logo
Учебное пособие История

5. Религиозная жизнь

Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — пра­вославия, ислама, иудаизма, буддизма.

Большинство населения страны относило себя к право­славному вероисповеданию. Особенно заметно выросло число воцерковленных людей — тех, кто регулярно посещает богослуже­ния, участвует в церковных таинствах. Русская православная церковь имеет сегодня более 27 тыс. приходов (в 1988 г. — ме­нее 7 тыс.) и более 700 монастырей (в 1988 г. — 21), и их чис­ло продолжает расти. При многих храмах работают библиотеки и воскресные школы для детей. В 2000 г. на юбилейном Архи­ерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной кон­цепции», сформулировавшей взгляд церкви на государство, на­цию, культуру и науку и на такие вызывающие в современном обществе споры проблемы, как биоэтика, регулирование семьи. Продолжая традиции социальной работы, прерванные после 1917 г., церковные организации стали заниматься обустройством детских приютов, реабилитацией наркозависимых и пострадав­ших от сект, уходом за престарелыми. Были открыты право­славные молодежные центры. Развивалась сфера религиозного об­разования (общее число духовных школ в 2007 г. достигло 87) и книгоиздания, началось возрождение церковной науки (в част­ности, было начато издание 25-томной «Православной энцикло­педии»). Полным ходом шло восстановление разрушенных хра­мов и монастырей, обустройство церковной жизни. Впервые за долгие годы были построены и освящены новые храмовые зда­ния. Возрождалось религиозное искусство, многие мастера — носители знаменитых традиций, например палехской школы, занимались возрождением иконописи и фресковой живописи.

Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церк­ви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова 1200 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти.

В том же году был открыт и освящен воссозданный храм Христа Спасителя в Москве. Церкви были переданы почитаемые святыни.

В 2007 г. произошло долгожданное историческое собы­тие — после почти 90-летнего разделения и отчуждения было восстановлено церковное единство русского православия. Оно было закреплено подписа­нием Акта о каноническом общении РПЦ и Русской Православной Церкви Заграницей.

Рост религиозного самосознания на­иболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий. Так, средний возраст посещавших мечети рос­сийских мусульман составляет 45 лет.

В стране действует более 7 тыс. мечетей (в 1991 г. было зарегистрировано 870 мече­тей), больше всего — на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии, и более 100 цент­ров исламского образования.

Важнейшей их задачей является подготовка мусульманских священнослужите­лей и специалистов по различным направлениям исламской нау­ки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность со­вершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религи­озные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.

В регионах традиционного распространения буддизма про­исходило возрождение религиозных практик. К настоящему вре­мени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Буря­тия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправля­ют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.

Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиоз­ных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог развернулась деятельность культурно-просветительских цент­ров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Ак­тивно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское время и позднее выехало немало граждан еврейской национальности и большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с рус­ской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряде других стран). Были опубликованы фундаментальные исследо­вания на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва.

Новые общины появились у Армяно-григорианской церк­ви, католиков, представителей различных протестантских церк­вей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы. Старообрядческим общинам разных согласий также передава­лись закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).

Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сай­ты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о переда­че церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в цер­ковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе. В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церков­ные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подго­товки священнослужителей, которых не хватает для открываю­щихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но глав­ной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодей­ствия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного обще­ства и размывания устойчивых ценностных ориентиров.

Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процес­сы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взве­шенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются при­оритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих про­цессах, задачи государственной политики в развитии культуры.

Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему сво­его народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполага­ет личную ответственность за становление гражданского и пра­вового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Какие перемены произошли в духовной жизни России в кон­це XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?

2.Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?

3.Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?

4.Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?

5.Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?

6.Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?

7.Какие изменения произошли в религиозном сознании населе­ния России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?

8.Какие изменения произошли в культуре потребления? Что но­вого появилось в этой сфере?

9. Какие новые формы и жанры появились в литературе и ис­кусстве России в конце XX — начале XXI в.?

10. Какие новые направления в искусстве возникли благодаря развитию информационных технологий? Из каких традиционных видов искусства они берут начало? Обоснуйте ответ. Представьте информа­цию в виде диаграммы.

11. Какие отношения установились у власти с традиционными религиозными конфессиями в этот период? Оцените динамику разви­тия конфессий. Составьте сравнительную таблицу.

12. Напишите учебно-исследовательскую работу, сравнивающую интересы молодежи в 80—90-е гг. и наших современников (не более 3 страниц). Обоснуйте критерии сравнения.

13. Какие противоречия могли возникнуть между коммерциализа­цией творчества и его ориентацией на потребителя, с одной стороны, и необходимостью культурного просвещения — с другой? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.

14. Соберите и оформите в виде реферата информацию об од­ном из новых направлений искусства в этот период.

15. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биогра­фический портрет одного из представителей науки конца XX — начала XXI в.» (не более 500 слов).

16. Определите проблемы молодежи в современной России и пу­ти их решения.

Социолог М.В. Конкин о проблемах российской молодежи

В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплоща­ющему консерватизм, пассивность и социальное иждивенчество. Од­нако молодежь является частью общества, ее ценности, культурный и образовательный уровень, а также все проблемы и противоречия определяются состоянием общества в целом. Поэтому невозможно решать проблемы молодежи изолированно от других групп населения и от оздоровления состояния всего социума.

17. Сделайте презентацию, напишите сочинение, творческую ра­боту, используя для сравнения свидетельства людей старшего поколе­ния, по следующим темам:

«Духовные ценности современной России»; «Молодежные суб­культуры в современной России»; «Перемены в повседневной жизни в вашем городе (селе)».