logo
Учебное пособие История

6. Государство и церковь

Перемены в политической жизни привели к постепенной нормализации отношений государства и церкви. Уже в 70-е гг. развитию взаимодействия между государством и религиозными организациями способствовала активная миротворческая деятельность представителей традиционных конфессий. В 1988 г. тысячелетие Крещения Руси отмечалось как событие государственного значения. Центром празднования стал переданный церкви и восстановленный московский Свято-Данилов монастырь.

В 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», он гарантировал право граждан исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой) и равенство религий и вероисповеданий перед законом, закреплял право религиозных организаций на участие в общественной жизни. Признанием значимости православной традиции в духовной жизни страны стало появление в календаре нового государственного праздника — Рождества Христова (впервые 7 января 1991 г.). Процесс возрождения религиозной жизни к тому времени уже шел полным ходом. Стремительно росло число желающих принять крещение. Не хватало священнослужителей, открывались новые центры религиозного образования. Стала появляться первая доступная массовому читателю религиозная литература, регистрировались приходы и открывались храмы. Многие из них были в плачевном состоянии, требовались серьезные восстановительные работы, и службы возобновлялись в полуразрушенных помещениях. В организацию работы новых приходов и обустройство церковной жизни были вовлечены тысячи людей.

.. Повседневная жизнь

Годы перестройки граждане России оценивают, согласно данным опросов, как «трудный период» в истории страны. Волна энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через 2—3 года резко пошла на убыль. Сказалось разочарование в результатах объявленного Горбачевым курса на «ускорение социально-экономического развития». Появились зримые подтверждения того, что страна быстро идет по пути углубления социального неравенства. Возникли первые альтернативные формы занятости и возможности быстрого обогащения для тех, кто имел доступ к государственным ресурсам.

Распространение торгово-посреднических кооперативов, которые занимались скупкой товаров по государственным ценам и их перепродажей или использовали для обеспечения своей работы государственное оборудование, привело к появлению первых в стране богатых людей в условиях, когда многие производства начали простаивать из-за перебоев с поставками сырья, а зарплаты быстро обесценивались.

Начавшаяся дезорганизация производства привела к разрушению механизмов перераспределения, а количество необеспеченной денежной массы стало быстро расти. В результате в мирное время и без явных на то причин с прилавков стало исчезать буквально все — от мяса и масла до спичек. Для того чтобы как-то регулировать ситуацию, были введены талоны на некоторые товары первой необходимости (например, на мыло) и именные «карточки покупателя». В магазинах выстраивались многочасовые очереди. Это заставило людей старшего поколения вспомнить о первых послевоенных годах. Товары можно было приобрести у перекупщиков и на рынке, но здесь цены были в несколько раз выше и для большей части населения недоступны. В итоге впервые за долгие годы поползли вверх государственные цены на товары повседневного спроса. Стал падать жизненный уровень людей.

Очень двусмысленное впечатление оставила и последняя масштабная кампания советской эпохи — антиалкогольная. Вскоре после прихода Горбачева к руководству страной были приняты серьезные меры по ограничению потребления алкоголя. Резко сократилось число торговых точек, где продавали спиртные напитки, в печати широко пропагандировались «безалкогольные свадьбы», были уничтожены плантации элитных сортов винограда на юге страны. Хотя эти шаги привели к сокращению объема продаж, однако резко увеличили теневой оборот алкоголя и самогоноварение.

Эти и другие меры чрезвычайного характера дискредитировали социально-экономический курс горбачевского руководства. Пытаясь «подлатать дыры», государство стало сокращать финансирование оборонных и научных программ. Миллионы людей продолжали формально числиться на производстве и в научных учреждениях, но фактически перестали получать зарплату или получали ее на уровне ниже прожиточного минимума.

В результате многие оказались без средств к существованию и были вынуждены искать любые, не имевшие отношения к их квалификации возможности занятости, в первую очередь в торговле. Уровень государственной социальной защиты продолжал падать, начались сбои в работе системы здравоохранения, в обеспечении лекарствами. К концу 80-х гг. в стране резко упала рождаемость.

