2. Национальные проекты и структурные преобразования в экономике
5 сентября 2005 г. Президент В.В. Путин выступил на совместном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проектов: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России... Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье».
На основе этих положений были разработаны четыре приоритетных национальных проекта: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Основной смысл каждого из проектов — концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административных ресурсов) на повышении качества жизни граждан России.
В каждой из проблем выделены ключевые точки приложения усилий. В проекте «Здоровье» это развитие первичной медицинской помощи (сети поликлиник и т.д.) и обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (за счет строительства новых медицинских центров высоких технологий). В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах.
В проекте «Качественное образование» — поощрение лучших учителей, стимулирование вузов и школ, внедряющих инновационные программы, информатизация школ и развитие материальной базы школьного образования, создание сети национальных университетов и бизнес-школ.
Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.
В 2007 г. на нацпроекты было выделено 230 млрд. рублей. Из них 108 млрд. рублей пошло на приоритетный национальный проект «Здоровье», 48,9 млрд. рублей — на развитие образования, 22,2 млрд. рублей — на проект «Развитие АПК» и 50,9 млрд. рублей — на проект «Доступное и комфортное жилье». Расходы федерального бюджета в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» увеличились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в 1,3 раза, а к 2010 г. увеличатся в 1,4 раза. Существенный рост расходов запланирован и на другие приоритетные национальные проекты.
Особого внимания заслуживает проект «Доступное и комфортное жилье». Большинство россиян нуждаются в жилье, но не могут себе позволить купить квартиру. Государство, обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, рассчитывает уже в течение ближайших 5 лет переломить ситуацию. Предполагается, что к 2010 г. объемы жилищного строительства увеличатся, как минимум, на 26,6%, очередь на улучшение жилищных условий сократится до 7 лет, а ставки по ипотечным кредитам уменьшатся до 8% годовых.
Для эффективной работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) создается специальный фонд в объеме не менее 250 млрд. рублей. На программу переселения граждан из аварийного жилья выделяется 100 млрд. рублей, а на ремонт жилищного фонда — не менее 150 млрд. рублей. 100 млрд. рублей будет направлено на строительство дорог и развитие дорожной сети.
План по ежегодному вводу жилья к 2010 г. увеличен до 100—130 млн. м2 в год. К 2010 г. будет выполнена задача по обеспечению постоянным жильем военнослужащих и ветеранов Вооруженных сил, а к концу 2012 г. — полностью сформирован фонд служебного жилья. Также на декабрь 2007 г. и сентябрь 2008 г. для военных запланированы два 15-процентных повышения должностных окладов и окладов по воинским званиям.
В результате реализации федеральной целевой программы Вооруженные силы на две трети станут контрактно-профессиональными. Срок службы по призыву с 1 января 2008 г. сократится до 12 месяцев. Начата реализация новой Государственной программы вооружений на 2007—2015 гг. Большая часть расходов пойдет на серийные закупки нового вооружения и военной техники.
Экономические успехи позволили ставить перед государством задачи по дальнейшему социальному развитию и инфраструктурной модернизации. Так, серьезно возросли затраты на пенсии. Государство стимулирует и добровольные пенсионные накопления. Для этого создается Фонд национального благосостояния. Предполагается, что в нем будут аккумулироваться доходы от нефтегазового сектора для покрытия дефицита Пенсионного фонда и для софинансирования пенсионных накоплений в пропорции 1:1. Что касается Инвестиционного фонда, то он запланирован в размере 110 млрд. рублей в 2007 г. и 89 млрд. рублей в 2008 г.
К 2008 г. расходы на неправительственные организации будут увеличены в 2,5 раза. Сейчас на них уходит порядка 500 млн. рублей. Таким образом, в 2007 г. государственная поддержка общественных организаций обойдется бюджету в 1250 млн. рублей. На развитие местного самоуправления в 2007 г. выделено 153 млрд. рублей, а в 2008 г. предполагается выделить 200 млрд. рублей.
