей. Вместе с тем идея «демократических реформ» по западному образцу показала не¬способность выступать в качестве долговременного объединяющего идеала, тем более что первые годы экономических и политических преобразований многим не позволили ощутить преимущества ради¬кальной смены общественного строя. Негативное влияние на созна¬ние оказывал и распад исторического Российского государства, фак¬тическая утрата страной статуса великой державы, чем ранее спра¬ведливо гордились.Во-вторых, наблюдался нравственный кризис большой части об¬щества. Смещались понятия добра и зла, долга, чести, совести; при¬туплялись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества. Уходит в прошлое тип нравственности, связанный с коллективиз¬мом, со стремлением быть полезным обществу. В то же время выросла значимость индивидуалистических ценностей эгоистической направ¬ленности. Размывалось представление о такой прежде фундаменталь¬ной ценности, как труд. Происходящие перемены деформировали нравственность и социальную ориентацию людей, что нашло отраже¬ние в изменении престижа профессий. Ученый, инженер, летчик, врач, учитель уступали место банкиру, предпринимателю, охраннику, шо¬умену или даже проститутке. «Привлекательность» второй группы про¬фессий была связана с видимой возможностью быстро и легко зара¬батывать деньги, демонстрировать стандарты высокого уровня потреб¬ления. Еще более в общественном сознании девальвировалась такая ценность, как социальная справедливость. Пренебрежение ею со сто¬роны советской партийно-государственной бюрократии не выдержи¬вало сравнения с возможностями «новых русских» и «олигархов».О кризисе культуры свидетельствовало также размывание пред¬ставлений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные формы преступности — от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабочен¬ность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать поиск национальной идеи для современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.Уход от авторитарной системы управления и организации духов¬ной жизни способствовал формированию целой системы субкультур т.е. «культуры в культуре», имеющей свои, четко очерченные, грани¬цы знаний, норм, ценностей, представлений, вкусов, идеалов, тра¬диций. Социологи выделяют несколько основных субкультурных сис¬тем в России 90-х годов. Это — «высокая» интеллигентская культура, развивающая историческую традицию русской национальной элитар¬ной культуры; «советская» культура, продолжающая традицию минув¬ших десятилетий и основанную на совокупности ценностей, образов, символов старшего и среднего поколений; западная культура либе¬ральных ценностей, социокультурного индивидуализма и экономи¬ческой независимости, охватывающая значительную часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура со¬циальных низов.Определенное консолидирующее влияние в 90-е оказывало рас¬пространение религиозных взглядов. Отказ от идеологии воинствую¬щего атеизма во второй половине 80-х годов значительно повысил воспитательную, мировоззренческую и социальную роль Церкви. Ут¬вердилась практика соблюдения прав верующих и атеистов в консти¬туционных рамках светского государства. Ведущие политические партии и движения, включая КПРФ, демонстрируют лояльное, уважитель¬ное отношение к религии. Можно утверждать, что атеистический экс¬тремизм прошлых лет преодолен, и российское общество постепенно восстанавливает историческую преемственность в духовно-религиоз¬ной сфере. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объе¬динениях» в 1997 г. укрепило правовую базу деятельности Церкви в стране. Численность зарегистрированных религиозных организаций увеличилась в 3,5 раза — с 4846 (1992) до 17 427 (2000).В этих условиях повысился уровень религиозности населения. Осо¬бенно интенсивно его повышение происходило в 1988—1992 гг. С сере¬дины 90-х годов тенденция роста уровня религиозности потеряла бы¬лые темпы, а в конце десятилетия он стабилизировался. По данным социологов, соотношение религиозного и нерелигиозного населения составляет примерно 2:1. Если же разделить верующих по конфесси¬ям, то соотношение групп будет следующим. Из каждых 100 граждан России 29 — люди неверующие, 49 считают себя православными, 8 — последователями ислама, 2 — других конфессий, 12 верят «по-свое¬му» и не считают себя приверженцами какой-либо конфессии. Уро¬вень реальной религиозности оценивается по-разному, однако Церковь рассматривается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабилизирующее воздействие на общество.Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации. За годы реформ кар¬динально изменились их функции. Стали иными структура периоди¬ческих изданий, их объем, содержание, политическая и информаци¬онная направленность. В 1990-1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разовый тираж уменьшился со 166 до 104 млн экземпляров, а — годовой в 5,4 раза. Для большин¬ства семей выписка и покупка периодики стала недоступной. Крайне ограничено поступление журналов и газет в библиотеки, школы, вузы, научно-исследовательские институты и учреждения культуры. Анало¬гичные изменения претерпело производство журнальной продукции.Одновременно заметно выросла роль телевидения, в информаци¬онное пространство которого включено практически все население России. В 90-е годы появились новые общероссийские каналы; сложи¬лась сеть региональных телекомпаний; стал необычайно широким ди¬апазон информационных и развлекательных передач. Ныне в обще¬стве превалируют две основные точки зрения на роль СМИ. Одна рас¬сматривает их как орган власти, другая — гражданского общества. Отсюда и в оценке их деятельности присутствует «двойной стандарт», в основе которого — сложное взаимодействие между двумя основны¬ми функциями.Утверждение свободы слова в СМИ происходило не всегда безбо¬лезненно. Их порой бросающаяся в глаза ангажированность; резкий переход к полифоническому изложению событий; многоголосица в оценке фактов; тяготение к сенсационности или, наоборот, к замал¬чиванию событий оказывали негативное влияние на общественное сознание, формировали скептическое отношение к СМИ. Право на свободу слова часто вступало