logo
Учебное пособие История

1. Дефолт 1998 г.

К 1998 г. долг Российской Феде­рации перед международными кредит­ными организациями и внутренними кредиторами стал слишком большим.

Положение усугублялось неблагоприят­ной международной конъюнктурой, ко­торая характеризовалась двумя опасны­ми для экономики России тенденциями:

1) международный финансовый кризис, который разразился с осени

1997 г. Рынки стран Юго-Восточной Азии дестабилизировались. Акции мно­гих компаний стали падать в цене, и инвесторы начали выводить деньги на более надежные рынки Европы и США.

Россия попала в эту волну. Инвестиции стали уходить из экономики. Для страны это означало сокращение налоговых сборов, спад производства и невыполнение бюджетных обязательств.

2) резкое падение цен на нефть с начала 1998 г. В итоге они опустились ниже 10 долларов за баррель, что делало добы­чу нефти в России невыгодной.

Важным фактором развития кризиса стало то, что значи­тельная часть внимания и усилий российской элиты была на­правлена на разрешение политических, а не экономических проблем. В марте 1998 г. Президент Б.Н. Ельцин отправил в отставку правительство Черномырдина. Новым премьером был назначен С.В. Кириенко. Он был утвержден Государственной Думой с третьей попытки только в конце апреля, а правительство было сформировано лишь к середине мая 1998 г. Время для необходимых решений оказалось упущенным. Из-за смены пра­вительства соглашение с МВФ о финансировании программы в 1998 г. было заключено только в конце июня, что породило неопределенность и неуверенность на рынках.

Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по ГКО. Летом 1998 г. правительство должно было вы­платить 60 млрд. долларов по внешнему и внутреннему долгу. Долги по пенсиям на конец марта 1998 г. составили около 1 млрд. рублей, долг оборон­ному заказу — 17 млрд. рублей. Доходы в этот же период составили чуть бо­лее 20 млрд. долларов.

Кроме того, на России лежали долги СССР. Резко ухудшившееся эко­номическое положение заставило просить об отсрочке выплаты по долгам, на что западные кредиторы были вынуждены согласиться. Начавшееся еще в годы перестройки ухудшение отношений с Ираком, Кубой, Ливией и дру­гими традиционными союзниками СССР сделало проблематичным возвра­щение ими старых советских долгов. Тем не менее в 1997 г. Россия призна­ла задолженность царского и Временного правительств французским держа­телям русских ценных бумаг, но выплатила, по сути, символическую компен­сацию. Сумма долгов (с учетом процентов) составила около 130 млрд. долларов, которые делились на долги государственным структурам и част­ным владельцам ценных бумаг (Парижский и Лондонский клубы).

В конечном итоге 17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Бы­ла проведена девальвация и объявлен дефолт (отказ платить дол­ги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов ком­мерческих банков иностранным инвесторам. Это последнее реше­ние не имело отношения к государственным интересам — госуда­рство этим актом защищало интересы ничтожно малой группы частных лиц — владельцев банков. Разразился невиданный преж­де скандал. 23 августа Ельцин отправил правительство С.В. Кири­енко в отставку. Финансовый кризис перерос в политический. В сентябре 1998 г. главой правительства стал Е.М. Примаков.

В результате дефолта 17 августа 1998 г. вся российская банковская система оказалась на грани краха. Несколько круп­ных банков разорились. Вклады населе­ния в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реаль­ном выражении — на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из ком­мерческих банков. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Разорилось множество фирм. Сотни ты­сяч людей, принадлежавших к так на­зываемому среднему классу, потеряли работу и источники дохода.

Тем не менее, троекратная де­вальвация рубля позволила экономике войти в полосу восстановления. Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с им­портными товарами. Ситуация в экономике стала стабилизиро­ваться с начала 1999 г., когда появились некоторые благоприят­ные тенденции, в частности рост производства, особенно в сфере товаров народного потребления, продуктов питания. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в бюджет.