logo
Учебное пособие История

6. Реформа управления

Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 г. продемонстрировал неготовность исполнительной власти эф­фективно действовать в кризисных ситуациях. Президент Рос­сии выступил 13 сентября 2004 г. с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Обществен­ной палаты. В 2004 г. по новому закону региональные законодательные собра­ния по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за не­надлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губерна­тору вправе выразить и Законодательное собрание. Таким об­разом, Президент взял на себя ответственность за работу гу­бернаторов.

Были отменены выборы депутатов Госдумы по одноман­датным округам. Основная цель перехода к сугубо партийным выборам состояла в том, чтобы стимулировать развитие партий­ной системы в стране. На формирование крупных общенацио­нальных партий были направлены и другие меры, например, отмена в избирательных бюлле­тенях графы «Против всех» и повышение минимального уровня для прохождения партии в Государственную Думу с 5 до 7%. Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и го­сударством.

Создание в апреле 2005 года Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.

Начался процесс укрупнения регионов за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных авто­номных округов к областям и краям. В 2003—2005 гг. объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ в Пермский край; Тай­мырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ и Красноярский край; Корякский автоном­ный округ и Камчатская область; Усть-Ордынский Бурятский округ и Иркутская область.

Федеральным законом от 4 июля 2004 г. был установлен закрытый перечень полномочий регионов. Тем самым снизи­лись риски нецелевого использования средств регионального бюджета. Параллельно федеральный Центр стремился к сниже­нию числа льгот населения с заменой их на деньги с целью приведения в соответствие с рыночными реалиями существую­щей социальной системы. С января 2005 г. вступил в силу за­кон о замене льгот денежными компенсациями. Из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введе­нию он вызвал существенное недовольство, прежде всего пенси­онеров. Правительству пришлось значительно увеличить выде­ляемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе.

Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современ­ной России. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Меж­дународную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г. и предусматривающую полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об уста­новлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия и т.д.