logo search
Краткий очерк истории философии учебник (3)

Формирование революционного демократизма Герцена и Огарева

Александр Иванович Герцен (1812—1870) и Николай

Платонович Огарев (1813—1877) на протяжении всей жизни выступали как единомышленники, продолжатели дела Радищева и декабристов. Они были выдающимися проповедниками революционно-демократических идей и социалистического обновления России.

Герцен и Огарев происходили из дворянской среды, они вместе учились в Московском университете. Форми­рование их мировоззрения проходило под влиянием вос­стания декабристов, революционных идей «Путешест­вия из Петербурга в Москву» Радищева, социалистиче­ских идей французских утопистов, а также революцион­ных выступлений на Западе в 30—40-х годах,

Еще во время обучения в Московском университете Герцен и Огарев создают политический кружок, изуча­ют историю французской революции 1789—1794 гг., ув­лекаются Сен-Симоном, проповедуют ненависть к про­изволу самодержавия и крепостников, принимают уча­стие в студенческих «беспорядках». Вскоре после окон­чания университета, в 1834 г., Герцен, Огарев, Сатин и другие члены кружка были арестованы, обвинены в опасном вольнодумстве и революционном образе мышления. Герцен был сослан в Вятку, Огарев — в Пен­зенскую губернию. Ссылка не сломила ни Герцена, ни Огарева. По возвращении из ссылки они включились в борьбу против религиозно-мистической идеологии славя­нофилов и представителей официального лагеря, начали активно сотрудничать в журнале «Отечественные запи­ски». В 1840 г. на Герцена обрушились новые гонения: его ссылают в Новгород. В 1847 г. Герцен покинул Рос­сию, стал политическим эмигрантом и до конца жизни прожил за границей — во Франции, Италии, Швейца­рии, Англии.

В эмиграции Герцен развернул кипучую деятель­ность, установил связи с зарубежными революционера­ми, организовал Вольную русскую типографию, создал целый ряд произведений, в которых ставил и решал важнейшие исторические, политические и философские вопросы своего времени.

Вместе с Огаревым, эмигрировавшим за границу в 1856 г., Герцен издавал «Полярную звезду», «Коло­кол», «Общее вече». ««Полярная Звезда»,— писал Ле­нин,— подняла традицию декабристов. «Колокол»' (1857—1867) встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, стр. 258—259).

Крупной исторической заслугой Герцена и Огарева было их выступление против господствовавших в Рос­сии крепостнических порядков и самодержавия, в кото­рых они справедливо видели главное социальное зло, главное препятствие на пути политического, экономиче­ского и духовного прогресса Родины. Однако до кре­стьянской реформы 1861 г. у Герцена и Огарева были колебания между революционным демократизмом и ли­берализмом, явившиеся причиной временных разногласий между ними и Чернышевским. Они иногда обращались в «Колоколе» с открытыми письмами к Александ­ру II и к помещикам, убеждая их добровольно освобо­дить крестьян от крепостной зависимости, предоставить в их распоряжение землю, коей они пользовались, со­хранив крестьянскую общину. Эти колебания были вы­званы тем, что до проведения крестьянской реформы Герцен и Огарев не видели еще в самой России борю­щегося народа. Но и тогда они считали, что освобожде­ние крестьян должно быть проведено с соблюдением трех принципов: права каждого на землю, общинного владения ею, мирского управления. «На этих началах, и только на них, может развиться будущая Русь» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. XIV. М„ 1958, стр. 183.), — писал Герцен. Однако, несмотря на указанные колеба­ния, и в это время революционный демократизм брал у Герцена и Огарева верх над либеральными иллюзия­ми. Так, Герцен говорил в 50-х годах, что не верит ни в какую революцию в России, кроме крестьянской, ко­торая покончит с деспотизмом царей и помещиков; что лучше погибнуть с революцией, чем спасаться в бога­дельне реакции.

Грабительский характер крестьянской реформы 1861 г., волна крестьянских восстаний в стране, вызван­ных этой реформой, жестокая расправа царизма и по­мещиков над бунтовавшим народом, могучая проповедь народной революции Чернышевским и его единомыш­ленниками в России помогли Герцену и Огареву окон­чательно освободиться от либеральных иллюзий, убе­диться в необходимости революции в России. Характери­зуя крестьянскую реформу 1861 г., Огарев заявлял: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут!» (Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. I. M., 1952, стр. 478). «Не вина Герцена, а беда его,— писал В. И. Ленин,— что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах. Когда он увидал его в 60-— он безбоязненно встал на сторону революционной демокра­тии против либерализма. Он боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, стр. 261).

Эта характеристика В. И. Ленина полностью относится и к Огареву.

Герцен и Огарев установили связь с Чернышевским и его идейными соратниками, приняли активное участие в создании нелегальной революционной организации «Земля и воля». Основные политические требования этой группы были сформулированы Огаревым в прокла­мации «Что нужно народу?». Они сводились к следую­щему. Народу необходимы земля, воля и образование. Завоевать свободу народ может только собственными руками. Обращение к народу заканчивалось призывом организованно готовиться к восстанию.

Характер революции 1848 г. в Западной Европе Герценом и Огаревым не был понят. Более того, поражение революции вызвало у Герцена духовную драму, привело к краху утопических надежд на социалистическое пре­образование общества в результате победы этой рево­люции. По этому поводу В. И. Ленин писал, что «ду­ховная драма Герцена была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революцион­ность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела». ( В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 21, стр. 256.).

Потеряв надежду на то, что из революций 1848 г. на Западе может непосредственно вырасти социализм, Гер­цен и Огарев все больше обращают внимание на кре­стьянскую общину, ища в ней зародыши социализма. Говоря об общинном крестьянском социализме Герцена и Огарева, В. И. Ленин в статье «Памяти Герцена» по­казал, что в этом учении «нет ни грана социализма», что в нем выражена революционность буржуазной крестьянской демократии, что «идея «права на землю»; и «уравнительного раздела земли» есть не что иное, как фоpмyлиpoвкa революционных стремлений к равенству со стороны крестьян, борющихся за полное свержение помещичьей власти, за полное уничтожение помещичь­его землевладения» (Там же, стр.258). Слабые стороны учения Герцена и Огарева о русском общинном социализме впоследст­вии подхватили революционные народники.

Под конец жизни Герцен начинает пересматривать свою прежнюю недооценку рабочего движения на Западе. Рабочий вопрос, а также деятельность Первого [Интернационала все более приковывают его внимание, что нашло отражение в письмах «К старому товарищу» (1869). Порывая с Бакуниным и осуждая его анархист­скую тактику, Герцен не отказывается использовать го­сударство в интересах революции и народа. Хотя он го­ворил о необходимости обратиться с «проповедью, равно обращенной к работнику и хозяину, земледельцу и ме­щанину», но упор делал не на эту проповедь, а на со­циальную революцию, которая положит конец царству капитала. Герцен приветствовал перевод работ Маркса на русский язык, заявляя Огареву, что «вся вражда моя с марксидами — из-за Бакунина» (А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, т. XXX, книга первая. М.,,1964, стр. 201.).