logo
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye

2.4. Папство и его политика. Вторая Римская республика

На рубеже XII–XIII вв. наблюдается некоторое укрепление позиций папства. Ловкий политический игрок папа Иннокентий III (1198–1216) пошел дальше Григория VII в развитии идей папской теократии, утверждая, что папская власть является высшей в мире, и что император и короли и князья не более чем вассалы папы и должны получать от него свою власть. Иннокентий III восстановил свою власть в Папской области, отобрав у итальянских и немецких феодалов земли, захваченные при его предшественнике. Преемники Иннокентия III продолжили в XIII – начале XIV вв. округлять владения в Романье, Кампании, Умбрии, Анконской марке. В состав Папского государства к началу XIV в. входили такие крупные, прежде независимые города-государства, как Болонья, Феррара, Урбино, Римини, Перуджа. Владения пап, простиравшиеся от Тирренского до Адриатического моря, разрезали Италию на две части. В социально-экономическом строе Папской области в XIII–XV вв. безраздельно господствовал феодальный строй и в деревне, и в городах.

С понтификата Бонифация VIII (1294–1303) престиж папства начинает резко падать. Ослаблению роли папства в значительной степени способствовало поражение Бонифация VIII в борьбе с французским королем Филиппом IV Красивым. Перенесение папской резиденции в 1309 г. Авиньон означало фактическое подчинение папской курии французской политике и потерю папой контроля над феодалами и городами церковной области.

«Авиньонское пленение» пап усилило феодальную раздробленность в Папской области. В Риме стали властвовать крупные аристократические семьи – Орсини и Колонна, в Урбино правили графы Монтефельеро (с середины XV в. герцоги), в Римини – род Малатеста. В некоторых городах (Равенна, Фаэнце, Форли и др.) складывались тиранические режимы. В Риме была осуществлена попытка восстановить республику. Первоначально в отсутствие папы коммуна сумела ограничить своеволие баронов. В начале XIV в. они были высланы из города, а их замки срыты. Когда знать восстановила свои права, в 1347 г. борьба между ней и пополанами возобновилась. Движение пополанов возглавил Кола ди Риенцо. Сын трактирщика и прачки, Кола сумел получить хорошее образование. Он был страстным почитателем античности и мечтал о восстановлении былого величия Рима. Будучи блестящим оратором, Риенцо выступал перед народом с обличением феодалов, грабивших Рим и творивших беззакония. Кола ди Риенцо, воспользовавшись отъездом из Рима баронов, с группой вооруженных сторонников при поддержке римских горожан захватил правительственные здания на Капитолии и объявил себя «трибуном свободы, мира и справедливости, освободителем Священной Римской республики». 20 мая 1347 г. Кола ди Риенцо торжественно провозгласил носителем власти римской народ, а Рим – республикой, лишив тем самым папу светской власти. Папа в ответ объявил его еретиком и узурпатором. Кола ди Риенцо заставил всех баронов принести присягу Римской республике и передать ей все крепости. Жителям Рима было воспрещено присягать феодалам и именовать их сюзеренами. Было сокращено количество налогов, а доходы обращены на улучшение состояния торговли и ремесла, находившихся в полном упадке; установлены единые меры и вес, а также выпущена новая монета с надписью «Родной трибунат. Рим – глава мира». Мечтая о единстве Италии, Кола ди Риенцо призвал все итальянские города сплотиться вокруг Рима как столицы единой Италии. Однако городские республики, соперничавшие между собой и боявшиеся потерять независимость, отказались подчиниться Риму. С другой стороны, и сам Риенцо в проведении своих мероприятий не проявил ни последовательности, ни решительности. Объявив борьбу с феодальными порядками, он сохранил в римских землях наиболее тяжелые формы личной зависимости крестьянства и легко прощал мятежных баронов. Провозгласив на словах принцип народовластия, Кола ди Риенцо все вопросы стал решать единолично. В результате он потерял доверие народа, и власть феодалов в Риме была восстановлена. В конце 1347 г. Кола ди Риенцо вынужден был бежать из Рима. Позднее, в 1354 г., он снова появился там в качестве посланца папы, который пытался использовать его популярность для восстановления своей власти в Риме, Кола ди Риенцо удалось при поддержке народа захватить власть. Однако когда он повысил налог, чтобы обеспечить содержание наемной армии, население Рима подняло против него восстание, во время которого Риенцо был убит.

Когда в 1378 г. папский престол снова был перенесен в Рим, власть папы продолжала оставаться слабой не только вне самой Италии ввиду «великой схизмы» – сорокалетнего периода, когда на папский престол претендовали то двое, то трое пап. Только к концу XV – началу XVI вв. папам удалось восстановить власть над всей территорией своего государства. К этому времени папство в значительной мере отказалось от теократических притязаний в общеевропейском масштабе. Папское государство становится одним из феодальных итальянских княжеств с тираническим режимом.