logo
Учебное пособие История

2. Национальные проекты и структурные преобразования в экономике

5 сентября 2005 г. Президент В.В. Путин выступил на сов­местном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проек­тов: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют до­биться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России... Сегодня хотел бы особо остановиться на практи­ческих шагах в реализации приоритетных национальных проек­тов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье».

На основе этих положений были разработаны четыре при­оритетных национальных проекта: «Здоровье», «Качественное об­разование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Основной смысл каждого из про­ектов — концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административ­ных ресурсов) на повышении качества жизни граждан России.

В каждой из проблем выделены ключевые точки прило­жения усилий. В проекте «Здоровье» это развитие первичной медицинской помощи (сети поликлиник и т.д.) и обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (за счет строитель­ства новых медицинских центров высоких технологий). В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах.

В про­екте «Качественное образование» — поощрение лучших учите­лей, стимулирование вузов и школ, внедряющих инновацион­ные программы, информатизация школ и развитие материаль­ной базы школьного образования, создание сети национальных университетов и бизнес-школ.

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

В 2007 г. на нацпроекты было выделено 230 млрд. рублей. Из них 108 млрд. рублей пошло на приоритетный национальный проект «Здоровье», 48,9 млрд. рублей — на развитие образования, 22,2 млрд. рублей — на проект «Развитие АПК» и 50,9 млрд. руб­лей — на проект «Доступное и комфортное жилье». Расходы фе­дерального бюджета в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» увеличились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в 1,3 раза, а к 2010 г. увеличатся в 1,4 раза. Существенный рост расходов запланирован и на другие приоритетные национальные проекты.

Особого внимания заслуживает проект «Доступное и комфортное жилье». Большинство россиян нуждаются в жилье, но не могут себе позволить купить квартиру. Государство, обеспечивая сбалансированное стимули­рование спроса и предложения на жи­лищном рынке, поддерживая строи­тельство нового жилья рыночными ме­ханизмами, рассчитывает уже в тече­ние ближайших 5 лет переломить ситуацию. Предполагается, что к 2010 г. объемы жилищного строительства уве­личатся, как минимум, на 26,6%, оче­редь на улучшение жилищных условий сократится до 7 лет, а ставки по ипо­течным кредитам уменьшатся до 8% годовых.

Для эффективной работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) создается специальный фонд в объеме не менее 250 млрд. рублей. На программу переселения граждан из аварийного жилья выделяется 100 млрд. рублей, а на ремонт жилищного фонда — не менее 150 млрд. рублей. 100 млрд. рублей будет направлено на строительство дорог и развитие дорожной сети.

План по ежегодному вводу жилья к 2010 г. увеличен до 100—130 млн. м2 в год. К 2010 г. будет выполнена задача по обеспечению постоянным жильем военнослужащих и ветеранов Вооруженных сил, а к концу 2012 г. — полностью сформирован фонд служебного жилья. Также на декабрь 2007 г. и сентябрь 2008 г. для военных запланированы два 15-процентных повыше­ния должностных окладов и окладов по воинским званиям.

В результате реализации федеральной целевой программы Воору­женные силы на две трети станут контрактно-профессиональны­ми. Срок службы по призыву с 1 января 2008 г. сократится до 12 месяцев. Начата реализация новой Государственной програм­мы вооружений на 2007—2015 гг. Большая часть расходов пой­дет на серийные закупки нового вооружения и военной техники.

Экономические успехи позволили ставить перед государством задачи по дальнейшему социальному развитию и инфраструктурной модернизации. Так, серьезно возросли затраты на пенсии. Государство стимулирует и добровольные пенсионные накопления. Для этого создается Фонд национального благосостояния. Предполагается, что в нем будут аккумулироваться доходы от нефтегазового сектора для покрытия дефицита Пенсионного фонда и для софинансирования пенсионных накоплений в пропорции 1:1. Что касается Инвестиционного фонда, то он запланирован в размере 110 млрд. рублей в 2007 г. и 89 млрд. рублей в 2008 г.

К 2008 г. расходы на неправительственные организации будут увеличены в 2,5 раза. Сейчас на них уходит порядка 500 млн. рублей. Таким образом, в 2007 г. государственная поддержка общественных организаций обойдется бюджету в 1250 млн. рублей. На развитие местного самоуправления в 2007 г. выделено 153 млрд. рублей, а в 2008 г. предполагается выделить 200 млрд. рублей.

Улучшение положения в экономике позволило подойти и к решению демографической проблемы. Еще в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин заявлял, что ситуация в сфере демографии неприемлема. Был предпринят целый комплекс мер, направленных на снижение смертности и повышение рождаемости. Новые инициативы в этом направлении были оглашены в Послании Президента в 2006 г. С 1 января 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Если ребенок первый, сумма составила 1,5 тыс. рублей в месяц, если второй — 3 тыс. рублей. Работающие женщины стали получать пособие в размере 40% от прежнего заработка. 250 тыс. рублей составил так называемый «материнский капитал» за рождение второго ребенка.

