logo search
часть2

4.2. Общественно политическое развитие России.

Общественно-политическая жизнь России после революции 1905-1907 гг. характеризовалась усилением консервативных тенденций. Прежде всего, власти перешли в наступление на вырванные революцией демократические завоевания. Во многих регионах страны было введено военное или особое положение, что давало свободу действий местным администрациям в осуществлении чрезвычайных мер. В результате усилились аресты и высылки без суда, разгон профсоюзов, запрещение политических партий и демократических изданий. В августе 1906 г. правительство ввело военно-полевые суды. Всего по их приговорам в 1906-1910 гг. было казнено 3825 человек. По политическим делам за это же время 26 тыс. человек попали на каторгу и 19 тыс. человек были высланы. Тем не менее, возврат к прежним временам уже был невозможен. Революция добилась существенных изменений общественно-политической жизни страны. Появилась Государственная дума, стали легальными профсоюзы и многие политические партии, повысилась заработная плата, проведена аграрная реформа.

Внутренняя политика царизма была направлена на то, чтобы обезопасить и укрепить себя перед новым революционным натиском на самодержавие. Основным ее содержанием стало оформление союза дворян-помещиков с верхами русской буржуазии путем дележа экономической и политической власти. Это была политика лавирования между растущим капитализмом и слабеющим полуфеодальным строем, которая постепенно превращала страну в буржуазную монархию.

Несмотря на жесткость политического режима, установившегося после 3 июля 1907 г. в нем все-таки нашлось место для представительного учреждения. Состоялись выборы в III и IY Государственную Думу. Избирательный закон изменился в сторону ужесточения. Так, менее 1 % населения страны (помещики и крупная буржуазия) избирали две трети выборщиков. Один голос помещика приравнивался к 543 голосам рабочих. Представительство крестьян в Думе сократилось в два раза.

В итоге царизму удалось созвать законопослушную Думу. В III Думе правые консерваторы (октябристы) имели 136 мест. Это было больше, чем любая другая фракция. Вместе с другими правыми партиями они создали блок в количестве около 300 депутатов при общем количестве депутатов Думы 442. Примерно такой же расклад политических сил сложился и в IY Государственной Думе. Это обеспечило правительству возможность беспрепятственного прохождения своих законопроектов.

Вместе с тем сложившаяся политическая система союза дворянства и буржуазии не означала полной реставрации самодержавных порядков. Дума сохранила право утверждения бюджета и депутатского запроса, перед ней стали отчитываться министры. Столыпин как глава правительства тоже осознавал неодолимость перемен. Кроме аграрной реформы по его инициативе были внесены законопроекты о неприкосновенности личности, возможности перехода из одного вероисповедания в другое, о расширении прав земств, о страховании рабочих на случай болезни и инвалидности и другие. Предполагалось проведение реформы местного самоуправления и образования, которая предполагала введение бесплатного начального образования.

Однако Столыпин повторил судьбу Витте. По мере того как разворачивались реформы, он превратился в объект критики как справа, так и слева. Попытки вначале лета 1911 г. предложить проект дальнейших реформ, которые должны были стать еще одним шагом по пути преобразования страны в правовое государство, вызвали новую атаку на Столыпина. Проект, который включал снятие ограничений с еврейского населения, создания министерств по делам национальностей, труда и социального обеспечения, так и остался не обнародованным. А 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен бывшим эсером и агентом царской охранки Д. Богровым во время спектакля в Киевском городском театре.

В 1912 – 1914 гг. в стране вновь усиливается стачечное движение. Большое влияние на рабочих оказал расстрел стачечников на Ленских приисках в апреле 1912 г., где было убито 270 и ранено 250 человек. В России начался новый революционный подъем. Усилилась оппозиция правительству и в Государственной Думе. Была поставлена задача всяческой дискредитации, полностью находящихся под влиянием авантюриста Г. Распутина, царя и царицы, самодержавного строя. Краткий период “сотрудничества” большинства Думы с правительством стал нарушаться не только из-за активности радикальных партий, но и по причине роста недовольства правых политикой либеральных реформ при Столыпине и В. Коковцеве. Пришедший им на смену семидесятипятилетний Горемыкин объявил о новом курсе правительства, которому не суждено было сбыться, ибо началась первая мировая война.

Внешняя политика России в 1906 – 1914 гг. определялась двумя факторами: поражением в войне с Японией в 1904-1905 гг. и революцией 1905-1907 гг. Война с Японией вскрыла недостатки в вооружении армии и подготовке офицерского корпуса, выявила техническую отсталость военно-промышленного комплекса. Все это требовало мирной передышки в течение длительного времени.

Революционный же взрыв вызвал временный паралич власти, падение ее престижа, рост недовольства населения, восстания не только в городе и деревне, но и в армии. Царизм получил наглядное свидетельство того, что неудачная война является детонатором революционного взрыва.

Оба фактора говорили за то, что Россия ни в коем случае не должна воевать. Однако внешнего покоя оставалось только пять лет.