5. Религиозная жизнь
Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма.
Большинство населения страны относило себя к православному вероисповеданию. Особенно заметно выросло число воцерковленных людей — тех, кто регулярно посещает богослужения, участвует в церковных таинствах. Русская православная церковь имеет сегодня более 27 тыс. приходов (в 1988 г. — менее 7 тыс.) и более 700 монастырей (в 1988 г. — 21), и их число продолжает расти. При многих храмах работают библиотеки и воскресные школы для детей. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной концепции», сформулировавшей взгляд церкви на государство, нацию, культуру и науку и на такие вызывающие в современном обществе споры проблемы, как биоэтика, регулирование семьи. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации стали заниматься обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадавших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты православные молодежные центры. Развивалась сфера религиозного образования (общее число духовных школ в 2007 г. достигло 87) и книгоиздания, началось возрождение церковной науки (в частности, было начато издание 25-томной «Православной энциклопедии»). Полным ходом шло восстановление разрушенных храмов и монастырей, обустройство церковной жизни. Впервые за долгие годы были построены и освящены новые храмовые здания. Возрождалось религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимались возрождением иконописи и фресковой живописи.
Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова 1200 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти.
В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Церкви были переданы почитаемые святыни.
В 2007 г. произошло долгожданное историческое событие — после почти 90-летнего разделения и отчуждения было восстановлено церковное единство русского православия. Оно было закреплено подписанием Акта о каноническом общении РПЦ и Русской Православной Церкви Заграницей.
Рост религиозного самосознания наиболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещавших мечети российских мусульман составляет 45 лет.
В стране действует более 7 тыс. мечетей (в 1991 г. было зарегистрировано 870 мечетей), больше всего — на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии, и более 100 центров исламского образования.
Важнейшей их задачей является подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской науки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность совершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религиозные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.
В регионах традиционного распространения буддизма происходило возрождение религиозных практик. К настоящему времени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Бурятия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправляют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.
Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиозных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог развернулась деятельность культурно-просветительских центров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Активно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское время и позднее выехало немало граждан еврейской национальности и большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с русской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряде других стран). Были опубликованы фундаментальные исследования на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва.
Новые общины появились у Армяно-григорианской церкви, католиков, представителей различных протестантских церквей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы. Старообрядческим общинам разных согласий также передавались закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).
Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сайты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе. В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церковные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подготовки священнослужителей, которых не хватает для открывающихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но главной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодействия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного общества и размывания устойчивых ценностных ориентиров.
Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процессы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взвешенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются приоритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих процессах, задачи государственной политики в развитии культуры.
Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполагает личную ответственность за становление гражданского и правового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.
1.Какие перемены произошли в духовной жизни России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?
2.Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?
3.Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?
4.Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?
5.Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?
6.Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?
7.Какие изменения произошли в религиозном сознании населения России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?
8.Какие изменения произошли в культуре потребления? Что нового появилось в этой сфере?
9. Какие новые формы и жанры появились в литературе и искусстве России в конце XX — начале XXI в.?
10. Какие новые направления в искусстве возникли благодаря развитию информационных технологий? Из каких традиционных видов искусства они берут начало? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.
11. Какие отношения установились у власти с традиционными религиозными конфессиями в этот период? Оцените динамику развития конфессий. Составьте сравнительную таблицу.
12. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую интересы молодежи в 80—90-е гг. и наших современников (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.
13. Какие противоречия могли возникнуть между коммерциализацией творчества и его ориентацией на потребителя, с одной стороны, и необходимостью культурного просвещения — с другой? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.
14. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из новых направлений искусства в этот период.
15. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет одного из представителей науки конца XX — начала XXI в.» (не более 500 слов).
16. Определите проблемы молодежи в современной России и пути их решения.
Социолог М.В. Конкин о проблемах российской молодежи
В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплощающему консерватизм, пассивность и социальное иждивенчество. Однако молодежь является частью общества, ее ценности, культурный и образовательный уровень, а также все проблемы и противоречия определяются состоянием общества в целом. Поэтому невозможно решать проблемы молодежи изолированно от других групп населения и от оздоровления состояния всего социума.
17. Сделайте презентацию, напишите сочинение, творческую работу, используя для сравнения свидетельства людей старшего поколения, по следующим темам:
«Духовные ценности современной России»; «Молодежные субкультуры в современной России»; «Перемены в повседневной жизни в вашем городе (селе)».
- Акт согласования на учебное пособие по дисциплине «История» разработанное преподавателем юургтк Агеевой о.В.
- «Южно-Уральский государственный технический колледж»
- Пояснительная записка
- Раздел 1. Россия и мир в конце 70-80 годах хх века
- 1.1. Последний этап холодной войны. Ссср в системе международных отношений в середине 60-х — начале 80-х гг. Стратегический паритет
- 1.Советско-китайские отношения
- 2.Война сша во Вьетнаме
- 3.Конфликты на Ближнем Востоке
- 4. Пражская весна»
- 5. Конфликты на советско-китайской границе
- 6.Достижение стратегического паритета ссср — сша
- 7.Ввод советских войск в Афганистан
- 8. Звездные войны»
- VI. Мирное урегулирование споров
- 1.2. Ссср в конце 70-х начале 80 годов
- 1.Концепция «развитого социализма»
- 2.Новая Конституция
- 3.Политический «застой». «Геронтократия»
- 4. Национальная политика
- 5.Завершение периода «геронтократии»
- 6.Хозяйственный «застой»
- 7. Время новых героев. Зарождение общественных движений
- 8.Сатира в художественном творчестве. «Другое искусство»
- 9.Советское общество в 70-е гг.
