logo search
История - Конспект лекций и приложения

Сущность и содержание концепции цивилизационного похода к познанию истории

Формационный поход абсолютизирует линейность. Цивилизационный подход предполагает многовариантность и цикличность исторического процесса. Основоположниками цивилизационного подхода считаются: английский социолог и историк Арнольд Тойнби (1889 – 1975 гг.) и русский философ, историк Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885 гг.).

В научной и учебной литературе дается множественное определение понятия ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Если суммировать подобные понятия, можно найти более обобщенное определение:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями, имеющее устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

Историки выделяют несколько факторов, определяющих своеобразие отдельных цивилизаций:

- природная среда;

- система видения хозяйства;

- социальная организация;

- религия (или идеология, возведенная в ранг религии);

- духовные ценности;

- политическая система.

Однако, самым основным среди них считается фактор МЕНТАЛИТЕТА.

МЕНТАЛЬНОСТЬ – это наличие у людей того или иного общества определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя.

Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она развивается, проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. Характер развития многовариантен. На протяжении истории существовало и существует множеств цивилизаций, обладающих неповторимым обликом и яркими характерными чертами. Одни разрушались или их разрушали, другие возникали на их обломках, усваивая предшествующее наследие.

У ученых пока не существует представления о продолжительности существования цивилизаций: А.Тойнби и О Шпенглер ут­верждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно 1 тысячу лет. Л. Гумилев - 1,5 ты­сячи лет. В 1848 г. бельгиец Кеглэ, используя математические мето­ды, пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни циви­лизации на примере древних империй составляет 1461 г., затем он уточнил, что погрешность в его расчетах составляет +/-185 лет.

Но, в то же время историки не призывают к наведению некоторых общих рамок на развитие человечества. Исторические реалии свидетельствуют о много­образии мира. Такое понимание исторического процесса имеет немало сторонников: концепция куль-турно-исторических типов Н.Я.Данилевского, концепция локальных цивилизаций А.Тойнби, концепция замкнутых культур О.Шпенглера. Представления О.Шпенг-лера очень близки к цивилизационному подходу в его многолинейном варианте.

Предпринимались попытки выявить общий принцип формирования цивилизаций, систематизировать их многообразие. А.Тойнби, изучая всемирную историю, попытался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми, неповторимыми чертами. Сначала он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над своей концепцией, он последовательно сократил их число до 36, потом до 21 и, наконец, до 13. Остальные общества он считал вариантами самостоятельных цивилизаций.

Ф. Бродель, П. Сорокин полагали, что каждое общество, цивилизацию надо изучать такими, какие они есть, и не надо стремиться выявить какие-то общие, глобальные законы.

В современной России наиболее распространено выделение цивилизаций по национально-этническому принципу: японская, китайская, русская и т.д.

Однако, исторический материал свидетельствует, что цивилизация является вненациональным феноменом, хотя национально этнические факторы играют важную роль. К примеру, ханты, манси, чукчи представляя собой разные этнические образования, ведут сходный образ жизни. Европейская цивилизация, существование которой общепризнанно, состоит из многих народов, имеющих ярко выраженные национальные особенности: от холодных шведов до темпераментных итальянцев.

Предлагается также выделение цивилизаций по региональному принципу: атлантическая, тихоокеанская и т.д.

Выделение типов развития можно осуществить и по набору признаков, которые носят достаточно общий характер и позволяют обозначить специфические особенности, характерные для многих существовавших и существующих обществ:

  1. Общность фундаментальных основ ментальности.

  2. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития.

  3. Взаимопереплетение культур.

  4. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе сформули­рованных признаков можно выделить три типа развития цивилизаций:

  1. цивилизации замкнутого типа развития – это народы, живущие в рамках годового природного цикла, прохождение которого от поколения к поколению не меняется. К подобным этносам относятся эскимосы, индейцы, некоторые племена бассейна р. Амазонка и др.

характерными чертами данного типа являются:

Положительные черты цивилизаций замкнутого типа развития:

- глубокое познание природы;

- богатое абстрактное мышление;

- экологическая чистота.

  1. К цивилизациям циклического, или восточного типа развития можно отнести Индию, Китай, Турцию и т.п. Часто подобные общества называют традиционными.

Основные параметры цивилизаций циклического типа:

В целом весь социум распадается на три уровня.

1. Единоличный правитель.

2. Управляющая бюрократия.

3. Основная масса населения, оформленная в общины.

Человек из 3-го уровня, как правило, лишен возможности существенно влиять на 1-й, 2-й уровни или перейти в них. Классовая дифференциация выражена слабо, политические организации зачастую создаются не по клас­совому признаку.

Стоящий на вершине социально-политической пирамиды единоличный правитель обожествляется или признается харизматическим лидером, а от его имени всем распоряжается бюрократия. Все общество держится на го­сударстве. Господство государственного аппарата безграничное, он рас­поряжается всем и вся и является властью-собственностью.

1. Централизация и укрепление власти.

2. Кризис власти, усиление центробежных сил.

3. Упадок власти.

4. Социальная катастрофа (бунт, «революция», нашествие и т.п.). На 4-й стадии в этих обществах происходят наибольшие изменения, так как разрушаются вертикальные связи, и 3-й уровень общества получает возможность влиять на 1-й и 2-й. Затем социум снова возвращается на 1-ю стадию, и цикл начинается сначала. Поскольку развитие этих обществ про­текает циклически и по спирали, в них особую ценность имеют традиции как концентрированный опыт предыдущих поколений, актуальный и для современности.

Таковы обобщенные характеристики цивилизаций циклического типа развития.

Первоосновой любого типа цивилизационного развития является воз­можность реализации человеком своих поведенческих функций в обществе. Таких функций ученые сегодня выделяют три:

1. Выживания.

2. Защиты.

3. Воспроизводства потомства.

Некоторые исследователи полагают возможным говорить еще об од­ной функции - накопления информации. В цивилизациях циклического типа реализовать свои поведенческие функции может лишь власть-собственность, т.е. уровни 1 и 2 социальной стратификации. Поэтому конфликт между властью-собственностью и мас­сой несобственников неизбежен. Разрешен он может быть двумя путями: модернизацией всех общественных отношений, в т. ч. и экономических, или перераспределением власти-собственности, которое знаменует собой начало 1-й стадии (централизация и укрепление власти) нового цикла на ином ка­чественном уровне (по спирали).