6.Достижение стратегического паритета ссср — сша
После Карибского кризиса 1962 г. СССР стал резко увеличивать свой стратегический потенциал. Если в момент этого кризиса США превосходили СССР по числу средств доставки ядерного оружия в 10 раз, то к концу 60-х гг. превосходства уже не было.
В разгар ближневосточного кризиса руководители США были вынуждены пойти на контакт с руководством СССР. Итоги последовавших переговоров между президентом США Л. Джонсоном и председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным в Глассборо (июнь 1967 г.) дали возможность достичь договоренности на основе концепции отказа обеих сверхдержав от создания системы национальной противоракетной обороны и ограничения стратегических вооружений. Начались двусторонние переговоры, продолженные при президенте США Р. Никсоне.
Советский ракетно-ядерный арсенал сравнялся с американским в 1968 г. В международных отношениях появился новый элемент — стратегический паритет (равенство).
США лишились возможности безнаказанно нанести первый, обезоруживающий удар по Советскому Союзу. Советская оборонная доктрина поначалу была сформулирована в достаточно общем виде. Она предполагала, что Советский Союз никогда не начнет войны первым и не применит первым атомное оружие, но ответит сокрушительным ударом на всякое нападение агрессора с целью его полного поражения.
Затем советские военные теоретики пришли к важному выводу: упреждающий массированный ракетно-ядерный удар в целях стратегической обороны по изготовившемуся к ракетно-ядерному нападению агрессору при наличии у него трех компонентов стратегических ядерных сил (наземных защищенных ракетных комплексов, ракетных комплексов морского базирования и стратегической авиации) лишен всякого смысла. Он не решает задачи стратегической обороны государства и приводит только к взаимному уничтожению этих государств. Ответно-встречный массированный ракетно-ядерный удар по агрессору, уже совершившему ракетно-ядерное нападение, но до прихода его боеголовок на нашу территорию, тем более не решает задачи стратегической обороны и также приводит к взаимному уничтожению государств. Кроме того, гонка вооружений существенно истощала экономический потенциал СССР.
Почти одновременно и в СССР, и в США пришли к идентичному выводу: глобальная ядерная война не имеет смысла, ее нельзя выиграть. Усилия обеих стран по достижению стратегического превосходства не дали результатов — стороны достигли паритета на высоком уровне.
В мае 1972 г. Р. Никсон (первым из руководителей США) нанес официальный визит в Москву. 26 мая были подписаны два ключевых договора: бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Обе страны отказались от дорогостоящего и дестабилизирующего строительства систем противоракетной обороны по периметру своих границ. Договор по ПРО оказал важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс. Впервые в послевоенный период
США отказались развертывать крупную, имеющую стратегическое значение систему. Договор по ПРО сохранял свою силу до мая 2002 г., когда он был расторгнут по желанию американской стороны.
Договор ОСВ-1 был первым соглашением об ограничении ядерных вооружений, который ставил предел числу стационарных пусковых установок МБР и пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках. Договором и временным соглашением (сопутствующим договору) юридически закреплялся принцип равной безопасности в области наступательных стратегических вооружений.
Отход от политики конфронтации привел к материализации климата разрядки: были заключены десятки соглашений по вопросам торговли, судоходства, сельского хозяйства, транспорта, мирного использования атомной энергии и т. п. Казалось, что возникает новый мир с более обнадеживающими перспективами.
Разрядка в советско-американских отношениях способствовала нормализации отношений с ФРГ. В 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ. Стороны подтвердили нерушимость границ в Европе. ФРГ отказывалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей после Второй мировой войны в состав Советского Союза и Польши. В свою очередь, советская сторона заявляла, что не будет препятствовать мирному объединению двух германских государств, если для этого в будущем возникнут соответствующие условия. В 1971 г. СССР, США, Франция и Великобритания заключили соглашение по Западному Берлину, которое установило особый статус западных секторов Берлина и упорядочило транспортное сообщение с Западным Берлином по территории ГДР. Тем самым был устранен опасный источник международной напряженности в Европе.
Вершиной разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады. Консультации по нему проходили в 1972—1973 гг., затем состоялись два подготовительных этапа.
Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран — участниц совещания, возглавлявших национальные делегации. Советскую делегацию возглавлял Л.И. Брежнев. Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день.
