logo
Учебное пособие История

3. Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии

Появились новые формы общения со зрителем. Спектак­ли ставились в реальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мари­инского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широ­ко использоваться приемы документального жанра, в текст вво­дились интервью или «подслушанные на улице» разговоры. Драматургия таких спектаклей строилась на взаимодействии со зрителем в небольшом зале.

В кино использовались не только дорогостоящие спецэф­фекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в ре­жиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в харак­терном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федорченко, 2005). В телевизионной документалистике стал широко применяться метод «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего.

В культурной жизни страны выделились коллективы-лидеры. Таким стал Мариинский театр оперы и балета, осущест­вивший под руководством В.А. Гергиева масштабные проекты постановок русской (все оперы С.С. Прокофьева) и мировой классики («Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера). Театр обратился к наследию русского зарубежья, поставив неизвестные в России балеты Дж. Баланчина и Л.Ф. Мясина, широко привлекал изве­стных зарубежных постановщиков и исполнителей. Развитие этого коллектива отличают динамичность, поиски новых форм обращения к зрителю и слушателю.

Российский национальный оркестр (РНО) — первый не­государственный оркестр, созданный под руководством выдаю­щегося пианиста М.В. Плетнева, стал одним из ведущих му­зыкальных коллективов страны. РНО — признанный испол­нитель музыки Чайковского и относительно редко звучащих произведений классического репертуара. Ежегодные гастроль­ные туры оркестра по волжским городам поддерживают вели­кие просветительские традиции отечественного классического искусства.

Сам опыт жизни современного человека становился объ­ектом актуального искусства. Художники, работающие в этой стилистике, искали в своем творчестве пути стирания границ между публичным и частным жизненным пространством, вовле­кая в активное взаимодействие зрителей. Актуальное искусство обживало новые выставочные помещения — переоборудованные объекты городского хозяйства (вестибюли метро, крытые мос­ты-переходы), неиспользуемые заводс­кие цеха и склады.

Полем художественного творчест­ва становились природная среда (ленд-арт) и улица. В привычный элемент го­родской среды превратились граффити — вид самодеятельного художественного высказывания, быстрого по исполнению и не требующего особых художествен­ных навыков (хотя в этой технике рабо­тали и профессиональные художники).

Общественные настроения опреде­лили тональность современного литера­турного творчества. Оно ориентирова­лось на постмодернистскую интерпрета­цию современной действительности.

Постмодернизм на Западе еще в 70-е гг. стал формой протеста против общества потребления. В России первые написанные в 70-е гг. в этом ключе произведения стали своего рода вызовом идеологизировнным ценностям (С.Д. Довлатов, В.В.Ерофеев), жизнь их героев протекала вне социального контекста. В 90-е гг. характерная для постмодернизма ирония и пересмотр классических канонов любого жанра во многом отразили процессы деидеологизации общественного сознания. Писатели обращались к своей аудитории, готовой под­держать авторскую форму самовыраже­ния своим участием в игре намеков, отсылок и цитат, разных временных и пространственных измерениях жизни героев («Ча­паев и Пустота» В.О. Пелевина). Читателю предлагалось осмыс­ливать историю места и времени как текст («Message: Чусовая» А.Д. Иванова), современность как игру смыслов. Широкое приз­нание получила историческая фантастика (Б. Акунин), книги в жанре литературной биографии («Пастернак» Д.Л. Быкова).

Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост воз­можностей доступа к различным источникам информации. Быст­ро стали расширяться каналы оперативного получения информа­ции и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществле­нии проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности. Появились многочисленные электронные периоди­ческие издания, электронные библиотеки и образовательные пор­талы, художественные сайты. Число постоянных пользователей Интернета достигло по итогам 2006 г. 27 млн. человек. Хотя это пока меньше, чем в ведущих европейских странах, но отличи­тельной особенностью современной российской ситуации являет­ся бурный рост числа пользователей Сети. В 2007 г. завершено подключение к Интернету за счет государственного финансиро­вания всех школьных учебных заведений страны.

Расширение информационного пространства открывало новые воз­можности для научного творчества, для быстрого обмена идеями и для кон­тактов между людьми. В первой половине 90-х гг. объемы финансирования отечественной науки резко сократились. Многие ученые уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки кадров многие отече­ственные разработки были приостановлены.

В начале текущего десятилетия объемы государственных вложений в науку постепенно стали расти. Появи­лись масштабные проекты и научные разработки в медицине, в сфере нано­технологий. Большее внимание стало уделяться развитию университетской науки и внедрению новых достижений научной мысли в образовательный про­цесс, в подготовку специалистов для значимых для отечественной экономики производств. Важнейшим приорите­том является развитие инновационных отраслей и технологий.

Повседневная жизнь отражает эти стремительные переме­ны. Появляются разнообразные возможности для выбора про­фессии, образования, сферы досуга. Развивается зарубежный и российский туризм. Рынок потребительских товаров вырос до непредставимых еще в предыдущее десятилетие масштабов.

В городах и в пригородной местности развернулось бурное стро­ительство. Меняется облик городов, появились пешеходные зо­ны, досуговые центры. Быстрыми темпами продолжает расти автопарк, многие семьи в результате повышения уровня дохо­дов смогли приобрести в личное пользование автомобиль.

Правда, эти перемены порой негативно сказываются на состоянии окружающей среды и культурного ландшафта. Проб­лема «экологии культуры», сохранения и поддержания благо­приятной культурной и социальной среды обитания людей при­обретает в наше время самое актуальное звучание.