logo
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye

4. Политическая история города. Борьба с феодальными сеньорами. Городское управление

Ранняя история многих средневековых городов была насыщена борьбой с феодальными сеньорами – коммунальными движениями. Коммунальные движения были вызваны стремлением населения развивающихся городов (большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы – служилые люди сеньора, издавна жившие здесь крестьяне и ремесленники, нередко находившиеся в личной зависимости от местного феодала) освободиться от власти феодала, на земле которого находится город. Коммунальные движения, наблюдаемые в основном в XI–XIII вв., проходили в несколько этапов. Сначала горожане боролись за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, за торговые привилегии. Эта борьба носила в основном мирный характер. Горожане вели переговоры с сеньором, просили, пытались откупиться от некоторых повинностей. Затем борьба стала приобретать политический характер. Ее главной целью становится обретение городского самоуправления и прав. Как правило, существовало три возможных пути к реализации отмеченных задач: выкуп городами своей свободы; приобретение коммунальных свобод в качестве дара со стороны сеньора (короля, феодала, церкви или монастыря) и завоевание свободы с оружием в руках. Коммунальная борьба часто сливалась с другими конфликтами в данной местности или государстве, становясь важной составной частью политической жизни средневековой Европы.

Коммунальные движения в разных странах и регионах проходили по-разному, в зависимости от конкретных условий (от силы феодального сеньора, силы и позиции королевской власти, специфики развития города и пр.). Результаты коммунальных движений были наиболее ощутимы на севере Франции, в Нидерландах, в северной Италии. Здесь уже в XII в. было образовано большое число городов-коммун. В Англии, где почти все города были зависимы от короля, коммунальные движения были почти не заметны.

Главным результатом победы городов в коммунальном движении являлось то, что подавляющее большинство горожан добилось освобождения от личной зависимости. В средневековой Европе утверждается правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там «год и день», становился свободным. «Городской воздух делает человека свободным», – гласит средневековая поговорка. Города, получившие в результате коммунального движения хартию от государя или феодального сеньора, получали право иметь городское самоуправление, право сбора и раскладки городских налогов, доходов от торговли, право иметь вооруженные отряды для самообороны. Такие города назывались городами-коммунами.

Политическое устройство города-коммуны. Власти города (городской Совет, мэр, бургомистр и др.) избирались полноправными горожанами. Коммуна с Советом и мэром являлась равноправным членом феодального мира, коллективным феодалом по отношению к городской округе. Часто города-коммуны были связаны вассальными отношениями с королем, имели свои военные отряды, решали вопросы о войне и мире, чеканили свою монету, имели городской суд, тюрьму, каждый город имел свой герб, флаг и т. д.

Таким образом, в процессе развития городов, ремесленных и купеческих корпораций, борьбы горожан с сеньорами и внутренних социальных конфликтов в городской среде феодальной Европы складывается особое средневековое сословие горожан. Городское сословие, в своем классическом виде сформировавшееся в XIIXIII вв., коренным образом отличалось от феодального крестьянства. Полноправные горожане или бюргеры (первоначально этим словом обозначали всех жителей города, позднее – только полноправных, а в XIV–XV вв. – зажиточные и средние слои горожан) в большинстве своем были людьми свободными, членами городского сообщества, наделенными определенными правами и обязанностями, они одновременно являлись и производителями, и собственниками средств производства. Население городов занимало особое место в социально-политической жизни феодального общества. Выступая единой силой против феодалов (нередко в союзе с королевской властью), оно способствовало централизации государств, позднее городское сословие стало играть важную роль в сословном представительстве отдельных стран. Особая роль принадлежала городскому сословию в развитии средневековой культуры, о чем речь пойдет ниже.