logo
Учебное пособие История

6.Достижение стратегического паритета ссср — сша

После Карибского кризиса 1962 г. СССР стал резко уве­личивать свой стратегический потенциал. Если в момент этого кризиса США превосходили СССР по числу средств доставки ядерного оружия в 10 раз, то к концу 60-х гг. превосходства уже не было.

В разгар ближневосточного кризиса руководители США были вынуж­дены пойти на контакт с руководством СССР. Итоги последовавших перего­воров между президентом США Л. Джонсоном и председателем Совета Ми­нистров СССР А.Н. Косыгиным в Глассборо (июнь 1967 г.) дали возможность достичь договоренности на основе концепции отказа обеих сверхдержав от создания системы национальной противоракетной обороны и ограничения стратегических вооружений. Начались двусторонние переговоры, продол­женные при президенте США Р. Никсоне.

Советский ракетно-ядерный арсенал сравнялся с амери­канским в 1968 г. В международных отношениях появился но­вый элемент — стратегический паритет (равенство).

США лишились возможности безнаказанно нанести пер­вый, обезоруживающий удар по Советскому Союзу. Советская оборонная доктрина поначалу была сформулирована в достаточ­но общем виде. Она предполагала, что Советский Союз никогда не начнет войны первым и не применит первым атомное ору­жие, но ответит сокрушительным ударом на всякое нападение агрессора с целью его полного поражения.

Затем советские военные теоретики пришли к важному выводу: упреждающий массированный ракетно-ядерный удар в целях стратегической обороны по изготовившемуся к ракетно-ядерному нападению агрессору при наличии у него трех компо­нентов стратегических ядерных сил (наземных защищенных ра­кетных комплексов, ракетных комплексов морского базирова­ния и стратегической авиации) лишен всякого смысла. Он не решает задачи стратегической обороны государства и приводит только к взаимному уничтожению этих государств. Ответно­-встречный массированный ракетно-ядерный удар по агрессору, уже совершившему ракетно-ядерное нападение, но до прихода его боеголовок на нашу территорию, тем более не решает зада­чи стратегической обороны и также приводит к взаимному уничтожению государств. Кроме того, гонка вооружений суще­ственно истощала экономический потенциал СССР.

Почти одновременно и в СССР, и в США пришли к иден­тичному выводу: глобальная ядерная война не имеет смысла, ее нельзя выиграть. Усилия обеих стран по достижению стратеги­ческого превосходства не дали результатов — стороны достигли паритета на высоком уровне.

В мае 1972 г. Р. Никсон (первым из руководителей США) нанес официальный визит в Москву. 26 мая были подписаны два ключевых договора: бессрочный Договор об ограничении сис­тем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Обе страны отказались от дорогостоящего и дестабилизирующего строительства систем про­тиворакетной обороны по периметру своих границ. Договор по ПРО оказал важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс. Впервые в послевоенный период

США отказались развертывать крупную, имеющую стратегическое значение сис­тему. Договор по ПРО сохранял свою си­лу до мая 2002 г., когда он был расторг­нут по желанию американской стороны.

Договор ОСВ-1 был первым со­глашением об ограничении ядерных во­оружений, который ставил предел чис­лу стационарных пусковых установок МБР и пусковых установок баллисти­ческих ракет на подводных лодках. До­говором и временным соглашением (сопутствующим договору) юридически закреплялся принцип равной безопасности в области наступа­тельных стратегических вооружений.

Отход от политики конфронтации привел к материализа­ции климата разрядки: были заключены десятки соглашений по вопросам торговли, судоходства, сельского хозяйства, транспорта, мирного использования атомной энергии и т. п. Казалось, что возникает новый мир с более обнадеживающими перспективами.

Разрядка в советско-американских отношениях способствовала нор­мализации отношений с ФРГ. В 1970 г. в Москве был подписан договор меж­ду СССР и ФРГ. Стороны подтвердили нерушимость границ в Европе. ФРГ отказывалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, во­шедшей после Второй мировой войны в состав Советского Союза и Польши. В свою очередь, советская сторона заявляла, что не будет препятствовать мирному объединению двух германских государств, если для этого в буду­щем возникнут соответствующие условия. В 1971 г. СССР, США, Франция и Великобритания заключили соглашение по Западному Берлину, которое ус­тановило особый статус западных секторов Берлина и упорядочило транс­портное сообщение с Западным Берлином по территории ГДР. Тем самым был устранен опасный источник международной напряженности в Европе.

Вершиной разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады. Консультации по нему проходили в 1972—1973 гг., затем состоялись два подготовительных этапа.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 ию­ля — 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и госу­дарственных руководителей стран — участниц совещания, возглавлявших национальные делегации. Советскую делегацию возглавлял Л.И. Брежнев. Главы делегаций подписали За­ключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день.

Заключительный акт включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое: 1) по безопасности в Европе; 2) по сотрудничеству в области экономи­ки, науки и техники, охраны окружающей среды; 3) по сотруд­ничеству в гуманитарных и других областях; 4) по дальнейшим шагам после совещания. Заключительный акт содержит

10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сот­рудничества. Заключительный акт гарантировал признание и не­прикосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участники обязательства по соблюдению прав человека (это стало основой для использования проблемы прав человека против СССР).

Уход президента США Р. Ник­сона с политической арены в 1974 г. после уотергейтского скандала нанес удар по политике, направленной про­тив продолжения «холодной войны». В политике американской элиты по отношению к СССР начинается броже­ние, вызванное давлением правых сил, считавших разрядку ложной концеп­цией, способствующей (а не препятствующей) крушению амери­канских позиций в мире. Тем не менее к лету 1979 г. был достигнут советско-американский компромисс, зафиксирован­ный в Договоре ОСВ-2, подписанном советской и американс­кой сторонами в Вене 18 июня 1979 г. Договор определял количество носителей стратегического оружия для обеих сторон.

Советский Союз, идя на компромисс, каковым являлся Договор ОСВ-2, жертвовал многим. Прежде всего СССР дал согласие сократить свои страте­гические силы на 10%, отказался от ряда программ, находившихся на раз­личных стадиях разработки или развертывания. Но и для США договор ста­вил существенные барьеры. Так, Соединенные Штаты вынуждены были ограничить численность баллистических ракет с разделяемыми головными частями (не более 1200 единиц), крылатых ракет (не более 3000 авиацион­ных крылатых ракет). Общее число носителей ядерного оружия фиксирова­лось цифрой 2250. Согласно протоколу к Договору ОСВ-2, запрещалось развертывание крылатых ракет наземного и морского базирования даль­ностью свыше 600 км. Обе стороны — СССР и США — заявили о том, что бу­дут соблюдать положения Договора ОСВ-2 до тех пор, пока на нарушение его положений не пойдет другая сторона.

Несомненно, что подписание Договора ОСВ-2 стало поло­жительным явлением. Но осложнение американских отноше­ний с Ираном, введение советских войск в Афганистан нанесли удар по разрядке и договорным отношениям между СССР и США.