logo search
ОТВЕТЫ ИСТОРИЯ РОССИИ

Общественная мысль в первой половине XIX века. Достижения в российской культуре XIX в.

В общ-ой мысли п/п ХIХв. началось 3х идейное направление: радик-ое, либ-ое и консерв-ое. Консер-зм в Рос опирался на теории, доказ-щие незыблемость самодерж-я и креп-го права. В нач ХIХв. Карамзин писал о необходимости сохр-я самодерж-я. В теории официальной народности (основана на трех пр-х: самодерж-е, православие, народность) Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа.

На руб 30-х г. ХIХ в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось 2 идейных теч-я — славянофильство и западничество.

Сам термин славянофильство придуман идейными их оппонентами— зап-ми, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, т.к. считали себя русолюбами или русофилами, т.е. подчеркивали, что их интересуют преимущественно исторические судьбы Росс, русского народа, а не славян вообще. Основные идеи славянофилов: б убеждены в особой самобытности пути разв-я Рос, которую они преувеличивали; больш знач-е придавали кре-ой общине; Земские соборы оценивали как органы сотруднич-ва м/у народом и царской вл; Креп право и деспотическая вл-ть расценивалась как глав рез-т реф-м Петра; единственно верной и глубоко нравственной религией считали православие. Б/ба славянофилов с преклонением п/д Зап, изучение ими истории народа и народ-го быта имели большое положительное значение для развития рус к-ры.

Зап-ки в шир смысле, — термин, принятый в науч лит-ре для обознач-я носителей особого мировоз-я, основанного на признании общности Рос и Зап Евр как нераздельных частей и одного культурно-ист-го целого. Основные идеи западников: благодаря реф-м П1 Рос движется по Европ-му пути, но с заметным отставанием, необходимо догнать Евр путем реф-м, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество; => различные кружки. кружок братьев Критских в Моск ун-те (1827) раз÷ программу декабр-в; — кружок Н.П. Сунгурова (1830—1831) выступал за революционный переворот; — кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарёва (1831 —1834), Н.В. Станкевича (1833—1937) изучали теорию утопич-го социализма, западноевроп-ую фил-фию. Оживление общ-го движения в 40х г выразилось в создании нов кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского его участники были названы петрашевцами. Они решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований.

Достижения русской культуры XIX века.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам Соловьева, Булгакова, Флоренского, Бердяева, Бакунина и многих других.

В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.

Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Эстетические принципы и стремление к единой общенациональной культуре на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями народности и национальности утверждались в эстетике Просвещения (Плавильщиков, Львов, Радищев), были особенно важными в эпоху декабризма в первой четверти XIX в. (Рылеев, Пушкин) и приобрели основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в середине прошлого века.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. В первой половине XIX в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина "Вольность", его "Послание в Сибирь" декабристам и "Ответ" на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева "К временщику" (Аракчееву).

В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.

В XIX - начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: Соловьев, Грановский, Срезневский, Буслаев, Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Чебышев, Остроградский, Лобачевский, Зинин, Бутлеров, Менделеев, Ленц, Якоби, Петров, Бэр, Докучаев, Тимирязев, Вернадский и др.

В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название "серебряного века" русской культуры, который начинается "Миром искусства" и заканчивается акмеизмом. "

Виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки "чистой" доктрины. Краеугольный камень направления - символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с ним - Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке… Русские символисты - Блок, Белый, Иванов, Соллогуб, Анненский, Бальмонт и др. - опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Соловьева.

Конец XIX - начало XX в. является русским философским Ренессансом, "золотым веком" русской философии.

Главное влияние на сознание россиян в этот период оказывали война 1812 г., общественное движение в России и Европе, войны и поражения, великие ре­формы Александра II.

В 1802 г. в числе других было создано Министерство просвещения, кото­рое вместе с Военным министерством, Синодом, другими ведомствами раз­вивало сеть начальных школ. Среднее образование давали классические и реальные гимназии. В последней трети века появились воскресные школы для взрослых. На протяжении века открылись новые университеты, технические вузы, а всего в стране к концу века было около 50 вузов.

Русская наука приобрела мировое значение. Многие изобретения и от­крытия были сделаны русскими учеными. Хирург Н. И. Пирогов на себе испытал действие хлороформа для обезболивания при хирургических опера­циях. Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. А. С. Попов первым в мире изобрел радиотелеграф. А. Ф. Можайский первым в мире сконструировал самолет. П. В. Яблочков и А. Н. Лодыгин создали первые электрические лампочки.

Русские моряки и ученые в XIX в. совершили кругосветные путешествия (Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П< Лазарев и др.), открыли Антарктиду, острова в Тихом океане, создали новые географические карты. Уникальные путеше­ствия и исследования провели П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Прже­вальский, Н. Н. Миклухо-Маклай.

Не менее «богатым» был XIX в. и для русской литературы. Окончательно оформился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А. С. Пушкина. Журналы, литераторы, издатели принадлежали к разным направлениям, идейным течениям. Все образованное общество сле­дило за творчеством поэтов и писателей.

В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в., стали классикой.

В столице империи возводятся величественные архитектурные ансамбли, формируются основные площади, центр города приобретает свой современный вид. С именами архитекторов связаны их творения, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге.

В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем. Большую роль в пропаганде русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных мастерских, открыв­шиеся Третьяковская галерея, Русский музей, деятельность выдающегося искусствоведа и критика В. В. Стасова.