logo
часть2

1.2. Особенности промышленного развития России

на рубеже веков.

Россия на рубеже XIX – ХХ вв. выходит на мировую арену как государство, вступившее в полосу индустриального развития. В этот период темпы развития экономики России были достаточно высокими. Ее доля в мировом промышленном производстве поднялась с 4 % в 1870 году до 7 % в 1900 году. Хотя она по уровню развития капитализма еще не догнала такие ведущие страны как США, Германия, Англия, но поравнялась с Францией, прежде всего по основным показателям тяжелой промышленности. По выплавке чугуна Россия вышла на 3-е место в мире, по добыче нефти – на 1-е место.

Такие значительные темпы развития были предопределены предшествующим ходом строительства капитализма в России. Последовавшие за реформой 1861 года десятилетия были ознаменованы значительным развитием экономики. Возросла выплавка чугуна, добыча угля и нефти. В стране были построены десятки тысяч верст железных дорог. Количество российских речных пароходов увеличилось в 5 раз, морских – в 10 раз. Повсюду мануфактура сменялась индустриальным производством, быстро поднималось сельское хозяйство, активизировались финансовая система, увеличился российский экспорт.

Несмотря на такие высокие темпы развития, российская промышленность имела резервы для дальнейшего их ускорения. По-настоящему бурными были в России 90-е годы. В 1893 году начался промышленный подъем, который продолжался очень долго и шел чрезвычайно интенсивно. Высокими темпами развивалась в этот период тяжелая промышленность, увеличившая производство в 2 раза. При этом ее ключевые отрасли развивались еще быстрее: выплавка чугуна возросла с 0,9 млн. до 2,9 млн. тонн (в 3,2 раза), добыча угля с 6,1 до 16,6 млн. тонн (в 2,7 раза) и нефти с 4 до 10,5 млн. тонн (в 2,6 раза). Легкая промышленность так же развивалась довольно быстро (увеличилась в 1,6 раза).

Россия имела свои особенности экономического развития. Одной из таких особенностей, проявившихся в период первого промышленного подъема был бурный рост строительства железных дорог, которые возводились на государственные деньги. Несмотря на то, что первые годы многие дороги были убыточными, государство продолжало идти по намеченному пути. Это была долговременная продуманная политика, правильно учитывающая огромное значение железных дорог для будущего экономики страны. Строительство железных дорог создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и т.д. Это было одной из причин промышленного бума. Огромную роль в развитии Сибири сыграло строительство Транссибирской магистрали. К началу ХХ в. в Сибири развивалось преимущественно сельское хозяйство и только с прокладкой Транссибирской магистрали начинается целенаправленное промышленное освоение края.

Появившийся спрос на сельскохозяйственную продукцию Сибири стимулировал дальнейшее развитие земледелия и скотоводства, а так же возникновение перерабатывающей промышленности, и прежде, всего маслоделия. Для удовлетворения потребностей железной дороги стали развиваться угольная промышленность, увеличилась заготовка древесины и т.д.

Масштабы железнодорожного строительства в целом по стране были значительными. К 1882 году протяженность железных дорог составляла 31 тыс. км. В период с 1895 по 1899 ежегодно в эксплуатацию. Сдавалось в среднем по 3964 км. За 1893 – 1902 годы, было построено 27 тыс. км. С 1900 по 1904 годы ежегодно сдавалось по 2022 км: с 1905 по 1909 годы – по 1262 км.

На столь бурное развитие экономики России во многом повлияла политика С.Ю. Витте, который использовал различные методы для активизации работы промышленности: проводил жесткую налоговую политику, придерживался строгого протекционизма, провел финансовую реформу (1897 год), обращался к иностранному капиталу.

Россия, став частью мировой экономической системы, была подвержена влиянию перепадов в ее развитии. Экономический подъем 90-х годов сменился кризисом 1900 – 1903 годов. Кризис в эти годы охватил практически все развитые страны. В России первые его признаки проявились летом 1899 года. В это время потерпели крах предприятия Мамонтова, Дервиза, Алчевского. Предвестником кризиса были сбои в работе отдельных отраслей еще в 1897 году, но тогда на эти явления не обратили должного внимания. В целом же кризис в России был глубоким и длительным. Он постепенно охватывал то одну, то другую отрасль промышленности. В середине 1900 года в полосу кризиса вступила сначала Германия, затем Англия, Франция и другие европейские страны. В США кризис наступил в 1903 – 1904 годах, когда в Европе и Росси дела стали постепенно налаживаться.

