Общественная мысль в первой половине XIX века. Достижения в российской культуре XIX в.
В общ-ой мысли п/п ХIХв. началось 3х идейное направление: радик-ое, либ-ое и консерв-ое. Консер-зм в Рос опирался на теории, доказ-щие незыблемость самодерж-я и креп-го права. В нач ХIХв. Карамзин писал о необходимости сохр-я самодерж-я. В теории официальной народности (основана на трех пр-х: самодерж-е, православие, народность) Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа.
На руб 30-х г. ХIХ в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось 2 идейных теч-я — славянофильство и западничество.
Сам термин славянофильство придуман идейными их оппонентами— зап-ми, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, т.к. считали себя русолюбами или русофилами, т.е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы Росс, русского народа, а не славян вообще. Основные идеи славянофилов: б убеждены в особой самобытности пути разв-я Рос, которую они преувеличивали; больш знач-е придавали кре-ой общине; Земские соборы оценивали как органы сотруднич-ва м/у народом и царской вл; Креп право и деспотическая вл-ть расценивалась как глав рез-т реф-м Петра; единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие. Б/ба славянофилов с преклонением п/д Зап, изучение ими истории народа и народ-го быта имели большое положительное значение для развития рус к-ры.
Зап-ки в шир смысле, — термин, принятый в науч лит-ре для обознач-я носителей особого мировоз-я, основанного на признании общности Рос и Зап Евр как нераздельных частей и одного культурно-ист-го целого. Основные идеи западников: благодаря реф-м П1 Рос движется по Европ-му пути, но с заметным отставанием, необходимо догнать Евр путем реф-м, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество; => различные кружки. кружок братьев Критских в Моск ун-те (1827) раз÷ программу декабр-в; — кружок Н.П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот; — кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарёва (1831 —1834), Н.В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопич-го социализма, западноевроп-ую фил-фию. Оживление общ-го движения в 40х г выразилось в создании нов кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского его участники были названы петрашевцами. Они решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований.
Достижения русской культуры XIX века.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам Соловьева, Булгакова, Флоренского, Бердяева, Бакунина и многих других.
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.
Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Эстетические принципы и стремление к единой общенациональной культуре на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями народности и национальности утверждались в эстетике Просвещения (Плавильщиков, Львов, Радищев), были особенно важными в эпоху декабризма в первой четверти XIX в. (Рылеев, Пушкин) и приобрели основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в середине прошлого века.
В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. В первой половине XIX в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации.
В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина "Вольность", его "Послание в Сибирь" декабристам и "Ответ" на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева "К временщику" (Аракчееву).
В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.
В XIX - начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: Соловьев, Грановский, Срезневский, Буслаев, Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Чебышев, Остроградский, Лобачевский, Зинин, Бутлеров, Менделеев, Ленц, Якоби, Петров, Бэр, Докучаев, Тимирязев, Вернадский и др.
В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры, который начинается "Миром искусства" и заканчивается акмеизмом. "
Виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки "чистой" доктрины. Краеугольный камень направления - символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с ним - Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке… Русские символисты - Блок, Белый, Иванов, Соллогуб, Анненский, Бальмонт и др. - опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Соловьева.
Конец XIX - начало XX в. является русским философским Ренессансом, "золотым веком" русской философии.
Главное влияние на сознание россиян в этот период оказывали война 1812 г., общественное движение в России и Европе, войны и поражения, великие реформы Александра II.
В 1802 г. в числе других было создано Министерство просвещения, которое вместе с Военным министерством, Синодом, другими ведомствами развивало сеть начальных школ. Среднее образование давали классические и реальные гимназии. В последней трети века появились воскресные школы для взрослых. На протяжении века открылись новые университеты, технические вузы, а всего в стране к концу века было около 50 вузов.
Русская наука приобрела мировое значение. Многие изобретения и открытия были сделаны русскими учеными. Хирург Н. И. Пирогов на себе испытал действие хлороформа для обезболивания при хирургических операциях. Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. А. С. Попов первым в мире изобрел радиотелеграф. А. Ф. Можайский первым в мире сконструировал самолет. П. В. Яблочков и А. Н. Лодыгин создали первые электрические лампочки.
Русские моряки и ученые в XIX в. совершили кругосветные путешествия (Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П< Лазарев и др.), открыли Антарктиду, острова в Тихом океане, создали новые географические карты. Уникальные путешествия и исследования провели П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай.
Не менее «богатым» был XIX в. и для русской литературы. Окончательно оформился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А. С. Пушкина. Журналы, литераторы, издатели принадлежали к разным направлениям, идейным течениям. Все образованное общество следило за творчеством поэтов и писателей.