Заключительный акт включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое: 1) по безопасности в Европе; 2) по сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды; 3) по сотрудничеству в гуманитарных и других областях; 4) по дальнейшим шагам после совещания. Заключительный акт содержит
10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества. Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участники обязательства по соблюдению прав человека (это стало основой для использования проблемы прав человека против СССР).
Уход президента США Р. Никсона с политической арены в 1974 г. после уотергейтского скандала нанес удар по политике, направленной против продолжения «холодной войны». В политике американской элиты по отношению к СССР начинается брожение, вызванное давлением правых сил, считавших разрядку ложной концепцией, способствующей (а не препятствующей) крушению американских позиций в мире. Тем не менее к лету 1979 г. был достигнут советско-американский компромисс, зафиксированный в Договоре ОСВ-2, подписанном советской и американской сторонами в Вене 18 июня 1979 г. Договор определял количество носителей стратегического оружия для обеих сторон.
Советский Союз, идя на компромисс, каковым являлся Договор ОСВ-2, жертвовал многим. Прежде всего СССР дал согласие сократить свои стратегические силы на 10%, отказался от ряда программ, находившихся на различных стадиях разработки или развертывания. Но и для США договор ставил существенные барьеры. Так, Соединенные Штаты вынуждены были ограничить численность баллистических ракет с разделяемыми головными частями (не более 1200 единиц), крылатых ракет (не более 3000 авиационных крылатых ракет). Общее число носителей ядерного оружия фиксировалось цифрой 2250. Согласно протоколу к Договору ОСВ-2, запрещалось развертывание крылатых ракет наземного и морского базирования дальностью свыше 600 км. Обе стороны — СССР и США — заявили о том, что будут соблюдать положения Договора ОСВ-2 до тех пор, пока на нарушение его положений не пойдет другая сторона.
Несомненно, что подписание Договора ОСВ-2 стало положительным явлением. Но осложнение американских отношений с Ираном, введение советских войск в Афганистан нанесли удар по разрядке и договорным отношениям между СССР и США.
- Акт согласования на учебное пособие по дисциплине «История» разработанное преподавателем юургтк Агеевой о.В.
- «Южно-Уральский государственный технический колледж»
- Пояснительная записка
- Раздел 1. Россия и мир в конце 70-80 годах хх века
- 1.1. Последний этап холодной войны. Ссср в системе международных отношений в середине 60-х — начале 80-х гг. Стратегический паритет
- 1.Советско-китайские отношения
- 2.Война сша во Вьетнаме
- 3.Конфликты на Ближнем Востоке
- 4. Пражская весна»
- 5. Конфликты на советско-китайской границе
- 6.Достижение стратегического паритета ссср — сша
- 7.Ввод советских войск в Афганистан
- 8. Звездные войны»
- VI. Мирное урегулирование споров
- 1.2. Ссср в конце 70-х начале 80 годов
- 1.Концепция «развитого социализма»
- 2.Новая Конституция
- 3.Политический «застой». «Геронтократия»
- 4. Национальная политика
- 5.Завершение периода «геронтократии»
- 6.Хозяйственный «застой»
- 7. Время новых героев. Зарождение общественных движений
- 8.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство»
- 9.Советское общество в 70-е гг.
- 10. Повседневная жизнь
- 1.3. Преобразования в ссср 1985-1989.
- 1. Курс на ускорение
- 4. Гласность — свобода мнений
- 5. Утверждение политических свобод
- 6. Государство и церковь
- 26.04.86 Г. В 1 час 21 мин. При выводе энергоблока номер четыре Чернобыльской ас в плановый ремонт после остановки реактора произошел взрыв в верхней части реакторного отделения...
- Раздел 2. Россия в постперестроечный период
- 2.1. Периодизация современной истории
- 1. Этапы периодизации:
- 2. Периодизация по странам социализма:
- 3. Периодизация по странам капитализма:
- 2.2-3 . «Парад суверенитетов». Политический кризис начала 1990-х годов.
- 2. Национальные движения в республиках за выход из ссср
- 6. Экономические реформы
- 7. Денежная реформа 1991 г.