- 10. Повседневная жизнь
- 1.3. Преобразования в ссср 1985-1989.
- 1. Курс на ускорение
- 4. Гласность — свобода мнений
- 5. Утверждение политических свобод
- 6. Государство и церковь
- 26.04.86 Г. В 1 час 21 мин. При выводе энергоблока номер четыре Чернобыльской ас в плановый ремонт после остановки реактора произошел взрыв в верхней части реакторного отделения...
- Раздел 2. Россия в постперестроечный период
- 2.1. Периодизация современной истории
- 1. Этапы периодизации:
- 2. Периодизация по странам социализма:
- 3. Периодизация по странам капитализма:
- 2.2-3 . «Парад суверенитетов». Политический кризис начала 1990-х годов.
- 2. Национальные движения в республиках за выход из ссср
- 6. Экономические реформы
- 7. Денежная реформа 1991 г.
- 8. Всесоюзный референдум о сохранении ссср
- 9. Выборы первого Президента рсфср
- 11. Гкчп
- 2.4. События 1989-1991 годов в странах Восточной Европы.
- 1. Рождение «нового политического мышления»
- 2. Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения
- 8. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и сэв
- 9. Война в Персидском заливе
- 10. Снв-1
- Раздел 3. Российская Федерация и мир (1992—1993)
- 3.1-2. Конституционный кризис 1992-1993. Социально-экономическое развитие России в начале 90-х годов
- 1. Россия на рубеже 1991—1992 гг.
- 1. «Шоковая терапия»
- 3. Приватизация
- 4. Федеративный договор
- 1. Противостояние Президента и оппозиции
- 1. События 21 сентября — 4 октября 1993 г.
- 3. Правительству рсфср:
- 3.3.Обновление федерального устройства России.
- 1. Новая структура власти
- 2. Выборы 1993 г. В Государственную Думу
- 3. Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне
- 4. Формирование «олигархических» групп
- 5. Президентские выборы 1996 г.
- 6. «Олигархический капитализм»
- 3.4 Международные отношения в начале 90-х годов
- 1. Финал «холодной войны»
- 2. Россия — снг.
- 3. Страны Балтии.
- 4. Украина.
- 5. Белоруссия.
- 6. Закавказье.
- 7.Страны Центральной Азии.
- 8. Создание национальных армий в странах снг
- 9. Россия и Европейский Союз
- Раздел 4. Российская Федерация (1994—1999)
- 4.1-2 Экономическое развитие рф в 1994-1999 годах. Внутриполитическая ситуация в России (1994-1999).
- 1. Дефолт 1998 г.
- 2. Внутриполитический кризис 1999 г.
- 3. Новый этап военно-политического кризиса в Чечне
- 4. Предвыборная кампания 1999 г.
- 4.3. Внешняя политика рф второй половины 1990-х годов.
- 2. Россия и Запад.
- 3. Балканский кризис
- 4. Россия и Восток.
- 5. Россия — снг.
- 6.Украина.
- 7. Белоруссия.
- 8. Закавказье.
- 9. Ухудшение отношений России с Западом
- 4.4 Ситуация в социальной и духовной сферах России
- 2 Половины 90-х годов хх века
- 1.Формирование новой социальной стратификации.
- 2.Возрождение среднего класса.
- 3. Развитие частного бизнеса в России.
- 4.Наука, образование и культура в условиях рынка.
- 5. Литература.
- 6. Кинематограф.
- 7. Музыка.
- 8. Театр.
- 9. Изобразительное искусство.
- 10. Средства массовой информации.
- 11. Традиционные религии в современной России.
- Раздел 5. Российская Федерация 2000-2008
- 5.1. Политическая глобализация на рубеже хх-хх I века
- 2. История глобализации.
- 3. Глобализация в политике
- 4. Глобализация в экономике
- 5. Глобализация в культуре
- 6. Антиглобализм
- 7. История антиглобализма.
- 8.Организации антиглобалистов.
- 5.2. Политическое развитие рф 2000-2008 гг. Восстановление позиций России во внешней политике
- 1. Переломный момент.
- 2. Налоговая реформа
- 3. Судебная реформа
- 4. Столкновения с олигархами
- 5. Чечня. Борьба с терроризмом
- 6. Реформа управления
- 7. Российско-американские отношения
- 8. Россия и республики снг
- 9. Россия и российская диаспора за рубежом
- 10. Россия и международные организации
- 11. Российско-китайские отношения
- 12. Место России на международной арене
- 5.3 Социально-экономические преобразования 2000-2008 года в рф
- 1.Развитие экономики
- 2. Национальные проекты и структурные преобразования в экономике
- 5.4 Развитие культуры в первом десятилетии 21 века.
- 1. Перемены в начале 1990-х гг.
- 2. Коммерциализация искусства и массовая культура
- 3. Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии
- 4. Историко-культурное наследие
- 5. Религиозная жизнь
- Раздел 6. Современный мир
- 6.1. Экономическое развитие России и мира с 2008 г.
- 1. Социально-экономическое развитие
- 2. Внутренняя политика
- 3. Итоги правления в.В. Путина
- 4. Итоги правления д. Медведева
- Важнейшие даты и события истории России второй половины хх – нач. Ххi века
- Содержание