В 1904 – 1908 гг. Россия вступила в полосу депрессии, сопровождавшуюся некоторым оживлением промышленности в 1904 и 1906-1907 гг.. В результате этого кризиса в большей степени пострадала тяжелая промышленность. В 1900 г. падение производства в целом по промышленности составило 3 %, в 1902 г. – 9 %, в отдельных отраслях оно достигло даже 10-15 %. От кризиса пострадали в основном мелкие и средние предприятия. За эти годы было закрыто 3 тыс. фабрик и заводов, уволено 100 тыс. рабочих. На плаву удержались в основном крупные предприятия, т.к. многие из них смогли добиться помощи от государства в виде получения дополнительных денежных средств. Легче эти тяжелые годы перенесли отрасли легкой промышленности, где определенный спад наблюдался еще в конце 90-х гг.

Но положение постепенно стабилизировалось в целом по промышленности, среднегодовые темпы ее роста в 1906 – 1913 гг. стали превышать 6 %. Таких темпов в этот период не наблюдалось ни в одном из европейских государств. Справедливости ради, необходимо отметить, что здесь имели место определенные экономические спекуляции: при снижении объема выпускаемой продукции повышалась ее стоимость. В результате этого искусственно создавался “угольный голод”, “нефтяной голод”. Так, в 1904 – 1907 гг. стоимость ежегодно добываемой нефти возросла на 18%, хотя ее физический объем сократился почти на 27%. Бесспорно, такое положение дел нельзя считать нормальным. Однако, в 1909 году происходит оживление практически во всех отраслях промышленности, и Россия вступит в полосу нового экономического подъема, продолжавшегося с 1909 по 1913 гг.

Этот экономический подъем во многом был предопределен деятельностью российского правительства. Не последнюю роль здесь сыграла аграрная реформа Столыпина. В результате ее, с одной стороны, появились зажиточные крестьяне, предъявлявшие спрос на сельскохозяйственную технику, удобрения, строительные материалы, а с другой – бедняки увеличили рынок свободной наемной рабочей силы. Отмена выкупных платежей крестьян за землю в какой-то мере стимулировала их покупную способность. К этому времени в России имелось достаточно много капиталов, которые стали активно вкладываться в промышленность. Во-первых, это государственные деньги, выдаваемые предприятиям под военные заказы, которые правительство активно размещало в связи с ухудшением дел на мировой арене. Во-вторых, это частные средства, не вкладывавшиеся в промышленность в предшествующие годы. В этих условиях усилились многие российские банки, которые стали проводить активную кредитную политику. Это привело к созданию большого числа акционерных компаний, которые вели свою деятельность в разных отраслях промышленности. В 1901 г. возникло 87 акционерных компаний, а в 1910 г. – 129, в 1912 – 238, в 1913 – 242. Все это, безусловно, говорит об оживлении предпринимательской активности. Большая часть отечественной промышленности финансировалась отечественным капиталом. В 1908 году в акционерные компании было вложено 1795 млн. рублей российских денег против 1187 млн. рублей иностранных капиталов.

В условиях нового экономического подъема значительно возросли темпы развития. Так, среднегодовой прирост всей промышленной продукции составил 8,8 %. Подъем в отраслях группы “А” был равен 83 %, а в группе “Б” – 35 %.

Если сравнить уровень развития России с другими странами, то по темпам роста производства она вышла на первое место в мире, обогнав все передовые страны. Выплавка чугуна за эти годы увеличилась во всем мире на 32 %, в США - на 20 %, в Германии - на 50 %, а в России на 64%; выплавка стали в России увеличилась на 82 %, а в Германии на - 50 %. Наряду с металлургией очень быстро развивалось машиностроение и металлообработка.

