logo search
История - Конспект лекций и приложения

§3 Рождение новой государственности

Военно-революционный комитет (ВРК) Петроградского совета, сформированный в период между 16 и 21 октября организации восстания, содействовали установлению и упрочению власти Советов по все стране до весны 1918 г., а в ноябре 1917 г. она была уже установлена в 3 губернских городах Европейской России.

Однако это еще вовсе не означало перехода власти к большевикам. По сути II Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов начавший свою работу вечером 25 октября, не обладал достаточной легитимностью для объявления себя высшим органом власти в стране. На нем было представлено только 402 Совета (195 объединенных Советов рабочих и солдатских депутатов, 22 Совета солдатских и матросских депутатов, 19 Советов крестьянских депутатов). Делегатов не было лишь от 2 губерний (Елизаветпольской, Кутаисской) и 1 области (Забайкальской). 28 губерний были представлены губернскими Советами, 49 — Советами губернских и об­ластных городов. От армии и флота на съезде было 199 человек. Формаль­но не было представителей только от оккупированных немцами губерний (именно представителей, а не депутатов!)

Но в период революции конкрет­ные шаги съезда по решению главных проблем в жизни большинства насе­ления (Декреты о мире, земле, обращение к рабочим, солдатам и крестья­нам с предложением взять власть в свои руки) позволили большевикам удержать власть в центре, а затем и взять ее в регионах. О наступательной и решительной позиции большевиков свидетельствовало и то, что «Обра­щение к гражданам России» от имени ВРК Петрограда было продиктовано Лениным в 10 часов утра 25 октября, передано по радио радиостанцией крейсера «Аврора» и напечатано в газете «Рабочий и солдат» до того, как восставшими был взят город и арестовано Временное правительство. Вот выдержка из обращения: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих (солдатских) депутатов — Военного Революционного Комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено».

На II съезде Советов с самого начала разгорелась политическая борьба между социалистическими партиями. Группа меньшевиков и правых эсеров принесла протест против «военного заговора и захвата власти» и покинула зал. За ними последовали бундовцы, часть фракции меньшевиков-интернационалистов.

Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) — верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган власти, действовавший в период между российскими съездами Советов. Он был многопартийным. Из вошедших в него 101 человека 62 были большевиками и 29 левыми эсерами. Его пред­ателем стал Л. Б. Каменев. Съезд определил и состав правительства — Совета Народных Комиссаров (СНК, Совнарком). Главой правительства был избран Владимир Ильич Ульянов (Ленин). В его первый состав вошли одни большевики — А. И. Рыков, В. П. Милютин, А. Г. Шляпников, В. А. Антонов-Овсеенок, Н. В. Крыленко, П. Е. Дыбенко (трое последних возглавили комитет по военным и морским делам), В. П. Ногин, А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, А. Ломов (Г. И. Оппоков), И. А. Теодорович, Н. П. Авилов (Глебов), И. В. Сталин (Джугашвили). В ноябре 1917 г. – январе 1918 г. народными комиссарами стали М. Т. Елизаров, А. М. Коллонтай (Домонтович), Н. Осинский (В. В. Оболенский). Левые эсеры не приняли предложения большевиков войти в состав правительства.

Решение съезда об однопартийном правительстве вызвало бурю протестов со стороны партий кадетов, правых эсеров и меньшевиков и др. Появились призывы к свержению власти большевиков. На заседании ЦК кадете-партии 28 октября новой власти была объявлена война, а сама партия перешла на нелегальное положение. Три ее лидера — В. Д. Набоков, С. В. Панин, В. А. Обнорский — вошли в состав созданного правыми эсерами «Комитета спасения родины и революции». 26 октября на Петроград пошли войска П. Н. Краснова. 29 октября в столице вспыхнул спровоцированный ли-ами правых эсеров и распущенного Предпарламента Н. Д. Авксентьевым, Р. Гоцем мятеж юнкеров. Согласно одному из первых декретов СНК, были закрыты все газеты, призывающие к «открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому Правительству». В ноябре был принят декрет о формировании новой судебной системы. В декабре была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с кон­трреволюцией и саботажем. Председателем коллегии ВЧК стал Ф.Э. Дзер­жинский.

Противостояние властных структур после Октября продолжалось не толь­ко на высшем уровне. В принципе до III съезда Советов шел распад старой государственности, а новая создавалась в постоянной борьбе, но уже под влиянием партии большевиков. Даже в январе 1918 г. из 317 Советов, пред­ставленных на III съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, только 84 % сумели организовать работу прежнего административного ап­парата управления на местах, 70 % полностью или частично влия­ли на аппарат учета и распределения продовольствия, 68 % созда­ли отряды Красной гвардии, 50 — новые судебные органы власти, 35 — имели контроль над банками и 39 % установили контроль над органами городского и земского самоуправления. В национальных регионах создава­лись собственные органы власти.

В обществе продолжались обостряться противоречия экономического характера. Россия еще не вышла из войны. Октябрьские события в ней стали прологом не столько революций в стра­нах Европы, сколько гражданской войны в России. Страны Антанты ждали падения власти большевиков, хотя в России легально продолжали работу их военные миссии. В этих условиях надежды на переход страны на запад­ный путь развития стали все более призрачными.

С первых месяцев большевистской власти в России, пораженной жесто­чайшим общенациональным кризисом, революция продолжала терять де­мократический характер по западным образцам. Устанавливается «демок­ратия диктатуры пролетариата». При этом веками приобретенные черты национального характера, менталитета большинства россиян, низкий уровень их материального достатка (культуры быта), преобладание малоиму­щих и бедных слоев населения, зависимость россиян от властных структур в экономической сфере стали удобной основой в доведении до конца пре­образований новой власти.

