logo
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye

2. Феодальное государство и его эволюция в XI–XV вв.

В начале классического Средневековья практически все западноевропейские страны представляли собой феодально-раздробленные монархии. Завершенную форму в них представляет сеньориально–вассальная иерархия – ключевой социально–политический институт феодального общества.

В политическом развитии государств Западной Европы в данный период времени преобладали две тенденции:

1. Переход от феодальной раздробленной монархии к централизованной сословно-представительной монархии (Франция, Англия, Испания, Скандинавские страны).

2. Сохранение феодальных раздробленных монархий в виде конгломерата фактически независимых княжеств, герцогств, городов и т. п. (Германия, Италия, Швейцария).

О причинах феодальной раздробленности достаточно подробно говорилось в первой части лекционного курса, посвященной раннему Средневековью. Здесь лишь подчеркнем следующее: в рамках феодальной раздробленности отдельные феодальные сеньории объединялись в пределах одного общего государственного целого только слабым королевским сюзеренитетом. В начале классического Средневековья наблюдается окончательное закрепление приоритета частной власти над властью государственной, переход к системе частного права сеньора.

Усиление сеньориальной власти феодальных собственников приводит к сужению сферы королевской юрисдикции и ослаблению королевской власти. У короля остается только власть крупного вотчинника и верховного сюзерена. Его власть уже не обладала исключительностью и неоспоримым авторитарным характером. Многие феодальные сеньоры по размерам своих земель, числу подвластного населения, по своим прерогативам не только не уступали королю, но, нередко, превосходили его. Немаловажную роль в ослаблении королевской власти сыграло папство, усилившее, как известно, борьбу со светской властью во второй половине XI – начале XII вв. Таким образом, сложившийся полицентризм власти в дальнейшем будет сильно осложнять процесс централизации в странах Западной Европы.

С развитием процесса политической раздробленности прежняя судебно-административная система, созданная на территориальной основе, разложилась и исчезла. На ее место становится несложный домениальный аппарат из слуг-министериалов и верховная курия из вассалов королевства.

Завершение процесса образования сеньориальной монархии сопровождалось большими переменами в экономической и социальной структуре общества. Разложились старые дофеодальные уклады и исчезли промежуточные слои общества патриархального и рабовладельческого происхождения. Складывается свойственная Средневековью иерархическая структура общества, в которой отчетливо выделяются два противоположных сословия – феодалов и зависимого крестьянства. На рубеже X–XI вв. появляется новый слой населения – горожане, но в это время он еще не выделился из общей среды феодального населения.

Изменились отношения между различными сословиями феодального общества. Если раньше свободные крестьяне зависели только от государства, то теперь, в основном, от феодального собственника земли. Господствующее феодальное сословие становится монопольным собственником земли. Взаимоотношения внутри феодального сословия теперь уже строились на основе личных связей и землевладении в форме иерархической ленной зависимости. При этом, между отдельными ступенями иерархии распределялись отдельные функции государственной власти. Здесь реализуются в совокупности те политические задачи, которые в раннефеодальный период осуществляла королевская власть (округа превратились в сеньории, а начальники округов – в сеньоров и вассалов).

Организация политической власти в рамках феодально-раздробленного государства строится на сеньориальной основе. Функции принуждения осуществляются в рамках самой сеньории своим же аппаратом. Здесь же имеются свои военные силы для подавления и обороны. Главной опорой и защитой феодальных сеньоров становятся феодальные замки, практически неуязвимые в условиях военной техники первых столетий развитого Средневековья. Процесс, так называемого, «озамкования» в западноевропейских странах в дальнейшем будет заметно тормозить процесс «собирания» земель в единые государства. Король в это время является лишь главой всеобщего ополчения, владельцем крупнейшего домена, арбитром в спорах между феодалами.

Этнической основой государственных образований уже становится территориально-языковая общность складывающейся народности (одна из причин последующей централизации).

