logo search
История - Конспект лекций и приложения

Необходимые авторские пояснения Уважаемые студенты!

Вы вступили на стезю получения высшего профессионального образования для дальнейшей деятельности в сфере государственного и муниципального управления. В XXI века становится ясным, что значимость управленческой деятельности в условиях, когда наше Отечество встало на радикальной социально-экономической и духовной модернизации, результатом которой должно стать построение демократического, правового, светского и социального государства, резко возрастает. Немыслимо себе представить специалиста в столь обширной сфере как управленческая деятельность без добротной социогуманитарной подготовки. Не случайно, в нашем институте ей уделяется повышенное внимание, в частности, изучению учебной дисциплины “Отечественная история”.

Знакомый всем с детства предмет в стенах вуза в рамках программы, разработанной соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования — требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. (Федеральный компонент. Отечественная история ГСЭ.Ф.03. 2000 г.), наполняется качественно новым содержанием. Сегодня, когда ушло в прошлое (хочется надеяться, навсегда) безраздельное господство в исторической науке (да и не только) марксистско-ленинской методологии (в большевистском ее измерении), открылся широкий простор для научного творчества. Наряду с традиционным формационным подходом к изучению истории, этим любимым дитя марксизма-ленинизма, в последние годы утверждается цивилизационный подход к познанию исторической действительности. Не будем сейчас вступать в дискуссию, какой из этих подходов лучше, какой хуже. Все гораздо сложнее, прямые суждения, априорные оценки, думается, здесь неуместны. У вас будет время на занятиях подискутировать на эту тему.

Однако нельзя не заметить, что внедрение в практику обучения в вузах цивилизационного подхода к познанию истории, позволило ввести в научный и учебный оборот множество новых терминов. Впрочем, это не совсем так. Новое — это хорошо забытое старое. Неоднократно убеждаешься, насколько были правы древние мудрецы. Многие из понятий и категорий, которые здесь будут ниже приводиться, уже длительное время с успехом используются в зарубежной исторической науке. Для нас же они стали откровением в силу, как выше уже отмечалось, безраздельного господства в исторической науке (да и не только), марксистско-ленинской методологии (в большевистском ее измерении).

Между тем, было бы нелепым отказаться от понятийно-категориального аппарата, который применяется при изучении истории с позиций формационного подхода. Вот почему мы включили многие из них в наше пособие.

Многолетняя практика преподавания в вузах позволяет автору данного учебного пособия утверждать, что студенты испытывают серьезные затруднения, когда встречаются с терминами, понятиями, категориями, которые будут излагаться ниже.

Автор не претендует на лавры создателей объемного труда, а старался: отобрать минимальное количество, наиболее часто встречающихся в исторических научных и учебных публикациях терминов, понятий, категорий; максимально упростить их понимание, адаптировать его к психологическим особенностям студентов, не впадая, между тем, в примитивизацию и упрощенчество.

Этот труд может быть полезен не только при изучении истории, но также и других социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Однако не стоит впадать в заблуждение, что данное учебное пособие в форме словаря-справочника может заменить солидные научно-справочные издания. Его цель значительно скромнее — оказать помощь студентам в организации самостоятельного изучения учебного материала по дисциплине “Отечественная история”.

Помните, что сказал в свое время великий немецкий мыслитель К.Маркс: “В науке нет широкой столбовой дороги. И толь тот достигает ее сияющих вершин, кто не боясь усталости карабкается по ее каменистым тропам”.

Сегодня модно критиковать К.Маркса (и по делу, и ради критиканства). Но с такой его позицией, изложенной выше, можно, конечно, спорить, но трудно, в конечном итоге, не согласиться.