logo
часть2

4.1. Социально-экономическое развитие россии в 1907 – 1914 гг.

РЕФОРМЫ п.а. СТОЛЫПИНА

Накануне первой мировой войны социально-экономическое развитие России характеризовалось высокими темпами. На общий подъем промышленности оказали влияние сразу несколько факторов. Столыпинская реформа побудила к развитию крестьянские хозяйства, росту торгового земледелия. Зажиточные крестьяне предъявляли повышенный спрос на сельскохозяйственные машины, стройматериалы, удобрения, а бедняки увеличивали рынок рабочей силы. Революцией была вырвана отмена выкупных платежей, что увеличило покупательную способность крестьянского хозяйства.

Наконец, в стране накопилось много капиталов, которые не вкладывались в расширение производства в период кризиса и депрессии. Поэтому с началом промышленного подъема крупные банки и другие владельцы капиталов стали их инвестировать в реальный сектор экономики. Наряду с общими предпосылками с 1909 года в подъеме промышленности большую роль сыграла гонка вооружений, которая в других странах началась ранее.

Новый промышленный подъем характеризовался очень высокими темпами. Он охватил все отрасли промышленности, но в наибольшей степени сказался на тяжелой промышленности. Средний прирост всей промышленной продукции был почти равен приросту 90-х гг. По темпам роста производства Россия вышла на первое место в мире, обогнав все передовые страны. Например, выплавка чугуна за эти годы увеличилась во всем мире на 32 %, в США – на 20 %, в Германии – на 50 %, а в России – на 64 %.

Помимо абсолютных показателей промышленный подъем характеризовался значительными качественными изменениями. Так, выше чем в 90-е гг. была интенсивность развития, о чем свидетельствует более высокий темп прироста числа рабочих. Впервые за всю историю развития страны произошло превышение числа рабочих в тяжелой промышленности над отраслями легкой промышленности. Вместе с тем, не менее интенсивно развивалось и мелкотоварное производство. Если стоимость валовой продукции 29,4 тыс. предприятий крупной фабрично-заводской промышленности составляла 7,3 млрд. рублей, то стоимость 150 тыс. предприятий мелкой промышленности составляла 700 млн. рублей. Вся эта разветвленная капиталистическая система быстро реагировала на конъюнктуру рынка, удовлетворяя потребности промышленности, сельского хозяйства, населения. Накануне войны благосостояние последнего значительно поднялось. Вклады в государственных сберегательных кассах выросли 1149 млн. рублей в 1908 г. до 1595 в 1913 г.

Вместе с тем, по общему объему валовой продукции Россия накануне войны отставала от США, Германии, Англии и приближалась по ряду показателей к уровню Франции. Значительным было отставание от передовых стран по самым важным показателям – по производительности труда и по производству продукции на душу населения.

Особенностью экономического развития России, по-прежнему, оставалась более высокая, чем в других странах концентрация труда и капитала. Так, например, в период кризиса и депрессии число металлургических предприятий уменьшилось с 207 в 1903 г. до 167 в 1912 г. С целью раздела рынков сбыта еще в 80 - 90-е гг. в России возникли первые картельные соглашения и объединения. А к 1909 г. были монополизированы почти все отрасли. При этом изменился характер монополизации. Новой чертой этого процесса стало создание монополистических объединений комбинированного характера, соединяющего все процессы производства. Под эгидой крупных банков создавались мощные тресты и концерны. Так Русско-Азиатский банк создал группу из 8 заводов (Путиловский, Невский и др.) выпускавших практически весь российский объем снарядов, военных припасов, металла и т.п. Подобную же группу создал Петербургский международный банк. Под его покровительством действовала промышленно-финансовая группа “Коломна-Сормово”, которая монополизировала речное судостроение.

Дальнейшее развитие получила банковская система. Крупнейшим коммерческим банком был Государственный банк, который широко кредитовал промышленность и торговлю. Он имел 136 филиалов. С 1908 по 1913 гг. выросло число коммерческих акционерных банков с 43 до 50, а их активы увеличились в 4,5 раза (с 1,1 млрд. рублей до 4,9 млрд. рублей). Резко выросла биржевая торговля. Если в конце ХIХ в. в России действовала 21 биржа, то в 1913 г. уже 93.

Таким образом, перед войной в России сложилась финансовая олигархия, которая стояла во главе банков, бирж, монополий и была тесными узами связана с элитой чиновничьего мира. Представителями этой финансовой олигархии были А. Путилов, А. Вышнеградский, Б. Каменка, П. Рябушинский, Н. Второв, Н. Авдаков и многие другие.

В начале ХХ в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции и сохранила высокие темпы ее прироста до 1914 г. Валовые среднегодовые сборы зерна возросли с 1901 по 1913 гг. с 3,8 до 5 млрд. пудов. Имея 8 % населения мира, страна давала 25 % мирового производства пшеницы, 52 %– ржи, 38 % – ячменя, 26 % – овса и поставляла четверть мирового экспорта зерна.

