logo search
Учебное пособие История

1. Перемены в начале 1990-х гг.

Последнее десятилетие XX в. было отмечено радикаль­ными переменами в духовной жизни страны и новыми процес­сами в развитии культуры. Важнейшими условиями экономи­ческих и политических преобразований стало утверждение сво­боды слова, развитие Интернета, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство.

Стремительно менялась привычная для советского чело­века картина мира. Перестройка открыла возможности не только для переосмысления трудностей внутреннего развития, но и для сравнения уровня жизни, политической и творческой свободы в Советском Союзе и на Западе. Сравнение оказалось не в пользу советской действительности. Развал социалистичес­кой системы и распад СССР, кризисное внутреннее развитие поставили вопрос о месте страны в мире и о поддержании статуса великой державы, которым советские люди по праву гордились.

В результате в обществе первой половины 90-х гг. широ­ко распространились настроения разочарования. Исчезла уве­ренность в завтрашнем дне, у многих людей появилось чувство незащищенности. Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизнен­ного уровня, которое заставило вспомнить о трудностях прош­лых лет. Происходила дальнейшая дифференциация уровня до­ходов разных групп населения. Подъем общественной активнос­ти, вызванной надеждами на перемены, сменился растущей апатией. Размывались представления о социально допустимых нормах поведения. Яркой иллюстрацией стали изменения в языковой культуре. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесен­ные из словаря маргинальных социальных групп слова и поня­тия. Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное простран­ство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.

Социальные процессы в российском обществе первых постсоветских лет не были однонаправленными. Происходило и высвобождение долгое время сдерживавшейся идеологическим диктатом творческой и социальной энергии. Люди получили возможность выбора рода занятий, не связанных с государ­ственной опекой, желающие стали уходить в сферу частного предпринимательства. Становление рыночных отношений поста­вило уровень жизни в прямую зависимость от готовности людей встраиваться в такие отношения и адаптировать свои трудовые навыки к потребностям рынка. В результате с середины 90-х гг. резко возрос спрос на второе образование. Наиболее востребо­ванными и популярными стали связанные с развитием новых рыночных институтов профессии (менеджер, финансист, юрист, риэлтор, аудитор).

Культурная жизнь первых постсоветских лет чутко реа­гировала на происходившие перемены. Частная инициатива стимулировала становление новых для отечественной культуры направлений деятельности. Появились многочисленные част­ные книгоиздательства. Рынок стал насыщаться пользовавшей­ся спросом литературой, ушло в прошлое понятие «дефицит». Открылись частные картинные галереи, появились многочис­ленные театральные и выставочные проекты, рассчитанные на разные вкусы.

В первой половине 90-х гг. резко сократилось государ­ственное финансирование объектов культуры — музеев, теат­ров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Боль­шинство бывших читателей были просто не в состоянии их вы­писывать. Но во многом такое падение интереса было связано и с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего ин­формационные и развлекательные программы. Огромную ауди­торию стали собирать развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией. На российский рынок хлынул поток зарубежной культурной продукции, зачастую низкого качества. Но многое из этой про­дукции имело коммерческий успех, так как спрос на нее долгое время искусственно сдерживался, и требовалось время, чтобы насытить рынок. Быстрыми темпами стала развиваться индуст­рия досуга — коммерческие развлекательные центры и ночные клубы появились в больших и малых городах.