С июня 1918 г., абсолютизируя классовый прин­цип в проводимых преобразованиях, ВЦИК принял решение о создании волостных и сельских комитетов бедноты. К осени на территории 33 губер­ний Европейской России и Белоруссии их действовало свыше 139 тысяч. Комитеты бедноты практически заменили Советы. VI Всероссийский чрез­вычайный съезд Советов в ноябре 1918 г. вынужден был принять решение об упразднении данных органов власти.

Диктатура пролетариата (власть ничем не ограниченная, реализуемая через систему государственных и общественных институтов в интересах пролетариата) имела цель разрушить старую государственную машину и вовлечь трудящихся в управление страной, обеспечить построение социа­лизма. Однако реально власть пришла в другие руки. Советы постепенно стали органами управления, а не народовластия. Утратили политические права только имущие слои населения, было установлено неравенство в пра­вах рабочих и крестьян, хотя в ноябре 1917 г. декретом ВЦИК ликвидиро­вано сословное деление общества.

Был извращен принцип демократического централизма и в политичес­кой и в экономической сферах управления. «Главный штаб социалистичес­кой промышленности» — Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), сфор­мированный 2 декабря 1917 г. из Всероссийского совета рабочего контро­ля, Центрального комитета фабрично-заводских комитетов, представите­лей отраслевых профсоюзов, в течение нескольких месяцев превратился (с помощью органов государственных структур власти и правлений крупней­ших трестов и синдикатов) в монстра, бюрократически управлявшего эко­номикой. Сеть территориальных СНХ управляла отделами исполкомов ме­стных Советов, которые были практически теми же присутствиями губерн­ских и уездных правлений дореволюционной России. В состав ВСНХ вошли позже в полном составе и военно-промышленные комитеты. В ноябре был принят декрет ВЦИК и СНК о рабочем контроле.

«Вездесущее, во все вмешивающееся и все регулирующее государство большевистской России, — пишет современный зарубежный историк У. Ро-зенберг, — было не просто созданием ленинской идеологии или дьявольской политикой: оно имело своим историческим основанием широкую конъюнк­туру революционной России, в которой вовлеченность государства в обще­ственные процессы и его роль третейского судьи весьма ограничили перс­пективы демократии. В самом деле, к Октябрю посредничество и экономи­ческое регулирование, пожалуй, в такой же степени стали в народном пред­ставлении частью государства, как и учреждения, занимающиеся этими де­лами. А если это так, то сама роль большевистского государства в советском обществе, по сути, представляла радикальное продолжение прошлого, а не революционный разрыв с ним»36.

Избранному в ноябре – декабре 1917 г. Учредительному собранию в пер­вый и, как оказалось, последний день его заседаний (5 января 1918 г.) правительством большевиков было предложено принять Декларацию тру­дящегося и эксплуатируемого народа, в которой Россия провозглашалась Республикой Советов, и утвердить Декреты Советской власти, принятые после октября. Вследствие отказа сделать это, оно было распущено.

Таким образом, в революции был окончательно упущен шанс для согласия партий социалистической направленности и для формирования политической сис­темы нового государства с представительным органом власти от всего на­рода — Учредительным собранием. После роспуска Учредительного собра­ния власть Советов приобрела черты легитимности, так как сами большеви­ки считали и официально признавали временность своей власти до начала работы Учредительного собрания. У последнего не нашлось и защитников. Правда, лозунг восстановления власти Учредительного собрания был ис­пользован в ходе гражданской войны.

Из состава империи в 1917 – 1920 гг. вышли те регионы, которые были ориентированы на западный и восточный пути развития (Прибалтика, Польша, Бессарабия, Кавказ, Туркестан). При этом свою роль сыграли и европейские страны. Вместе с тем ни одна страна не смогла помешать ос­таться вместе с Россией народам Украины и Белоруссии. Хотя можно сколько угодно подвергать критике сам механизм единства

Таким образом, революция 1917 г. в России явилась объективно обус­ловленной социальной революцией, которая началась с решения вопроса о власти, политического переустройства государства и решения противоре­чий общественного развития как демократическая, а закончилась антибур­жуазной, антикапиталистической, пролетарской с установлением власти дик­татуры пролетариата и переходом к строительству государственного соци­ализма.

Октябрьский переворот и последующие преобразования в политической области — это демократический выбор большинства россиян. Потеря демок­ратического содержания (в сравнении с западными аналогами демократии) советской формы власти была определена:

— уровнем правовой, политической культуры элиты и основной части населения страны;

— уровнем экономичес­кого развития;

— местом государства и личности в российском обществе.

Ус­ловия 1917 г. для большинства населения России ставили не столько про­блему выбора пути развития, сколько проблему выживания в обстановке сложнейшего, охватившего все стороны жизни кризиса. Россияне свою судь­бу традиционно связали с властными структурами государства. Выбор пути развития сделали регионы Российской империи.

Революция 1917 г. была сложным и переломным явлением в истории российского общества, кото­рое имело и характерные черты восточного (цикличного) типа развития. А партия большевиков сумела использовать революционно анархическую стихию для прихода к власти и осуществления своей идеологической докт­рины.

В обращении “К населению” В.И. Лениин в октябре 1917 г. писал: ”Сопротивление капиталистов и высших служащих будет сломлено. Ни один человек не лишится нами имущества без особого государственного закона о национализации банков и синдикатов… Ни один трудящийся не потеряет ни копейки… Кроме строжайшего учета и контроля, кроме взимания без утайки налогов, установленных раньше, никаких других мер правительство вводить не хочет”37.

©Ипполитов Г.М.

©Медвецкий А.Ф.