1.4 Приднестровье в V-VII веках.
В конце V- начале VI в. земли Приднестровья интенсивно начинают заселяться славянами. Славяне, исконные земледельцы, хотя и продвигались относительно медленно, но зато прочно осваивали заселенную территорию и приносили в район своей колонизации экономическую и социальную стабилизацию, необходимую для существования оседлого земледельческого хозяйства.
К концу VI - началу VII в., перейдя через Днестр и заселив значительную часть территории Днестровско-Карпатских земель, славяне, перешли границу Византийской империи на Дунае, заселили значительную часть территории Балканского полуострова.
Готский историк VI в. Иордан писал: «Склавины живут от города Новистуна и озера, именуемого Мирсианским, до Данастра, а на севере до Вислы; вместо городов у них болота и леса. Анты же сильнейшие из обоих распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину...». Из этого сообщения ясно, что в VII в. владения склавинов и антов между собой соприкасались, и пограничной рекой между ними был Днестр.
В иных византийских источниках этого времени анты неоднократно упоминаются на землях, расположенных западнее Днестра. Так, византийский историк Прокопий10 сообщает: «...славяне и анты... имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега» или в другом месте: «...живущие по Истру варвары - гунны, анты и славяне ... наносили римлянам неисцелимый вред...».
Археологические исследования позволили выделить материальную культуру антов и склавинов. Ареал этих культур совпадает в основном с данными письменных источников о размещении антов и склавинов. Таким образом, по имеющимся данным, Днестровские земли в VI-VII вв. были заселены представителями двух военно-политических объединений славянских племен антами и склавинами.
Как письменные источники, так и археологические данные свидетельствуют, что славяне являлись оседлым земледельческим народом. Как отмечал Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами»: «...славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. ...Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темнокрасные. ... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами...» Их хозяйство было основано на пахотном земледелии и приселищном скотоводстве. Поселения, как правило, располагались рядом с плодородными участками, удобными для земледелия, и с заливными лугами, пригодными для выпаса скота и заготовки сена на зиму. К концу VI в. византийские авторы стали говорить о землях задунайских славян как о богатом земледельческом крае. Так, псевдо-Маврикий отмечал: «...у них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.».
Славяне выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох, лен, коноплю. Известно им было овощеводство и садоводство. Второй важнейшей отраслью производственной деятельности славян было скотоводство с преобладающим разведением крупного рогатого скота, свойственного, как правило, именно оседлому населению. Об этом свидетельствуют как византийские авторы, так и анализ костных остатков из славянских поселений Поднестровья. Меньше разводили свиней, затем шли мелкий рогатый скот и лошади. Охота, рыболовство и бортничество занимали в хозяйстве древних славян хотя и важное, но второстепенное место. Славяне занимались также прядением и ткачеством, обработкой кожи, камня, кости, дерева, железоделательным производством и т.д.
В VI-VII вв. славяне жили семейными родовыми общинами, достигавшими нескольких десятков человек. Такая община представляла собой небольшое поселение, состоявшее из 15-20 жилищ. Хозяйственные и производственные постройки были общими для всей общины. Со временем родовая община славян Приднестровья начинает распадаться. Совершается переход от родовой к соседской общине, в которую входили семьи, не связанные родством. Эта община состояла из семей соседей, живших на одной земле и владевших ею сообща, хотя каждая семья обрабатывала свой участок и собирала урожай с него только для себя.
- Тема 1 Приднестровье с древнейших времен до XVII века.
- 1.1 Стоянки древних людей каменного века и поселения ранних земледельцев и скотоводов в Приднестровье. (палеолит, мезолит, неолит, энеолит )
- 1.2 Приднестровье в эпоху бронзы раннего железного века
- 1.3 Античная цивилизация и варварский мир в Приднестровье (VII до н.Э. - II в. Н.Э.)
- 1.4 Приднестровье в V-VII веках.
- 1.5 Приднестровье в VIII-X веках.
- 1.6 Приднестровье в XI-XV веках
- 1.7 Приднестровье в XVI-XVII веках.
- Тема 2 Приднестровье в XVIII веке.
- Тема 3 Приднестровье в составе Российской империи
- 3.1 Русско-турецкая война 1806-1812 г.Г. Бухарестский мир.
- 3.2 Национальная политика правительства во вновь присоединенном крае.
- Тема 4 Приднестровье в 1914-1920 г.Г.
- Тема 5 Образование масср
- Тема 6 масср в период с 1925-1940 г.Г.
- Тема 7 Великая Отечественная война 1941-1945 г.Г.
- Тема 8 Приднестровье в составе Молдавской сср (50 - 80-е годы).
- 8.1Транспорт.
- 8.2Торговля.
- 8.3Здравоохранение.
- Тема 9 приложения
- 9.1 Конвенция между Россией и Пруссией о втором разделе Польши 12 января 1793 г.
- 9.2 Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Россией и Турцией 10 июля 1774 г.