В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в., стали классикой.
В столице империи возводятся величественные архитектурные ансамбли, формируются основные площади, центр города приобретает свой современный вид. С именами архитекторов связаны их творения, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге.
В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем. Большую роль в пропаганде русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных мастерских, открывшиеся Третьяковская галерея, Русский музей, деятельность выдающегося искусствоведа и критика В. В. Стасова.
- Проблема происхождения славян в источниках и историографии.
- Проблема образования Древнерусского государства в отечественной историографии.
- Политическая (феодальная) раздробленность русских земель: причины, последствия.
- Борьба Руси за независимость в XIII веке. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений.
- Основные проблемы образования единого Русского государства в XIV- начале XVI вв.
- Эпоха Ивана Грозного в историографии.
- Политический кризис в Русском государстве на рубеже XVI-XVII вв. Проблема «Смуты» и народных движений начала XVII в историографии.
- Социальные конфликты середины и второй половины XVII - XVIII вв.: причины, движущие силы, итоги. Историографии проблемы.
- 10.Этапы закрепощения крестьян и проблема генезиса феодализма в историографии.
- Модернизация России в эпоху Петра I. Оценка реформ Петра I в историографии.
- Дворцовые перевороты: причины, механизм, последствия. Внутренняя политика в 1725 – нач. 1760 х гг.
- Внешняя политика и территориальный рост Российской империи в XVII-XVIII вв.: западное и восточное направления.
- Социально-экономическое развитие Российской империи во второй половине XVIII в. И внутренняя политика Екатерины II.
- Крестьянский вопрос во внутренней политике России первой половины XIX в.
- Проблема государственного устройства в первой половине XIX в.
- Общественная мысль в первой половине XIX века. Достижения в российской культуре XIX в.
- . Внешняя политика России в эпоху наполеоновских войн (1796-1815 гг.).
- Основные направления и итоги внешней политики России в XIX в.
- Либеральные реформы 1860-1870 гг. В России, их последствия и значение. Оценка реформ в историографии.
- Освободительное движение во второй половине XIX века. Народничество в оценках историографии.
- 22. Основные тенденции социально – экономического развития России в 60 - 90-х гг. XIX в. Историография проблемы.
- Российская империя на рубеже XIX -XX вв. Особенности капиталистической модернизации России в оценках современной историографии.
- Первая российская революция 1905-1907 гг. Опыт российского праламентаризма.
- Участие России в 1 мировой войне. Война и общество.
- Россия в 1917 г. Проблема выбора путей общественного развития.
- 27. Гражданская война и интервенция в России в историографии.
- 28 Социально-экономическое развитие России в условиях «военного коммунизма» и нэПа: сопоставительный анализ и оценки историков.
- 29.Проблема национально-государственного строительства в советский период.
- 30. Социалистическая модернизация ссср в 1930-е годы. Отечественная и зарубежная историография о сущности и последствиях социалистической модернизации в ссср.
- 31.Общественно-политическое развитие ссср в 1920-е 1930-е гг.: проблемы историографии.
- 32. Достижения и просчеты внешней политики ссср в 1920-е -1930-е гг. Советско-германский договоры 1939 г., их оценка в исторической литературе.
- 33.Великая Отечественная война 1941-i945 гг. Проблемы современной историографии.
- 34. Ссср в системе международных отношений 1945-1985 гг.: Биполярный мир и «холодная война».
- 35.Реформаторская деятельность н.С. Хрущева.
- 36. Основные тенденции и противоречия социально-экономического и политического развития ссср в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
- 37. Эпоха перестройки в ссср в 1985-1991 гг.Проблемы современной историографии.
- 38.Россия в 1990-е 2000- е. Основные направления внутренней и внешней политики.
- 39. Государственная школа в российской исторической науке.
- 40. С.М. Соловьев и в.О. Ключевский: проблема преемственности научных традиций.
- 41.Российская историческая наука в начале XIX - начале XX вв.: школы, направления, представители
- 42 Феномен советской историографии: методология, достижения, трудности.
- 43. Отечественная историческая наука на современном этапе: методологические подходы, концепции, представители.
- Исторический источник, его социальная и информационная природа.
- Проблемы классификации источников по отечественной истории.
- 1. Летописи
- 2. «Дипломатические» грамоты из казанских, сибирских, астраханских и других архивов;
- 3. Исторические источники частного происхождения («Хождение митрополита Пимена в Константинополь», «Скифская история» а. Лызлова) [8].
- 5. Поведенческие источники (обычаи, обряды)
- 6. Звуковые источники