4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
Формально Государственный Комитет Обороны (ГКО) относится к системе органов исполнительной власти, но на деле является высшим органом государственной власти вообще, выполняя исполнительно-распорядительные функции всех ветвей власти.
По Конституции он является «высшим руководящим военным органом государственной власти и общим органом управления обороной» (ст.100). Формально он ответствен в своей ответственности перед BНС(cт.105), a срок его полномочий равен ВНС (ст. 101) – 5 лет.
-
Государственный комитет обороны, согласно ст. 103 Конституции: руководит вооруженными силами и оборонным строительством;
-
учреждает и ликвидирует центральные органы «в области обороны»;
-
назначает и освобождает от должности высших военачальников;
-
присваивает высшие воинские звания;
-
объявляет военное положение и издает приказ о мобилизации.
На деле функции ГКО шире и распространяются и на управление экономикой (военно-промышленный комплекс), внешней политикой и социальной сферой, поскольку в КНДР, «находящейся в состоянии войны», любому вопросу можно придать оборонное значение.
До 1992 г. Комитет обороны существовал как один из отраслевых комитетов Центрального народного комитета (тогда его председателем по должности являлся президент КНДР – Ким Ир Сен). В принятых в апреле 1992 г. изменениях к Конституции ГКО впервые становится самостоятельным органом, тогда же из Конституции было изъято положение о занятии поста его председателя только президентом. Это позволило занять эту должность Ким Чен Иру как Верховному главнокомандующему КНА в порядке подготовки к наследованию власти. В результате в иерархии властных структур ГКО поднялся формально на второе место после Президиума ВНС.
В центр политической жизни ГКО был поставлен по окончании траура по Ким Ир Сену в сентябре 1998 г. Возглавляет ГКО Ким Чен Ир, его заместителями являются ведущие военачальники (Чо Мён Рок, Ким Ир Чер, Ли Ен My).40 Члены ГКО (на сессии ВНС в сентябре 1998 г. избрано 10 человек, ранее было 7) – это военные и руководители спецслужб, входят лишь несколько гражданских лиц, да и те из хозяйственных руководителей, отвечающих за военную промышленность (секретарь ЦК ТПК, курирующий оборонную промышленность, председатель Второго экономического комитета, руководитель провинции Чаган, где расположено большинство оборонных заводов). Большая часть членов ГКО – старые соратники Ким Ир Сена. ГКО фактически не относится ни к какой из ветвей власти, что корейцами объясняется «сохранением военного положения» в стране (по итогам Корейской войны заключено лишь перемирие), поэтому он может распространить свое влияние на любую сферу государственной и общественной жизни. Само наличие раздела о ГКО в Конституции трактуется в КНДР как юридическое закрепление проведения «политики приоритета армии» («сонгун»). Издаваемые ГКО постановления и приказы обязательны для всех госорганов и граждан, являются нормативными актами прямого действия.
Система взаимоотношений ГКО с другими госорганами неясна – в партийных организациях контрольные функции выполняет по его поручению Контрольная комиссия ЦК ТПК, на производстве и в ведомствах – Управление делами кабинета министров, в армии – Инспекторское управление МНВС. В отдельных случаях полномочиями представителей ГКО наделяются руководители парткомов предприятий или их директора. Отделы ЦК ТПК выполняют конкретные поручения ГКО (хотя Центральный военный комитет ТПК, очевидно, стал номинальной организацией). Непосредственно на ГКО «замыкаются» ведомства и государственные учреждения, не подведомственные кабинету министров. Среди них выделяются Министерство народных вооруженных сил, Оперативная группа ставки Верховного главнокомандования КНА, Министерство охраны государственной безопасности, Главное управление правительственной охраны.
В состав правительства (кабинета министров) КНДР входят премьер, его заместители, министры, руководители ведомств и «другие члены» (ст. 118 Конституции). Формально срок полномочий правительства равен сроку полномочий ВНС КНДР. В Конституции перечислены 12 сфер обязанностей и полномочий КМ, включая создание и упразднение административно-хозяйственных единиц, разработку государственного плана и бюджета, руководство основными отраслями экономики и социальной сферы, финансовой системой, руководство «внешними сношениями», контрольно-ревизионные функции. В Конституции закреплено наличие президиума КМ (включающего премьера, его заместителей и назначенных членов), который на своих заседаниях «обсуждает и решает вопросы, порученные ему пленарным заседанием КМ» (которое обсуждает лишь «новые важные вопросы, возникающие в административно-хозяйственной работе» (ст. 122). КМ может иметь в своем распоряжении помогающие его работе непостоянные отраслевые комиссии. КМ несет ответственность перед ВНС и Президиумом ВНС.
Вновь избранный премьер приносит присягу на сессии ВНС. В Конституции также закреплено право КМ издавать постановления и распоряжения и право министерств и комитетом КМ делать то же применительно к соответствующим отраслям.
Среди ведомств, подчиняющихся кабинету министров, основную часть составляют министерства экономического блока в условиях планово-распорядительной экономики, выполняющие не только управленческие, но и непосредственно хозяйственные функции. Главным среди них является Государственный плановый комитет (Госплан), которому подведомственны плановые органы, пронизывающие всю ткань производственных единиц. В структуру отраслевых министерств обычно входят несколько подотраслевых управлений, плановое управление, управление внешних сношений, управление трудовой администрации, научные и учебные заведения соответствующего профиля.
