logo
учебник часть первая

1.3 Античная цивилизация и варварский мир в Придне­стровье (VII до н.Э. - II в. Н.Э.)

В конце VII — начале VI вв. до н. э. началась греческая коло­низация Северного Причерно­морья. Многие поселения греческих колонистов этого времени имели характер торговых факторий. В Северо-Западном Причерноморье крупными грече­скими городами стали Тира5 и Ольвия. Ольвия располагалась на правом берегу Днепровско-Бугского. Тира находилась на правом берегу Дне­стровского лимана. Тира была окружена другими гре­ческими посе­лениями, состав­лявшими ее сельскую округу (хору). Вместе они образо­вывали античную греческую общину-государ­ство (полис). Полис Тира управлялся народным собранием и го­родским сове­том. Со второй половины IV в. до н.э. город чека­нит свою монету, сначала из серебра, потом из меди и золота, ведет широкую тор­говлю с соседними варварскими племенами и многими античными центрами. Контакты с гречес­кими города­ми-колониями позволили местным племенам воспри­нимать до­стижения греков.

В I в. до н. э. начинается римская экспансия в Подунавье и Нижнее Придне­стровье. Римляне установили свою границу по ли­нии нижнего Дуная, а в начале I в. н. э. совершали походы за Ду­най. После завоева­ния южнодунайских племен были покорен­ы причерно­морские греческие коло­нии. В это же время на Придне­стровские земли оказывают давление и варварские пле­мена. В сере­дине I в. до н. э. геты разрушают Ольвию.

В 56 г. до н. э. римляне из завоёванных земель образовы­вают провинцию Нижняя Мёзия между устьями Днестра и Ду­ная, а в 57 г. н. э. вводят свой гарнизон в колонию Тира. Однако попытка рим­лян закрепиться в Нижнем Приднестровье оказа­лась неудач­ной. Лишь узкая полоска территории на юге у моря и Дуная удер­живалась ими некото­рое время (во II в. н. э. Тира входит в состав провинции Нижняя Мёзия), о чем свидетельству­ют Верхний Трая­нов вал, остатки которого можно наблюдать в долине реки Ботна в окрестностях г. Бендеры.

В это же время в степях Северного Причерноморья появляются представители одного из самых крупных объединений, объединения сарматов-языгов. Но движение кочевых народов приостановилось на границе пока еще сильного Рима. Сарматы6 были истинно кочевой народ. Они жили лаге­рем, перевозя свое имущество туда, куда привлекали их лучшие пастби­ща или оттесняли враги. По свидетельствам древних ис­ториков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне на­равне с мужчинами». (Римский географ I в. н. э. Помпо­ний Мела).

Сарматы были серьёзными противниками для своих сосе­дей. «… у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в руко­пашную». (Корнелий Тацит7).

Пребывание сарматов на территории Приднестровья в I— начале II веков подтвер­ждается археологическими находка­ми (у сел Грушка, Окница, Подойма Каменского района, Крас­ногорка и Токмазея Григориоп­ольского района, близ г. Тирасполя, у сел Коротное и Парканы Слободзейского района, у села Мокра Рыбницкого райо­на). За языгами следовали роксоланы, аланы и др.

В III в. в Северное Приднестровье вторгаются гер­манские племена готов. С этими событиями согла­суются сведе­ния письмен­ных источников о мощном союзе племен во главе с готами8. Заняв Придне­стровье готы разделялись на две основные группы: восточ­ные, или остготы (остроготы, грейтунги) и запад­ные, или вестготы (визиготы, тервинги). Днестр стал границей между остготским и вестготским племенными союзами. Тервин­ги занимали Нижнее Поднестровье и Подунавье. Новые племе­на положили конец сар­матскому влады­честву.

С приходом готов один за другим пали города Северного Причерноморья, прекра­тилась жизнь на многих античных поселен­иях. Первым самостоятельным князем вестготов является Атана­рих (366 – 381). Трехлетняя война (366 – 369) Атанариха с Римской империей завершилась выгодным для вестготов миром.

В конце III-IV в. н. э., на землях к востоку от Карпат, сложилс­я новый мощный племенной союз фракийцев, сарматов, го­тов, славян и других народов. Эти племена явились создате­лями Черня­ховской культуры, распространившейся от Карпат до Дне­пра. Число памятников черняховской культуры превосходит количество памятников предшествующих времен. В тоже время площадь этих памятников также увеличивается. Для Приднестровья типичны наземные жилые постройки на больших вытянутых площадях (например, поселение Кошница Дубоссар­ского района занимает 20 гектаров). Обязательно присутствие ям для зерна. Значительного развития до­стигли металлургия, ювелирное дело, гончарство, прядение и ткачество. Развитие черняховской культуры было прервано пришед­шими с востока кочев­никами – гуннами.9

В конце IV в. н. э. гунны нанесли удар по населению Дне­стровско-Карпатских земель и уничтожили почти все черня­ховские поселения в этом регионе. О внезапности нападения и массовом уничтожении населения свидет­ельствуют клады монет и других сокровищ, зарытых жителями уничтоженных поселе­ний. Около 375-376 гг. гунны разгромили остготов и напали на их западных соседей. Только Атанарих сделал попытку сопро­тивления. Однако в битве на берегах Днестра гунны разгромили вест­готов. Часть готов во главе с Атанарихом ушла к Карпатам, другая переселилась в Подунавье, под защиту Римской империи, а третья вошла в состав гуннского племенного союза.

Чтобы понять, что происходило в те далекие времена нужно знать в каком отчаянном положении оказались остроготы к 375 го­ду (этим годом историки датируют смерть Германариха). Разбро­санные в степи готские поселки были бессильны против набегов гуннов. Сила гуннов возрастала, а готы несли большие потери от набегов и голода. Готам оста­валось или отойти из сте­пи в лес, или уйти к собратьям-везеготам. Этот новый союз го­тов позволял вме­сте отбиться от гуннов. Но дело в том, что меж­ду Днепром и Дне­стром жили уличи и тиверцы, которые, види­мо, уже давно переста­ли пропускать готские отряды через свои земли, а с вторжением гуннов, возможно, вступили в союз с по­следними. В этом положе­нии «сойм» «князей» постановил послов к уличам и ти­верцам с просьбой о восстановле­нии дружбы, «приязни» и союза с ними. «Светлый князь» россов отправил «королю» вежливое послание: ничего не могу сделать.

В 376 г. гунны захватили и разрушили Тиру. Хотя город был разрушен, культура, сосед­ствующая с ним, продолжала существов­ать до середины V в. н. э.

Оседлая жизнь земле­дельческого населения в Придне­стровских землях прак­тически прекратилась, прервалось и денежн­ое обращение. Территория края в значи­тельной степени была в запустении вплоть до заселения ее славянами.