logo
Учебное пособие История

4. Историко-культурное наследие

Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда ста­ла расширяться материальная база для осуществления инициа­тив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций, разви­тию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» JI.H. Толстого). Предлагались необычные фор­мы прочтения историко-культурных традиций (исторические и этнографические инсценировки, формирование узна­ваемого лица города и региона), на этой основе развивался культурный туризм. После болезненного периода перехода на коммерческие принципы хозяйствования появились возможнос­ти для возрождения многих исчезнувших ремесел, развития на­родных промыслов — глиняной и деревянной игрушки (дым­ковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды.

Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и ма­лых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Пе­тербурга, 1100-летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.

Масштабные выставки вернули имена выдающихся дея­телей культуры прошлого, в первую очередь русского авангар­да, в современное культурное пространство. Персональные вы­ставки большинства выдающихся художников начала XX в. и известных представителей «другого искусства» 60—70-х гг. прошли в ведущих музеях страны.

Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла не­известные массовому читателю страницы отечественного духов­ного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончив­ших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, Вяч. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восста­новления общего поля русской культуры XX в. и исторической памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Фе­дора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмеле­ва. Домой возвратились некоторые представители послерево­люционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова писатель И.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вер­нулся А.И. Солженицын.

Непрерывность нравственной, духовной и интеллектуаль­ной традиции воплощает отечественное культурное наследие. На рубеже нового тысячелетия заметно вырос интерес к творческо­му прочтению этого наследия. К массовому зрителю были обра­щены экранизации произведений русских писателей, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф.М. Достоевского, реж. В.В. Бортко, 2003, «В круге первом» по роману А.И. Солже­ницына, реж. Г.А. Панфилов, 2006, и др.) собрали многомил­лионную аудиторию.

Огромный интерес вызвали произведения нового рос­сийского кино, посвященные осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание ху­дожественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягин­цева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпоч­тений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экра­не религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкрет­ного художественного произведения.