Развитие национальных проектов и крупномасштабные структурные инвестиции стали возможными благодаря благоприятной экономической конъюнктуре. России удалось решить проблему внешнего долга. Золотовалютные резервы Центробанка превысили в 2007г. 400 млрд. долларов и еженедельно увеличивались на несколько миллиардов. В Стабилизационном фонде, который был создан 1 января 2004 г. за счет сверхдоходов от цен на нефть, удалось накопить в 2007 г. более 120 млрд. долларов. Их предполагалось направить на снижение рисков, связанных с возможной неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные, которые по итогам 2005 г. составили 1/4 часть от общего объема инвестиций (в 2004 г. 1/5 часть).

Свидетельством стабильности развития российской экономики стал переход с 2008 г. к трехлетнему бюджетному планированию. В 2007 г. был принят первый трехлетний бюджет на 2008— 2010 гг. Доходы бюджета возрастут с 6,64 трлн. рублей в 2008 г. до 8,08 трлн. рублей в 2010 г. Темпы роста ВВП запланированы на уровне 6% в год. Инфляция в соответствии с бюджетом будет снижаться до 5 — 6% к 2010 г.

Вместе с тем в экономике остается много проблем. Так, высокой (порядка 10%) является инфляция. Однако ее уровень по сравнению с 1999 г. снизился втрое. Укрепление рубля привело к увеличению импорта и снижению конкурентоспособности товаров российского производства. В некоторых отраслях была отмечена стагнация, сменившая рост 2000—2005 гг.

Общая цель политики Президента состоит в формировании в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое руководство страной в любой ситуации. Для обозначения такой политической системы употребляется термин «суверенная демократия».

Суверенную демократию в России определяют, как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.

Суверенная демократия — политический режим, отвечающий следующим восьми условиям:

1. Контроль за решениями государства Конституция возлагает на выборных официальных лиц.

2. Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих всякое принуждение.

3. Практически все взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.

4. Практически все взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.

5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь преследования по политическим мотивам.

6. Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников. Альтернативные источники информации находятся под защитой закона.

7. Граждане имеют право создавать независимые ассоциации и организации, включая политические партии.

8. Государство располагает всей полнотой суверенитета. Оно имеет монополию на легитимное насилие и налогообложение, контролирует территорию и обеспечивает безопасность, т.е. является в полном смысле слова государством. Оно контролирует национальную экономику, стратегически важные отрасли и объекты.

Сегодня в мире существуют 192 государства — члена ООН. Номинально все эти 192 страны — суверенные государства. Однако суверенитет страны — это не только международно признанная независимость, флаг, герб, гимн и посольства по всему миру. Это прежде всего действительная способность страны проводить независимую политику. На деле большинство существующих сегодня стран сознательно делегировали часть своего суверенитета международным структурам или другим государствам, получив взамен гарантии безопасности и те или иные экономические выгоды. Реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не на словах) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику.

Чтобы быть самостоятельной во внешней и оборонной политике, страна должна быть, помимо всего прочего, в состоянии самостоятельно разрабатывать и производить вооружение для своей армии. Для этого нужен широкий спектр национальной наукоемкой промышленности, которая, в свою очередь, должна базироваться на фундаментальной науке. Поэтому реальным суверенитетом обладает сравнительно небольшое число стран.

Россия уже в силу размеров своей территории и протяжённости границ никому не может делегировать поддержание своей безопасности. Реальный суверенитет является для России геополитической необходимостью.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

1. Какие изменения произошли в экономическом развитии России в начале XXI в. по сравнению с 90-ми гг. XX в.?

2. Как вы думаете, какие меры позволили вывести экономику России из кризиса и начать экономический рост?

3. Какие проекты попали в разряд приоритетных национальных? Почему? Что вам известно об осуществлении этих проектов?

4. Оцените положительные последствия реализации одного из приоритетных национальных проектов. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоящего времени. Составьте схему.

5. Как проводимые в стране с 2000 г. экономические реформы отразились на вашей семье?

6. Найдите примеры, иллюстрирующие изменение благосостояния граждан в начале XXI в. Сделайте презентацию.

7. Почему Россия стремилась досрочно расплатиться с внешними долгами? Как это удалось сделать?

8. Используя данные таблицы, докажите эффективность экономи­ческой политики В.В. Путина.

Государственный долг Российской Федерации в 2000 — 2007 гг. (перед нерезидентами)

(млрд. долларов США)

2000 г.

2001г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

132,8

116.7

103.0

96.8

98,2

97,4

71.1

44,7

9. На основании документа и других источников информации оп­ределите ресурсы достижения социально-экономической стабильности в России. Подтвердите фактами.

Из Трудового кодекса Российской Федерации. Утвержден 30 декабря 2001 г.

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление го­сударственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются со­здание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов госу­дарства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений...

10. Соберите и оформите в виде реферата информацию о тем­пах инфляции за 2000—2007 гг. Дайте комментарий (не более 3страниц).