logo
учебник часть первая

1.7 Приднестровье в XVI-XVII веках.

В 1506 году Крымский хан объявил всю Южную Русь родов­ым улусом и начал уничтожение населения южных окраин Мо­сковского государства и Литвы.

Приднестровье в это время занимает стратегическое положен­ие на стыке трех сильных государств — Польши, Крым­ского ханства и Османской империи. У всех трех были се­рьезные ин­тересы в Приднестровье. На защиту южных рубежей госуда­рства встало новое военное сословие — казаки.

В период между 1508 и 1528 г.г. казаки под начальством брац­лавского и виленского старосты князя Константина Острожского14 и каменецкого старосты Предслава Ляндско­ронского совершили четыре похода против татар, отражая их нападение и опустошая пограничные с Литвой земли.

В 1538 году султан Сулейман I Кануни15 отобрал у Молдавского кня­жества территорию междуречья Днестра и Прута вплоть до Тигины (Бендеры) и полностью подчинил себе это княжество.

Для закрепления достигнутого успеха и управления завоеванн­ыми землями султан повелел отстроить в Бендерах силь­ную кре­пость. В ХIV-ХV вв. еще не возникло серьезных предпосылок для появления города на правом берегу Днестра. И решение турок о строительстве крепости говорит о коренной перемене всего образа жизни, складывавшейся веками системе хозяйствования этой территории. В комплексе с Хотином и Аккерманом (Белгород-на-Дне­стре) Бендеры создали сильный плацдарм турецкого влияния на южных рубежах христианского мира.

1 июля 1569 году в Люблине была подписана новая уния (со­юз) Польши и Литвы. За несколько месяцев до этого король издал универсалы, включающие укра­инские земли в состав Польши, в числе новых при­обретений Польши были Подолия и Брацлавщин­а, а значит и Приднестровье. Это событие имело огромное значе­ние для южно­русского насе­ления. По унии эти земли присоединя­лись на правах свободной страны со свобод­ным насе­лением: «яко вольные до вольных и ровные до ровных люди». Так сказано было на бумаге, но не так вышло на деле.

Казачество оказалось в Речи Посполитой вообще лиш­ним сословием. Дело в том, что в Польше того времени суще­ствовало лишь три сословия — шляхетское, мещанское и хо­лопское. У каза­ков опре­деленной организации не было, и толь­ко отправляясь в поход, они выбирали себе предводителей, воз­вращаясь же назад, поступали под ведение старост.

Население Приднестровья всегда было православным. В со­ставе Литвы право­славные имели равные права с католиками, но в Польше это было не так. Включение Приднестровья в со­став като­лической Польши обострило отношения между като­ликами и пра­вославными.

В 1596 году на Брестском соборе была провозглашена церковная уния. Несмотря на то, что подписанными ранее договор­ами Польская корона даровала Брац­лавщине некоторые сво­боды и права, в час­тности это касалось употребления русско­го языка в госу­дарственной практике — все указы должны были на­писаны на русском языке, уния положила этому конец. Польская конституция разрешала шляхтичу вмеши­ваться в рели­гиозную жизнь поддан­ных. Шляхта запрещала пра­вославным отправлять религиозные обря­ды, преследовала тех, кто отказывался насиль­но принять унию, обязывала содержать католическое духовен­ство. По всей Брацлавщине и Подолии были открыты иезуит­ские коллегиумы и базилианские мона­стыри. Право­славных де­тей обязывали отдавать в обучение в иезуитские школы и мона­стыри. Приднестровье не стало исклю­чением. Жизнь между дву­мя враждебными религиями: польским като­лицизмом и османским мусульманством вырабатыва­ла в народе особый уклад жизни, а православное мессиа­нство и му­ченичество, свойствен­ное всем право­славным, реали­зовывалось не только в молитве, но и в делах. Историк Н. П. Батюшков писал «...забужане и под­нестряне, самый бойкий и отважный народ Южной Руси, отли­чались расположен­ностью к буйству и непо­виновению...».

В экономическом плане в конце XVI -начале XVII века на Брацлавщине и Придне­стровье наблюдается экономический подъ­ем. Приток беглых в Приднестровье стиму­лировал рост ка­зачества и способствовал появлению новых селений. К этому времени от­носится основание Валадынки (Валя-Адынкэ), Бело­чей, Хрустово (Хрустовая), Рыбницы. Разви­ваются и расширяютс­я города и ме­стечки Приднес­тровья.