Основными источниками существования королевского двора и самого короля (который и в период раздробленности являлся олицетворением общегосударственной власти) являлись доходы от королевского домена, помощь вассалов, нередко военная добыча. О каких-то регулярных поступлениях в виде налогов в этот период говорить не приходится.

Основу военной организации феодально-раздробленной монархии составляло феодальное ополчение, состоящее из дружин короля и его вассалов. В случае военной необходимости феодальное ополчение пополнялось за счет крестьян и городского населения. Эффективность такой военной организации во многом зависела от авторитета короля, как верховного сеньора и от его взаимоотношений с крупными феодалами и вассалами. Феодальные дружины и замки многих феодалов при этом служили условием их независимости от центральной королевской власти.

Централизованное феодальное государство в форме сословной монархии складывается в основном в период позднего Средневековья (XIVXV вв.). В данный период времени происходят не только глубокие перемены в социально-экономической области (см. тему № 3), но и заметная трансформация всей политической системы в Западной Европе.

Основным чертами этой трансформации являлись:

– постепенный переход от универсалистско-имперских тенденций к национально-государственным, формирование протонационального государства;

– трансформация вассально-ленной системы;

– меняется ориентация феодальной элиты от военной области к хозяйственной, в том числе и в торговле;

– меняется роль дворянства, преимущественно из его среды рекрутируется чиновничья бюрократия;

– рост политического влияния городов;

– начало диалога сословий и формирование сословно-представительных органов;

– рецепция римского права, из которого проистекает идея нового права;

– падает политическое влияние папства.

Централизованная сословно-представительная монархия образовалась в результате ликвидации раздробленности. Централизация государства была обусловлена изменениями в экономических и социальных отношениях феодального общества и во взаимоотношениях внутри класса феодалов. Вспомним основные из них: выделение ремесленного производства в самостоятельную отрасль хозяйства, развитие городов и торговли; разрушение натурально-хозяйственной замкнутости и отработочной системы, развитие рыночных отношений; появление новых социальных групп населения – ремесленников и торговцев, объединенных в профессиональные корпорации, лично свободных крестьян; а также усиление в городе и деревне социальной борьбы.

Старые формы политической власти в виде замкнутых сеньорий изживают себя. Сеньория оказывалась не в состоянии осуществлять принуждение над людьми, вырвавшимся из ее пределов. Для этого была необходима сильная власть для всей страны. Такую власть мог представлять только король. Политическому объединению страны благоприятствовали хозяйственные успехи: рост экономических связей между областями, сплочение населения в одну этническую общность. Таким образом, складывается территориальная основа государственной централизации. Изменения в форме эксплуатации и присвоения прибавочного продукта приводят к тому, что феодальные магнаты утрачивают свою политическую автономию. Растет значение единого монархического центра.

Ликвидация феодальной раздробленности и централизация феодального государства проходили в острой борьбе королевской власти с крупными феодалами. Успеху в этой борьбе способствовало появление двух верных и последовательных союзников центральной власти – дворянства и горожан (третьего сословия). Дворянство тяготело к королевской власти, привлекаемое выгодами придворной и военной службы, а также в силу притеснений со стороны крупных феодалов. Город, как центр ремесла и торговли, нуждался в необходимых условиях для торговли (сокращение количества границ и, следовательно, пошлин и прочих поборов, безопасность продвижения, единая денежная система, единство мер и весов и т. п.), которые могли быть обеспечены только сильной королевской властью. Кроме того, многие города видели в сильной королевской власти союзника в борьбе с феодальными сеньорами (см. коммунальные движения). Церковь и духовенство практически всегда ратовали и выступали за политическое единство (и в период феодальной раздробленности церковь, являя собой религиозную и морально-этическую власть, последовательно выступала за «Божий мир»), поскольку, как и города, часто страдали от феодальной анархии. Дворяне оказывают военную помощь королям-централизаторам, города помогают деньгами.

Процесс централизации сопровождался изменениями в организации государственной власти.

