logo search
Краткий очерк истории философии учебник (3)

Казахстан

Видными казахскими мыслителями во второй половине XIX в. были, ученый Чокан Валиханов (1835—1865) и выдающийся поэт-просветитель Абай Кунанбаев (1845—1904).

Абай испытал па себе благотворное влияние передо--вой русской культуры и был ее страстным пропагандистом. Он был первым переводчиком на казахский язык произведений Пушкина, Лермонтова и Крылова, ратовал за дружбу с великим русским народом, говорил о не­обходимости изучения русской науки и культуры. «Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток! искусство — все это у русских... Необходимо знать русский язык и русскую культуру».( Абай Кунанбаев, Собрание сочинений в одном томе. М., 1954, стр. 363)

Мировоззрение Абая было противоречивым, непосле­довательным. Материалистические тенденции в нем пе­реплетались с идеалистическими. Для понимания философских взглядов Абая особенно важным и ценным5 источником могут служить его нравоучительные новеллы. В них он разбирает философские вопросы, излагает свою точку зрения на происхождение мира. Абай счи­тает истинным утверждение о том, что мир создан богом, но ограничивает роль бога актом творения.

Наиболее ярко материалистическая тенденция в ми­ровоззрении Абая проявляется в теории познания. Он HI сомневался в возможности познания природы, указывая, что человеческое познание не априорно, а представляет] собой знание существующих вещей. Источник познания — объективный мир. Познание приобретается при помощи ощущений и разума. Ощущения, хотя и дают верное представление об окружающих предметах, могут вводить нас в заблуждение. Разум не только отличает полезное от вредного, но и управляет чувствами, как «укрощенными конями».( Абай Кунанбаев. Собрание сочинений в одном томе стр 400 - ) Интересны высказывания Абая о роли труда в процессе познания. «Труд развивает чув­ство познания. Труд закрепляет в сознании услышан­ное», В процессе трудовой деятельности «человек при­водит знание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным» (Там же, стр. 398). Для Абая как просветителя кри­терием истины в конечном счете является разум.

Абай подверг критике этические нормы патриархаль­но-феодального общества, где ради богатства и личного благополучия «сын продает отца, брат — брата» (Абай Кунанбаев Полное собрание сочинений, т. I. Алма-Ата , стр. 18 (казах, яз.).

Достоинство людей, говорит Абай, должно определяться не богатством, а их внутренним содержанием, отношением их к труду. Абай выступил против паразитизма эксплуа­таторских классов, презирающих труд. Трудолюбие — основа человеческой морали. Важнейшие принципы мо­рали — честность, скромность, дружба, верность, товари­щество, умеренность во всех делах.

В условиях патриархально-феодального общества просветительские идеи Абая, возвеличивающие челове­ческий разум, осуждающие невежество, отсталость, реакционные, религиозные обычаи и предрассудки, име­ли прогрессивное значение.