logo
Lektsionnyy_kurs_Klassich_Pozdnee_Srednevekovye

1. Положение церкви и папства в XI в. Церковный раскол

Положение католической церкви в период классического Средневековья было сложным и противоречивым. Это во многом было связано с феодальной раздробленностью, когда ей не приходилось рассчитывать на помощь центральной власти, и духовенство было вынуждено самостоятельно решать свои проблемы. Необходимо отметить, что в этот период церковь выступает за консолидацию феодального мира, за ликвидацию феодальной раздробленности, и это не случайно. Являясь крупнейшим феодальным землевладельцем, церковь рано начинает связываться с рынком (см. особую роль ярмарок, связанных с религиозным праздниками). Она кровно заинтересована в улучшении условий для торговли, а также в защите своей собственности и интересов в борьбе со светскими феодалами. А это возможно лишь при наличии централизованного государства и сильной королевской власти. В тоже время, сильная королевская власть, способная ограничить независимость церкви, закономерно вызывала опасения последней. Отсюда – противоречивость политики церкви и папства по отношению к государству, о чем речь пойдет ниже.

XI в. занимает особое место в истории христианской церкви. Это время, когда в различных сферах ее деятельности отчетливо проявляются кризисные явления. В 1054 г. происходит раскол церкви на римско-католическую и греко-кефалическую или православную. В основе раскола лежало политическое противостояние Рима и Константинополя, притязание пап на власть и в Восточной Римской империи. К этому следует добавить теологические и обрядовые разногласия. Необходимо указать на различное понимание догмата об исхождении Святого духа: католики считали, что Святой дух исходит от Отца и Сына, православные – только от Бога-Отца. В учении о благодати католики исходили из того, что благодать создается деяниями святых, что ее можно заслужить «добрыми делами» перед церковью (в том числе – покупкой индульгенций), православные отвергали эту возможность. Причащение хлебом и вином католики распространяли только на духовенство, православные – на всех верующих. На Западе крестились пятью пальцами, на Востоке – тремя. Богослужение на Западе ведется на латыни, на Востоке – на греческом и на местных языках. На Западе безбрачие было обязательным для всех священнослужителей, у православных – только для монахов. Католическая церковь не допускала выход отдельных лиц из духовного звания, православная – допускала. Первая утверждала монополию духовенства на чтение и толкование священного Писания, вторая – распространяла эту возможность на всех верующих. Католическая церковь не допускала расторжения браков, православная – допускала. На Западе складывается институт кардиналов, на Востоке – нет. Говоря о церковном расколе середины XI в., следует подчеркнуть, в его основе лежали не только церковные разногласия, по сути дела в нем отразилась историко-культурная специфика Западной и Восточной Европы. И это разделение в дальнейшем будет проявляться все отчетливее.