Характерной тенденцией времени стал бурный интерес к «мыльным операм» — появившимся на экране телевизора мексиканским и бразильским сериалам. Стали распространяться нетрадиционные культы и верования, в том числе агрессивного сектантского толка, в стране появились иностранные проповедники. Характер массового увлечения приобрело целительство, которое пропагандировалось и в телевизионном эфире. Все это свидетельствовало о растерянности людей перед лицом нараставшего социально-экономического кризиса. В условиях резкого падения доходов для многих главным средством поддержания уровня жизни стал труд на садово-огородном участке.

Советский человек, привыкший рассчитывать на социальную поддержку государства, оказывался со своими проблемами один на один. Бурное обсуждение злободневных тем в печати не вело к зримым переменам к лучшему. Разочарование в результатах гласности публицист В.И. Селюнин выразил в ёмкой формуле «Гласность есть, слышимости нет». «Мы ждем перемен!» — требовали герои фильма «Асса» словами песни Виктора Цоя. Заканчивалась советская эпоха в истории страны.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

1. Охарактеризуйте социально-экономическое положение СССР в период прихода к власти М.С. Горбачева.

2. Какие цели преследовал курс на ускорение? Что это означало? Насколько, по-вашему, были достижимы цели этого курса в тех условиях?

3. Как вы понимаете понятие «перестройка»? На какие результа­ты рассчитывало руководство страны, начиная перестройку? Соответ­ствовали ли реальные результаты планируемым? Почему?

4. Какие изменения произошли в системе управления государ­ством? С чем связаны эти изменения? К каким результатам они привели?

5. Оцените значение включения в резолюцию XIX партконферен­ции «О демократизации» положения о совмещении должностей пред­седателей Советов и первых секретарей партийных комитетов в цент­ре и на местах. Для чего это было сделано?

6. Напишите авторский текст «Перестройка: взгляд из будуще­го. Надежды и возможности» (не более 500 слов).

7. Составьте схему «Структура высших органов власти СССР в 1985—1991 гг.»

8. Что вам известно о жиз­ни и деятельности А.Д.Сахарова? Насколько исторически логично было его появление на трибуне Съезда Советов народных депутатов СССР? На основании дополнительной информации объясните, почему Съездом народных депутатов СССР не был принят проект конститу­ции, разработанный А.Д. Сахаровым. Какие положения этого проекта не могли быть приняты в рассматриваемое время? Составьте тезисы для доклада.

9. Что такое гласность? Как связана политика гласности и сокращение численности КПСС во второй половине 80-х гг.?

10. Какие новые темы стали активно обсуждаться в СМИ в период гласности? Почему эти темы не поднимались раньше? Как их широкое и гласное обсуждение отразилось на умонастроениях населения СССР?

11. Обычно заседания законодательных органов интересуют весьма небольшую часть населения, однако в 1989—1990 гг. прямые трансляции заседаний Съездов народных депутатов СССР смотрела, без преувеличения, вся страна. Почему?

12. Какие изменения в период гласности произошли в развитии киноискусства?

13. Как вы считаете, нужно ли было проводить политику гласности в тех исторических условиях? Были ли альтернативы этой политике? Свою точку зрения обоснуйте.

14. Каким образом изменились отношения между государством и церковью в данный период?

15. Какие отрасли российской промышленности стали развиваться благодаря росту объемов информации на бумажных и электронных носителях? Дефицит каких специалистов можно было прогнозировать? Обоснуйте ответ. Представьте информацию в виде диаграммы.

16. Определите положительные и отрицательные изменения, которые произошли в условиях резкого роста объема информации. Представьте информацию в виде таблицы.

17. Найдите примеры, иллюстрирующие активное проникновение на советское пространство из-за рубежа новых идей и образов в рассматриваемый период. Составьте перечень этих образов и идей. Выявите их общие характеристики.

18. Прочтите документы и проведите дискуссию в классе о чернобыльской аварии как проявлении кризиса советской системы в целом.

Записка председателя КГБ СССР Ю.В. Андронова в ЦК КПСС о недостатках в строительстве Чернобыльской АС. 1979 г.

По имеющимся в КГБ СССР данным, на отдельных участках строительства второго блока Чернобыльской АС имеют место факты отступления от проектов, а также нарушения технологии ведения стро­ительных и монтажных работ, что может привести к аварии и несчаст­ным случаям...

Информация Министерства энергетики и электрифика­ции СССР об аварии на блоке № 4 Чернобыльской АС