Улучшение положения в экономике позволило подойти и к решению демографической проблемы. Еще в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин заявлял, что ситуация в сфере демографии неприемлема. Был предпринят целый комплекс мер, направленных на снижение смертности и повышение рождаемости. Новые инициативы в этом направлении были оглашены в Послании Президента в 2006 г. С 1 января 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Если ребенок первый, сумма составила 1,5 тыс. рублей в месяц, если второй — 3 тыс. рублей. Работающие женщины стали получать пособие в размере 40% от прежнего заработка. 250 тыс. рублей составил так называемый «материнский капитал» за рождение второго ребенка.
Развитие национальных проектов и крупномасштабные структурные инвестиции стали возможными благодаря благоприятной экономической конъюнктуре. России удалось решить проблему внешнего долга. Золотовалютные резервы Центробанка превысили в 2007г. 400 млрд. долларов и еженедельно увеличивались на несколько миллиардов. В Стабилизационном фонде, который был создан 1 января 2004 г. за счет сверхдоходов от цен на нефть, удалось накопить в 2007 г. более 120 млрд. долларов. Их предполагалось направить на снижение рисков, связанных с возможной неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные, которые по итогам 2005 г. составили 1/4 часть от общего объема инвестиций (в 2004 г. 1/5 часть).
Свидетельством стабильности развития российской экономики стал переход с 2008 г. к трехлетнему бюджетному планированию. В 2007 г. был принят первый трехлетний бюджет на 2008— 2010 гг. Доходы бюджета возрастут с 6,64 трлн. рублей в 2008 г. до 8,08 трлн. рублей в 2010 г. Темпы роста ВВП запланированы на уровне 6% в год. Инфляция в соответствии с бюджетом будет снижаться до 5 — 6% к 2010 г.
Вместе с тем в экономике остается много проблем. Так, высокой (порядка 10%) является инфляция. Однако ее уровень по сравнению с 1999 г. снизился втрое. Укрепление рубля привело к увеличению импорта и снижению конкурентоспособности товаров российского производства. В некоторых отраслях была отмечена стагнация, сменившая рост 2000—2005 гг.
Общая цель политики Президента состоит в формировании в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое руководство страной в любой ситуации. Для обозначения такой политической системы употребляется термин «суверенная демократия».
Суверенную демократию в России определяют, как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.
Суверенная демократия — политический режим, отвечающий следующим восьми условиям:
1. Контроль за решениями государства Конституция возлагает на выборных официальных лиц.
2. Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих всякое принуждение.
3. Практически все взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.
4. Практически все взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.
5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь преследования по политическим мотивам.
6. Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников. Альтернативные источники информации находятся под защитой закона.
7. Граждане имеют право создавать независимые ассоциации и организации, включая политические партии.
8. Государство располагает всей полнотой суверенитета. Оно имеет монополию на легитимное насилие и налогообложение, контролирует территорию и обеспечивает безопасность, т.е. является в полном смысле слова государством. Оно контролирует национальную экономику, стратегически важные отрасли и объекты.
Сегодня в мире существуют 192 государства — члена ООН. Номинально все эти 192 страны — суверенные государства. Однако суверенитет страны — это не только международно признанная независимость, флаг, герб, гимн и посольства по всему миру. Это прежде всего действительная способность страны проводить независимую политику. На деле большинство существующих сегодня стран сознательно делегировали часть своего суверенитета международным структурам или другим государствам, получив взамен гарантии безопасности и те или иные экономические выгоды. Реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не на словах) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику.
Чтобы быть самостоятельной во внешней и оборонной политике, страна должна быть, помимо всего прочего, в состоянии самостоятельно разрабатывать и производить вооружение для своей армии. Для этого нужен широкий спектр национальной наукоемкой промышленности, которая, в свою очередь, должна базироваться на фундаментальной науке. Поэтому реальным суверенитетом обладает сравнительно небольшое число стран.
Россия уже в силу размеров своей территории и протяжённости границ никому не может делегировать поддержание своей безопасности. Реальный суверенитет является для России геополитической необходимостью.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.