Бурное развитие промышленности, наблюдавшееся в России с 90-х гг., изменило облик России. Возрастает значение городов, как центров сосредоточения промышленных предприятий. По-прежнему, вездесущую роль в развитии производства продолжает играть Центрально-промышленный район с центром в Москве, Северо-Западный с центром в Петербурге, Прибалтийский, частично Польша. Все больше возрастает значение Украины и юга России. Здесь ведется добыча каменного угля в Донбассе, железной руды в Криворожье, таким образом, был создан угольно-металлургический комплекс. Значение Урала все больше падает из-за технической отсталости. 3/4 заводов России располагались в этих регионах. Что создавало значительный контраст между экономическими центрами и остальными преимущественно сельскохозяйственными регионами.

Несмотря на бурное развитие тяжелой индустрии, по-прежнему сохранялась старая структура промышленного преобладания легкой промышленности над тяжелой.

В России, как и в других странах, шел процесс монополизации промышленности. В период 1909 - 1913 гг. 29,4 тыс. предприятий крупной фабрично-заводской и черной промышленности выпускали продукции на 7,3 млрд. рублей. Процесс образования монополий в России можно разделить на 4 периода. Первый период охватывал 80-90-е гг. XIX в. На этом этапе только зарождается система монополий, появляются первые, пока еще временные монополистические объединения - картели, действовавшие на основе соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта.

Второй этап охватывает 1900 - 1908 г. Теперь уже создаются постоянные монополистические объединения (синдикаты), просуществовавшие до преобразований, проводившихся Советской властью в 1917 г. Теперь монополии существуют практически во всех отраслях и контролируют их деятельность. Наряду с промышленными монополиями образуются банковские монополистические объединения.

Третий этап приходится на 1909 - 1913 гг. В этот период происходит дальнейшее монополизирование всех сфер экономики. Образуются монополии новых форм - тресты и конкретно их отличает более высокая степень концентрации. Происходит сращивание промышленного и банковского капитала, и образуются промышленно-финансовые группы.

На четвертом этапе, приходящимся на период I мировой войны, происходит заметное сближение государства с монополистическим капиталом.

Для России были характерны монополии разных видов, причем экономические условия конкретного периода определяли развитие той или иной формы монополистических объединений. В начале ХХ в. в России возникло множество крупных монополистических. Это такие синдикаты, как “Продуголь” (объединял 17 предприятий, сосредоточил до 60% сбыта донского угля). “Продпаровоз”, “Гвоздь”, “Трубопродажа”, “Продвагон”, “Медь”, “Треугольник” и др. Все они без исключения контролировали сбыт товаров в своей отрасли. Но на их фоне выделяется крупнейший синдикат России “Продомета“. Его создали металлургические заводы южного экономического района России в 1902 г. Полное название объединения - “Общество для продажи изделий русских металлургических заводов”. Этот синдикат постепенно вытеснил с рынка практически всех конкурентов. В 1907 г. одержал победу над Новороссийским обществом, не выдержали конкуренции Сосновские заводы. Оба этих общества попали под контроль “Продомета”. Шла долгая борьба с синдикатом Уральских заводов “Кровля” и т.д. В результате этот крупнейший в России и Европе синдикат стал контролировать 70 % сбыта мирового железа; свыше 80 % балок и швеллеров; свыше 90 % вагонных осей и т.д. Возглавлял его работу Совет, непосредственно деятельностью предприятия заведовало и вело всю текущую работу правление общества. В Петербурге располагалась центральная контора, но так как заводы синдиката были разбросаны по разным местам, то дополнительно было открыто еще 8 контор: Одесская, Харьковская, Ростовская, Киевская, Московская, Рижская, Варшавская, Саратовская. Возникли монополии и в других отраслях производства. Так, в хлопчатобумажной промышленности существовало два картеля по производству ситца: Московский и Иваново-вознесенский.