- 8. Всесоюзный референдум о сохранении ссср
- 9. Выборы первого Президента рсфср
- 11. Гкчп
- 2.4. События 1989-1991 годов в странах Восточной Европы.
- 1. Рождение «нового политического мышления»
- 2. Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения
- 8. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и сэв
- 9. Война в Персидском заливе
- 10. Снв-1
- Раздел 3. Российская Федерация и мир (1992—1993)
- 3.1-2. Конституционный кризис 1992-1993. Социально-экономическое развитие России в начале 90-х годов
- 1. Россия на рубеже 1991—1992 гг.
- 1. «Шоковая терапия»
- 3. Приватизация
- 4. Федеративный договор
- 1. Противостояние Президента и оппозиции
- 1. События 21 сентября — 4 октября 1993 г.
- 3. Правительству рсфср:
- 3.3.Обновление федерального устройства России.
- 1. Новая структура власти
- 2. Выборы 1993 г. В Государственную Думу
- 3. Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне
- 4. Формирование «олигархических» групп
- 5. Президентские выборы 1996 г.
- 6. «Олигархический капитализм»
- 3.4 Международные отношения в начале 90-х годов
- 1. Финал «холодной войны»
- 2. Россия — снг.
- 3. Страны Балтии.
- 4. Украина.
- 5. Белоруссия.
- 6. Закавказье.
- 7.Страны Центральной Азии.
- 8. Создание национальных армий в странах снг
- 9. Россия и Европейский Союз
- Раздел 4. Российская Федерация (1994—1999)
- 4.1-2 Экономическое развитие рф в 1994-1999 годах. Внутриполитическая ситуация в России (1994-1999).
- 1. Дефолт 1998 г.
- 2. Внутриполитический кризис 1999 г.
- 3. Новый этап военно-политического кризиса в Чечне
- 4. Предвыборная кампания 1999 г.
- 4.3. Внешняя политика рф второй половины 1990-х годов.
- 2. Россия и Запад.
- 3. Балканский кризис
- 4. Россия и Восток.
- 5. Россия — снг.
- 6.Украина.
- 7. Белоруссия.
- 8. Закавказье.
- 9. Ухудшение отношений России с Западом
- 4.4 Ситуация в социальной и духовной сферах России
- 2 Половины 90-х годов хх века
- 1.Формирование новой социальной стратификации.
- 2.Возрождение среднего класса.
- 3. Развитие частного бизнеса в России.
- 4.Наука, образование и культура в условиях рынка.
- 5. Литература.
- 6. Кинематограф.
- 7. Музыка.
- 8. Театр.
- 9. Изобразительное искусство.
- 10. Средства массовой информации.
- 11. Традиционные религии в современной России.
- Раздел 5. Российская Федерация 2000-2008
- 5.1. Политическая глобализация на рубеже хх-хх I века
- 2. История глобализации.
- 3. Глобализация в политике
- 4. Глобализация в экономике
- 5. Глобализация в культуре
- 6. Антиглобализм
- 7. История антиглобализма.
- 8.Организации антиглобалистов.
- 5.2. Политическое развитие рф 2000-2008 гг. Восстановление позиций России во внешней политике
- 1. Переломный момент.
- 2. Налоговая реформа
- 3. Судебная реформа
- 4. Столкновения с олигархами
- 5. Чечня. Борьба с терроризмом
- 6. Реформа управления
- 7. Российско-американские отношения
- 8. Россия и республики снг
- 9. Россия и российская диаспора за рубежом
- 10. Россия и международные организации
- 11. Российско-китайские отношения
- 12. Место России на международной арене
- 5.3 Социально-экономические преобразования 2000-2008 года в рф
- 1.Развитие экономики
- 2. Национальные проекты и структурные преобразования в экономике
- 5.4 Развитие культуры в первом десятилетии 21 века.
- 1. Перемены в начале 1990-х гг.
- 2. Коммерциализация искусства и массовая культура
- 3. Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие
- 5. Религиозная жизнь
- Раздел 6. Современный мир
- 6.1. Экономическое развитие России и мира с 2008 г.
- 1. Социально-экономическое развитие
- 2. Внутренняя политика
- 3. Итоги правления в.В. Путина
- 4. Итоги правления д. Медведева
- Важнейшие даты и события истории России второй половины хх – нач. Ххi века
- Содержание