1. Какие изменения произошли в экономическом развитии России в начале XXI в. по сравнению с 90-ми гг. XX в.?
2. Как вы думаете, какие меры позволили вывести экономику России из кризиса и начать экономический рост?
3. Какие проекты попали в разряд приоритетных национальных? Почему? Что вам известно об осуществлении этих проектов?
4. Оцените положительные последствия реализации одного из приоритетных национальных проектов. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоящего времени. Составьте схему.
5. Как проводимые в стране с 2000 г. экономические реформы отразились на вашей семье?
6. Найдите примеры, иллюстрирующие изменение благосостояния граждан в начале XXI в. Сделайте презентацию.
7. Почему Россия стремилась досрочно расплатиться с внешними долгами? Как это удалось сделать?
8. Используя данные таблицы, докажите эффективность экономической политики В.В. Путина.
Государственный долг Российской Федерации в 2000 — 2007 гг. (перед нерезидентами)
(млрд. долларов США)
2000 г. | 2001г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
132,8 | 116.7 | 103.0 | 96.8 | 98,2 | 97,4 | 71.1 | 44,7 |
9. На основании документа и других источников информации определите ресурсы достижения социально-экономической стабильности в России. Подтвердите фактами.
Из Трудового кодекса Российской Федерации. Утвержден 30 декабря 2001 г.
Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений...
10. Соберите и оформите в виде реферата информацию о темпах инфляции за 2000—2007 гг. Дайте комментарий (не более 3страниц).
- Акт согласования на учебное пособие по дисциплине «История» разработанное преподавателем юургтк Агеевой о.В.
- «Южно-Уральский государственный технический колледж»
- Пояснительная записка
- Раздел 1. Россия и мир в конце 70-80 годах хх века
- 1.1. Последний этап холодной войны. Ссср в системе международных отношений в середине 60-х — начале 80-х гг. Стратегический паритет
- 1.Советско-китайские отношения
- 2.Война сша во Вьетнаме
- 3.Конфликты на Ближнем Востоке
- 4. Пражская весна»
- 5. Конфликты на советско-китайской границе
- 6.Достижение стратегического паритета ссср — сша
- 7.Ввод советских войск в Афганистан
- 8. Звездные войны»
- VI. Мирное урегулирование споров
- 1.2. Ссср в конце 70-х начале 80 годов
- 1.Концепция «развитого социализма»
- 2.Новая Конституция
- 3.Политический «застой». «Геронтократия»
- 4. Национальная политика
- 5.Завершение периода «геронтократии»
- 6.Хозяйственный «застой»
- 7. Время новых героев. Зарождение общественных движений
- 8.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство»
- 9.Советское общество в 70-е гг.
- 10. Повседневная жизнь
- 1.3. Преобразования в ссср 1985-1989.
- 1. Курс на ускорение
- 4. Гласность — свобода мнений
- 5. Утверждение политических свобод
- 6. Государство и церковь
- 26.04.86 Г. В 1 час 21 мин. При выводе энергоблока номер четыре Чернобыльской ас в плановый ремонт после остановки реактора произошел взрыв в верхней части реакторного отделения...
- Раздел 2. Россия в постперестроечный период
- 2.1. Периодизация современной истории
- 1. Этапы периодизации:
- 2. Периодизация по странам социализма:
- 3. Периодизация по странам капитализма:
- 2.2-3 . «Парад суверенитетов». Политический кризис начала 1990-х годов.
- 2. Национальные движения в республиках за выход из ссср
- 6. Экономические реформы
- 7. Денежная реформа 1991 г.
- 8. Всесоюзный референдум о сохранении ссср
- 9. Выборы первого Президента рсфср
- 11. Гкчп
- 2.4. События 1989-1991 годов в странах Восточной Европы.