1) Центр тяжести государственной власти все более перемещается из сеньории в общегосударственные органы, подчиненные королю. Усиливается власть монарха, что в немалой степени было связано с возросшими финансовыми возможностями (складывается централизованная налоговая система, растут доходы от торговли) и переходом от феодального ополчения к регулярной, чаще наемной армии, подчиненной монарху.

2) Аппарат королевской власти из домениально–министериального становится общегосударственным чиновничьим (так как рост денежного хозяйства давал возможность содержать государственный аппарат за счет казны).

3) Политическое объединение страны усложнило деятельность общегосударственных органов. Местные феодальные обычаи кодифицировались и приобретали характер действующего государственного права. Осуществление общегосударственной власти не стало еще абсолютной прерогативой короля. Система государственной власти в рамках феодальной монархии строилась, прежде всего, на основе личных связей. Политическое объединение стран еще не было закончено (для ряда из них этот процесс растянется на XV–XVI вв. и даже на следующие столетия). Королям приходилось вступать в политический союз с силами, господствовавшими на местах – со светскими и церковными магнатами, и обращаться за помощью к богатой денежными средствами городской верхушке. Этот союз нашел свое выражение в сословно-представительной монархии.

Союз королей с сословиями был всегда вынужденным (любой монарх во все времена стремился абсолютизировать свою власть), хотя в разных странах оформлялся разными путями и в разных условиях. В Англии парламент был рожден в огне гражданской войны 1265 г.; во Франции инициатором созыва первых Генеральных штатов стал король Филипп IV Красивый; в Испании в образовании кортесов во многом решающую роль сыграла Реконкиста. В целом можно сказать, что короли-централизаторы, создавая или соглашаясь на создание сословно-представительных органов, с одной стороны, были вынуждены это делать в данной конкретной ситуации, с другой стороны, допуск сословий к государственному управлению являлся благодарностью за их поддержку в борьбе с феодальной вольницей.

Функции и политический вес парламентов в различных странах были различны и зависели от конкретных исторических условий. Об этом речь пойдет ниже, при рассмотрении политической истории отдельных западноевропейских стран.

Наконец для стран, где имел место процесс централизации, характерно наличие более или менее однородной в этническом отношении территории. Это время завершения процесса слияния раннефеодальных этнических общностей и оформления народностей с общей территориальной, хозяйственной и языковой основой.

Иная тенденция возобладала в политическом развитии Германии и Италии (подробнее см. в соответствующих лекциях, посвященных истории этих стран). Здесь на всем протяжении Средневековья и раннего Нового времени сохраняется феодальная раздробленность. Основные причины исследователи видят в следующем: неравномерность социально-экономического развития отдельных областей и слабые экономические связи между ними. Города Германии и Италии не стали той силой, которая в других странах Европы способствовала централизации, так как тон здесь задавали торгующие города, являющиеся центром транзитной международной торговли (Генуя, Венеция в Италии; прирейнские и ганзейские города в Германии). А они не нуждались в сильной центральной королевской власти, которая, кстати, могла ограничить их самостоятельность и отобрать часть прибыли. В Германии (с 1034 г. – «Римская империя», с 1254 г. – «Священная Римская империя»; помимо собственно германских земель в ее состав входили владения в Италии, на Балканах, во Франции, в славянских странах Центральной Европы) значительную роль в консервации политической раздробленности сыграла агрессивная внешняя политика феодалов (на Восток и на территорию Италии), дававшая им денежные доходы, власть и независимость. Кроме того, в Италии и Германии более половины земель принадлежало церкви, которая, не желая с ними расставаться, фактически препятствовала централизации. В результате в Италии в XI–XV вв. складывается несколько типов правления: пополланская республика (Флоренция), патрицианская олигархия (Венеция), тирания (монархия) – Милан. А в Германии наблюдается так называемая областная централизация, начинает складываться система территориальных княжеств, в которых местные князья являлись носителями фактически монаршей власти при слабом, избираемом ими же императоре.

Тема № 3.