Казаки начинают играть важную роль в политической жизни не только Польши, но сопредельных государств: Молда­вии, Тур­ции, Крымского ханства и России. В конце XVI века по­ходы каза­ков в Молдавию, Тур­цию, Крым не были единичными, что послу­жило поводом для напряженности в отношениях с этими страна­ми.

Польско-турецкие войны не раз делали Приднестровье аре­ной кровавых стычек и жертвой набегов татар.

В середине XVII века противоречия Речи Посполитой выли­лись в казацкие вой­ны. В этот период 1648-1654 годов Приднес­тровье было крепким тылом.

В 1654 году через Приднестровье путе­шествовал Антиохийс­кий патриарх Макарий. Павел Алеппский, сопровождав­ший патри­арха, записал в своем дневнике:

«В субботу 10 июня (1654 г.), мы подъехали к берегу ве­ликой реки Нистроса (Днестра), которая составляет крайний предел стра­ны Молдавской и начало границы земли казаков. Мы переправи­лись через реку на судах. ...Навстречу ему вышли тыся­чи народа, в несметном множестве (Бог да благословит и умно­жит их!). То были жители города, по имени Рашков. Это очень большой город, по­строенный на берегу упомянутой реки; он имеет крепость и дере­вянный форт с пушками... ...Как мы при­метили, в этой стране, то есть у казаков, есть бесчисленное мно­жество вдов и сирот, ибо со времени появления гетмана Хмеля и до настоящей поры не пре­кращались страшные войны. ...Число грамотных особенно уве­личилось со времени появления Хмеля (дай Бог ему долго жить!), который освободил эти страны и из­бавил эти миллионы бесчис­ленных православных от ига врагов веры, проклятых ляхов.» В 1654 году Украина вместе Придне­стровьем по решению Переяславской Рады была присо­единена к России. После смерти Б. Хмельницкого (1657) была предпри­нята попытка вернуть Малороссию в состав Польши. Преемник Б. Хмельницкого И. Выговский подписал Гадячский договор — формальный трактат, заключённый 6 сентября 1658 в г. Гадяч по которому Малороссия снова возвращалась под власть польского короля, но уже как особое автономное образование - «Великое княжество Русское». Договор состоял из 6 пунктов: «1) Всему происшедшему с обеих сторон Днепра положить конец забвения. 2) Войску запорожскому состоять из 30 тыс. чел. и 30 тыс. наемников. 3) Гетману именоваться русским и первым сенатором воеводств Киевского, Брацлавского и Черниговского, по смерти же его избирать преемника вольными голосами из четырех человек каждого названного воеводства. 4) Киевскому митрополиту заседать в сенате вместе с польско-литовским духовенством. 5) Гетману предоставить право возводить по сто человек из каждого полка в шляхетское достоинство. 6) Козакам быть свободными от всех податей и получать вознаграждение наравне с коронными и литовскими войсками». Однако затея Выговского провалилась. Рада снова выбрала в гетманы Ю. Хмельницкого, который присягнул на верность царю, а Выговский бежал в Польшу.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, совершающий свое путешествие с турецкой армией в 1659 году называл Приднестров­ье казацкой страной.

Польско-русская война и последовавшее за этим Андру­совское перемирие между Рос­сией и Польшей вернуло Придне­стровье Польше, но ненадолго.

В 1672 году османский султан Мехмед IV, стремясь овла­деть Малороссией, начал против Речи Посполитой новую вой­ну. Его войско в августе 1672 г. овладело крепостью Каменец (Каменец-Подольский) и продолжило наступать по двум основ­ным направ­лениям - на Бучач и Львов. Положение Речи Поспо­литой было критическим, и она вынуждена была 17 октября за­ключить с Тур­цией Бучацкий мир 1672 года. Хотя польский сейм отказался рати­фицировать этот договор (апрель 1673), и война возобновилась турки заняли Брацлавское воеводство. В сражении под Хотином 11 ноября 1673 года польское войско во главе с великим коронным гетманом Яном Собеским одержало победу. Но это не повлияло на турок. Бучачский мир 1672 года разделил Правобережную Украину на три части: Подолия вошла в состав Османской империи, Брацлавское и Киевское воево­дство составили владения гетмана Петра Дорошенко, остальные земли остались в составе Речи Посполитой.

В 1683 году в ходе войны против Турции (1683-1699 гг.) поль­ские войска заняли территорию Подолии и Брацлавщины, кото­рые по условиям Карловицкого16 мира 1699 года вновь во­шли в со­став Речи Посполитой.