- 1. Рождение «нового политического мышления»
- 2. Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения
- 8. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и сэв
- 9. Война в Персидском заливе
- 10. Снв-1
- Раздел 3. Российская Федерация и мир (1992—1993)
- 3.1-2. Конституционный кризис 1992-1993. Социально-экономическое развитие России в начале 90-х годов
- 1. Россия на рубеже 1991—1992 гг.
- 1. «Шоковая терапия»
- 3. Приватизация
- 4. Федеративный договор
- 1. Противостояние Президента и оппозиции
- 1. События 21 сентября — 4 октября 1993 г.
- 3. Правительству рсфср:
- 3.3.Обновление федерального устройства России.
- 1. Новая структура власти
- 2. Выборы 1993 г. В Государственную Думу
- 3. Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне
- 4. Формирование «олигархических» групп
- 5. Президентские выборы 1996 г.
- 6. «Олигархический капитализм»
- 3.4 Международные отношения в начале 90-х годов
- 1. Финал «холодной войны»
- 2. Россия — снг.
- 3. Страны Балтии.
- 4. Украина.
- 5. Белоруссия.
- 6. Закавказье.
- 7.Страны Центральной Азии.
- 8. Создание национальных армий в странах снг
- 9. Россия и Европейский Союз
- Раздел 4. Российская Федерация (1994—1999)
- 4.1-2 Экономическое развитие рф в 1994-1999 годах. Внутриполитическая ситуация в России (1994-1999).
- 1. Дефолт 1998 г.
- 2. Внутриполитический кризис 1999 г.
- 3. Новый этап военно-политического кризиса в Чечне
- 4. Предвыборная кампания 1999 г.
- 4.3. Внешняя политика рф второй половины 1990-х годов.
- 2. Россия и Запад.
- 3. Балканский кризис
- 4. Россия и Восток.
- 5. Россия — снг.
- 6.Украина.
- 7. Белоруссия.
- 8. Закавказье.
- 9. Ухудшение отношений России с Западом
- 4.4 Ситуация в социальной и духовной сферах России
- 2 Половины 90-х годов хх века
- 1.Формирование новой социальной стратификации.
- 2.Возрождение среднего класса.
- 3. Развитие частного бизнеса в России.
- 4.Наука, образование и культура в условиях рынка.
- 5. Литература.
- 6. Кинематограф.
- 7. Музыка.
- 8. Театр.
- 9. Изобразительное искусство.
- 10. Средства массовой информации.
- 11. Традиционные религии в современной России.
- Раздел 5. Российская Федерация 2000-2008
- 5.1. Политическая глобализация на рубеже хх-хх I века
- 2. История глобализации.
- 3. Глобализация в политике
- 4. Глобализация в экономике
- 5. Глобализация в культуре
- 6. Антиглобализм
- 7. История антиглобализма.
- 8.Организации антиглобалистов.
- 5.2. Политическое развитие рф 2000-2008 гг. Восстановление позиций России во внешней политике
- 1. Переломный момент.
- 2. Налоговая реформа
- 3. Судебная реформа
- 4. Столкновения с олигархами
- 5. Чечня. Борьба с терроризмом
- 6. Реформа управления
- 7. Российско-американские отношения
- 8. Россия и республики снг
- 9. Россия и российская диаспора за рубежом
- 10. Россия и международные организации
- 11. Российско-китайские отношения
- 12. Место России на международной арене
- 5.3 Социально-экономические преобразования 2000-2008 года в рф
- 1.Развитие экономики
- 2. Национальные проекты и структурные преобразования в экономике
- 5.4 Развитие культуры в первом десятилетии 21 века.
- 1. Перемены в начале 1990-х гг.
- 2. Коммерциализация искусства и массовая культура
- 3. Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие
- 5. Религиозная жизнь
- Раздел 6. Современный мир
- 6.1. Экономическое развитие России и мира с 2008 г.
- 1. Социально-экономическое развитие
- 2. Внутренняя политика
- 3. Итоги правления в.В. Путина
- 4. Итоги правления д. Медведева
- Важнейшие даты и события истории России второй половины хх – нач. Ххi века
- Содержание