Предпринимательство развивалось в двух типах хозяйств: в помещичьих и зажиточных крестьян. Доля помещичьих хозяйств в производстве зерновых неуклонно сокращалась в связи с разорением многих из них, о чем много говорилось в предыдущих лекциях. Доля же зажиточных крестьянских хозяйств напротив увеличивалась, так как они являлись главными покупателями дворянских земель. Составляя не более 20 % крестьянского населения, они давали около 40 % валового сбора и 50 % товарного зерна. Одновременно с этим шел процесс массового разорения средних и мелких крестьянских хозяйств. Это создавало экономическую неустойчивость в деревне, рост бедняцкой прослойки, и социальной напряженности, которая вылилась в массовое участие крестьянства в революции 1905-1907 гг.

Другой причиной противоречий в аграрной сфере стало почти полное исчерпание экстенсивного ведения хозяйства в связи с невозможностью расширения посевных площадей в центре европейской части страны.

С целью преодоления указанных противоречий царизм сделал попытку проведения широкомасштабной аграрной реформы, которая была связана с именем П. Столыпина занимавшего одновременно пост председателя Совета министров и министра внутренних дел.

Центральной проблемой, которая стояла перед реформаторами было снижение остроты земельного вопроса. Это можно было решить за счет перераспределения земли и освоения новых, не введенных в хозяйственный оборот земель. Поскольку о перераспределении помещичьих и других земель, находящихся в частной собственности, не могло быть и речи, реформаторы свои взоры обратили на земли крестьянской общины. На протяжении всей предыдущей истории российского государства община рассматривалась властью как важнейший инструмент воздействия на крестьянство. Поэтому, несмотря на демократичность внутреннего устройства общины (равенство в наделении землей, коллективный труд, коллективная собственность (луга, пастбища, водоемы), органы самоуправления и т.п.), правительство всегда ревностно сохраняло общину в неприкосновенности. Однако развитие капитализма медленно, но верно вело к разрушению общины. Капитализму требовался независимый и сильный товаропроизводитель и свободные рабочие руки. Община стала тормозом в таком развитии.

В основу нового аграрного законодательства, разработанного под началом П. Столыпина, лег указ царя от 6 ноября 1906 года. По этому указу каждый домохозяин имел право выхода из общины со своим участком земли и требовать свою долю из общинных земель. При этом согласие схода всех членов общины было превращено в формальность, ибо если в течение месяца после подачи заявления сход не решал вопроса решение принимал земский начальник. “Выходец” имел права потребовать собрать воедино все свои “клочки” земли расположенные в разных местах воедино и выделиться в отдельное хозяйство (отруб, хутор). В соответствии с указом выходец из общины становился полным частным собственником земли.

Кроме этого серией других правовых актов правительство отменило выкупные платежи, часть государственных и удельных земель передало Крестьянскому банку для свободной продажи. Было принято также важное решение о поощрении переселения крестьян на свободные, незанятые земли, расположенные в малоосвоенных регионах страны (Северный Казахстан, Сибирь, Дальний Восток).

После подготовки правовой базы правительство приступило к широкой пропаганде реформы, Крестьянский банк стал выдавать дешевые кредиты и продавать по низкой цене землю, всячески поощрялся выход из общины и переселение.

В результате за 1907 – 1915 гг. из общины вышло 26,9 % общинников. Из них 914 тыс. сразу же продали свои наделы, чтобы переселиться в Сибирь, переехать в город или купить землю через Крестьянский банк.

С целью поощрения переселения за Уралом было создано 12 переселенческих районов, организовывались специальные поезда, давались ссуды на домообзаведение и т.д. Всего по данным официальной статистики за Урал переселилось 3,7 млн. человек, из которых около 3 млн. закрепилось на новых землях. Переселенцы получили по 15 десятин удобной земли, что было достаточно для обеспечения жизненных потребностей переселенцев и производства товарной продукции. Однако новоселам не хватало средств для обзаведения средствами производства. Поэтому большинство из них жили беднее старожилов и часто сдавали им свою землю в аренду или нанимались батраками. Тем не менее за счет переселения за Уралом выросли тысячи новых сел. Уже к 1911 г. были освоены более 30 млн. десятин земли. Резко вырос вывоз хлеба, мяса. Масла и другой продукции сельского хозяйства.

Всего за восемь лет реформы из общины вышла четвертая часть российского крестьянства. Ими было создано почти 1,6 млн. хуторов и отрубов. На этих участках гораздо шире использовались сельскохозяйственные машины и орудия, удобрения, вводились многопольные севообороты, в полтора – два раза повысилась урожайность. В итоге увеличился слой зажиточных крестьян, которые были способны не только прокормить свою семью, но и стать товаропроизводителями конкурентоспособными на рынке.

Именно этой цели и была посвящена аграрная реформа. Правительство по словам П. Столыпина делало ставку не “на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”. Крепкий товаропроизводитель, частный собственник по мысли реформаторов должен был стать противоядием революционным настроениям и опорой государства. Таким образом, аграрная реформа открывала путь для широкого развития капитализма в сельском хозяйстве. Именно в этом состояло ее прогрессивное значение.

Противоречивость и недостатки реформы заключались в том, что она не затрагивала помещичьего землевладения. Между тем подогретое революцией 1905-1907 гг. крестьянство продолжало настойчиво требовать его перераспределения. Сдержанно к реформе отнеслось среднее крестьянство – основа сельского населения. Реформаторы не учли живучести общинных порядков, стремления к уравнительному землепользованию. Между общинниками и хуторянами подчас разгоралась нешуточная борьба (поджоги, травля посевов, перепашка межей и т.п.)