Среди ведомств социального блока можно выделить Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство труда, Министерство культуры, Комитет физкультуры и спорта, Академию наук, Комитет по радиовещанию и телевидению, Комитет по культурным связям с заграницей, Управление туризма, Управление по обустройству революционных исторических мест, Управление по приему зарубежных соотечественников и др.
Формально в систему кабинета министров входят и МИД, и Министерство народной (бывшей общественной) безопасности.
Министерством иностранных дел руководят министр, 1-й замминистра (Кан Сек Чу),41 7-8 заместителей министра. В состав МИД входят 8 территориальных департаментов, более десятка функциональных, Институт разоружения и мира. Важные внешнеполитические функции выполняют формально общественные организации, такие как Корейский комитет защиты мира в АТР, Комитет по делам объединения Родины.
Структура и само существование ведомств в КНДР закрытая информация, функции многих ведомств не ясны, ряд служб скрываются за наименованиями отделов и управлений под номерами.
К местным органам власти в КНДР относят провинциальные, городские, уездные народные собрания и соответствующие народные комитеты, исполняющие законодательные и административные функции в период между сессиями народных собраний. Депутаты народных собраний избираются сроком на четыре года. Согласно Конституции (ст. 134), местные народные собрания выполняют следующие функции: утверждают местный план развития народного хозяйства и отчет о его выполнении; утверждают местный бюджет и отчет о его выполнении; принимают меры для исполнения законов государства на их территории; избирают и отзывают руководителей и членов народных комитетов; то же в отношении судей и народных заседателей; отменяют спорные постановления народных комитетов и нижестоящих органов.
Срок полномочий местных народных комитетов равен сроку полномочий соответствующих народных собраний. Народные комитеты ведут административно-хозяйственную и распорядительную деятельность на местах, составляют и исполняют план и бюджет, руководят деятельностью нижестоящих единиц, обеспечивают выполнение распоряжений вышестоящих инстанций. При этом они подчиняются вышестоящим народным комитетам и кабинету министров (напомним, что по Конституции 1998 г., Центральный народный комитет был упразднен). Местные на родные комитеты проводят пленарные заседания и заседания своего президиума. Местные комитеты имеют отраслевые комиссии по направлениям их деятельности.
- Содержание
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея ……..5
- Глава 1. Социальная система Республики Корея ……………………….. 5
- Глава 2. Политическая система Республики Корея …………………… 17
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно- Демократической Республики ……………………………... ………….50
- Глава 3. Социальная система кндр ……………………………………..50
- Глава 4. Политическая система кндр …………………………………..63
- Часть I. Социально-политическая система Республики Корея
- Глава 1. Социальная система Республики Корея
- 1.1. Понятие социальной системы
- 1.2. Общая характеристика социальной сферы рк
- 1.3. Основные социальные институты южнокорейского общества
- Вопросы
- Глава 2. Политическая система Республики Корея (рк)
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Конституции рк. Особенности действующей Конституции
- 2.3. Законодательная власть в рк. Избирательная система
- Вопросы
- 2.4. Исполнительная власть рк. Президент. Правительство. Госсовет
- Вопросы
- 2.5. Судебная система
- Вопросы
- 2.6. Местное самоуправление в рк
- Вопросы
- 2.7. Южнокорейские политические партии
- Вопросы
- 2.8. Неправительственные организации в рк
- Вопросы
- 2.9. Особенности южнокорейской политической культуры
- Вопросы
- Часть II. Социально-политическая система Корейской Народно-Демократической Республики
- Глава 3. Социальная система кндр
- 3.1. Общая характеристика социальной системы кндр
- Вопросы
- Социальная стратификация в кндр
- Вопросы
- Особенности жизни северокорейского общества
- Вопросы
- Глава 4. Политическая система кндр
- 4.1. Конституции кндр: история и особенности конституционного права
- 4.2. Становление политической системы кндр
- Вопросы
- 4.3. Законодательная власть в кндр
- Вопросы
- 4.4. Исполнительная власть. Государственный комитет обороны (гко). Правительство кндр и местные органы власти.
- Вопросы
- 4.5. Судебная система и правоохранительные органы кндр
- Вопросы
- 4.6. Политические партии и общественные организации кндр
- Вопросы
- 4.7. Своеобразие северокорейской политической системы и возможные пути её изменения
- Вопросы
- 4.8. Сравнение социально-экономического развития двух государств и перспективы возможного объединения страны
- Вопросы
- Темы рефератов
- Приложение социалистическая конституция кндр
- Глава I. Политика
- Глава III. Культура
- Глава IV. Оборона страны
- Глава V. Основные права и обязанности граждан
- Глава VI. Государственные органы
- Раздел 1. Верховное народное собрание
- Раздел 2. Государственный комитет обороны
- Раздел 3. Президиум Верховного народного собрания
- Раздел 4. Кабинет министров
- Раздел 5. Местные народные собрания
- Раздел 6. Местные народные комитеты
- Раздел 7. Прокуратура и суд
- Глава VII. Герб, флаг, гимн и столица
- Список использованных литературы и источников
- Интернет-источники
- Социально-политические системы государств корейского полуострова