В пищевой промышленности так же были созданы монополистические союзы: синдикат “Дрожжи”, соленая монополия “Океан”, сахарная монополия, табачный трест. “Русское общество пароходства и торговли” занимало монопольное положение в морском транспорте на Черном и Азовском морях. С конца XIX века стали складываться монополистические сообщества в нефтяной промышленности. Образовалось Товарищество братьев Нобель и группа Ротшильда, официальное название которой было Каспийско-Черноморское общество. В 1898 году было создано торгово-транспортное предприятие “Мазут”, его создали группа Ротшильда и Петербургский международный банк. В начале ХХ века процесс концентрации продолжился. Обе вышеназванные группы объединились и заключили соглашение о создании фирмы “Нобель - Мазут” (“Нобмазут”). Это объединение контролировало производство, переработку, транспортировку и продаже нефти. Еще будучи независимыми эти компании активно вытесняли своих конкурентов с рынка, теперь же, объединившись, они продолжили свою деятельность в этом направлении. Вскоре ряд крупных фирм попали под их контроль.

В период промышленного подъема 1909 - 1913 годов изменился характер процесса монополизации. Стали возникать наиболее сложные формы монополистических объединений, в рамках которых контролировался не только сбыт товаров, но и его производство. Этими новыми формами становятся тресты (незначительное их число было и раньше) и концерны. Уже упоминавшийся синдикат “Продомета” начинает контролировать горнорудные и угольные предприятия. В новых экономических условиях главным становится обеспечение себя сырьем для дополнительного расширения производства.

В этих условиях стали активно организовываться тресты и концерны в нефтяной промышленности, которые приносили большие доходы. Наряду с уже существовавшей фирмой “Нобель”, был создан трест “Шелл”, имевший тесные связи с мировыми нефтяными компаниями. В 1912 году появляется концерн “Ойл” или “Нефть” (“Русская генеральная нефтяная корпорация”). В образовании концернов активную роль играли крупнейшие российские банки: Русско-Азиатский, Петербургский международный и другие.

При участии Русско-Азиатского банка был создан концерн “Ойл”, сформировалась мощная группа, которая контролировала большую часть производства артиллерии, мин и снарядов и первоначально включала в себя 8 крупнейших заводов: Путиловский, Невский, и др. Затем к этой группе присоединился Тульский чугуноплавильный, Новороссийский металлургический и другие заводы. При участии этого же банка был создан концерн Стахеева, контролировавший 41 предприятие. Причем это были предприятия разных направлений: металлургические заводы Урала и Подмосковья, 8 текстильных фабрик, предприятия мукомольной промышленности, хлебная торговля и ряд других.

Подобную активную деятельность развернул и Петербургский международный банк. При его участии была создана группа “Коломна - Сормово”, включавшая так же крупные заводы. Эта же группа заняла ведущие позиции в судостроении в бассейне Волги, монополизировала транспортное машиностроение.

В это же время создается еще одна крупная группа, которая называлась “Лесснер - Нобель”, куда вошли машиностроительные и металлообрабатывающие заводы Лесснера, Нобеля и другие. Эта группа была создана Петербургским учетно-ссудным банком и специализировалась на выпуске подводных лодок, торпед, мин и т.д. Таким образом, мы видим, что происходит активное вмешательство банков в производство, контроль банками этого производства. Но этому предшествовал процесс концентрации банковского капитала. К 1913 году наиболее крупными были Петербургский международный банк, ему принадлежали 10 % активов всех активов акционеров банков, Русский для внешней торговли (8,8 % активов), Азовско-Донской (8 %), Русский торгово-промышленный (7,7 %). Наиболее крупным банком, которому принадлежало 13 % активов, был Русско-Азиатский банк. Он возник в 1910 году в результате слияния Русско-Китайского и Северного банков и занял ведущие позиции в финансовой сфере и кредитной политике. Всего к 1913 году в России насчитывалось 50 крупных акционерных банков, их активы составляли 4,9 млрд. рублей. Из них наиболее крупными были вышеперечисленные банки. Они имели 418 филиалов, 248 своих представителей в правлениях промышленных предприятий. Концентрация банковского капитала в России была значительно выше, чем в других странах. Владельцы банков часто лично руководили промышленными монополиями, будучи либо председателями их правления, либо членами правления. Среди крупных финансовых олигархов были А.И. Путилов (председатель правления Русско-Азиатского банка), А.И. Вышнеградский (Русский банк для внешней торговли) и др.