Проблема государственного устройства в первой половине XIX в.
По проекту М. М. Сперанского 1809-1810 гг. законодательную вертикаль должны были составить думы (волостная, уездная, губернская, Государственная). Избирательное право должны были получить мужчины с 25 лет, соответствующие определенному имущественному цензу, вплоть до государственных крестьян. Выборы не предполагалось сделать прямыми. Состав Государственной думы должен был утвердить император; Исполнительную власть должны были составить правления (волостное, уездное, губернское), министерства и правительствующий Сенат. 4 Власть исполнительная да подчинится законодательной», — формулировал основной принцип взаимоот-нощений Сперанский. Суды (волостной, уездный, губернский, судебный, Сенат) предполагалось сделать всесословными, гласными. Координирующая роль отводилась Государственному совету, который формировался императором. За императором сохранялись огромные полномочия в сфере законодательства, руководства вооруженными силами и внешней политикой, Он рассматривался как верховный арбитр, гарант единства страны, определяющий стратегию ее развития.
По предложению Сперанского и указу Александра I чиновники с определенного уровня (класса по Табели о рангах) для повышения в классе должны были предъявлять документ о наличии высшего образования или сдавать специальные экзамены. По предложению Сперанского были отменены йри-дворные звания и чины. При ликвидации дефицита государственного бюджета в 1811 г. Сперанский впервые ввел подоходный налог на помещичьи доходы. Сперанского, которого какое-то время считали доверенным лицом императора (в должности государственного секретаря), возненавидело все Дворянство, и особенно бюрократия.
В 1810 г. был создан Государственный совет, который был призван соединять все ветви власти. Члены Госсовета назначались царем. Государственный совет стал законосовещательным органом при императоре, заменил Сенат в этом качестве. Однако другие предложения Сперанского по реформе государственного строя не были реализованы, а некоторые нововведения (экзамены и т. п.) были тихо отменены. Сам Сперанский весной 1812 г. без объяснения причин был отправлен в ссылку. Александр I увидел угрозу своей неограниченной власти, от которой он не собирался отказываться.
Государственная дума была в России создана только в 1906 г. Всесословный суд появился в 1864 г. Принцип подчинения исполнительной власти законодательной не реализован до сих пор.
-
Содержание
- Проблема происхождения славян в источниках и историографии.
- Проблема образования Древнерусского государства в отечественной историографии.
- Политическая (феодальная) раздробленность русских земель: причины, последствия.
- Борьба Руси за независимость в XIII веке. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений.
- Основные проблемы образования единого Русского государства в XIV- начале XVI вв.
- Эпоха Ивана Грозного в историографии.
- Политический кризис в Русском государстве на рубеже XVI-XVII вв. Проблема «Смуты» и народных движений начала XVII в историографии.
- Социальные конфликты середины и второй половины XVII - XVIII вв.: причины, движущие силы, итоги. Историографии проблемы.
- 10.Этапы закрепощения крестьян и проблема генезиса феодализма в историографии.
- Модернизация России в эпоху Петра I. Оценка реформ Петра I в историографии.
- Дворцовые перевороты: причины, механизм, последствия. Внутренняя политика в 1725 – нач. 1760 х гг.
- Внешняя политика и территориальный рост Российской империи в XVII-XVIII вв.: западное и восточное направления.
- Социально-экономическое развитие Российской империи во второй половине XVIII в. И внутренняя политика Екатерины II.
- Крестьянский вопрос во внутренней политике России первой половины XIX в.
- Проблема государственного устройства в первой половине XIX в.
- Общественная мысль в первой половине XIX века. Достижения в российской культуре XIX в.
- . Внешняя политика России в эпоху наполеоновских войн (1796-1815 гг.).
- Основные направления и итоги внешней политики России в XIX в.
- Либеральные реформы 1860-1870 гг. В России, их последствия и значение. Оценка реформ в историографии.
- Освободительное движение во второй половине XIX века. Народничество в оценках историографии.
- 22. Основные тенденции социально – экономического развития России в 60 - 90-х гг. XIX в. Историография проблемы.
- Российская империя на рубеже XIX -XX вв. Особенности капиталистической модернизации России в оценках современной историографии.
- Первая российская революция 1905-1907 гг. Опыт российского праламентаризма.
- Участие России в 1 мировой войне. Война и общество.
- Россия в 1917 г. Проблема выбора путей общественного развития.
- 27. Гражданская война и интервенция в России в историографии.
- 28 Социально-экономическое развитие России в условиях «военного коммунизма» и нэПа: сопоставительный анализ и оценки историков.
- 29.Проблема национально-государственного строительства в советский период.
- 30. Социалистическая модернизация ссср в 1930-е годы. Отечественная и зарубежная историография о сущности и последствиях социалистической модернизации в ссср.
- 31.Общественно-политическое развитие ссср в 1920-е 1930-е гг.: проблемы историографии.
- 32. Достижения и просчеты внешней политики ссср в 1920-е -1930-е гг. Советско-германский договоры 1939 г., их оценка в исторической литературе.
- 33.Великая Отечественная война 1941-i945 гг. Проблемы современной историографии.
- 34. Ссср в системе международных отношений 1945-1985 гг.: Биполярный мир и «холодная война».
- 35.Реформаторская деятельность н.С. Хрущева.
- 36. Основные тенденции и противоречия социально-экономического и политического развития ссср в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
- 37. Эпоха перестройки в ссср в 1985-1991 гг.Проблемы современной историографии.
- 38.Россия в 1990-е 2000- е. Основные направления внутренней и внешней политики.
- 39. Государственная школа в российской исторической науке.
- 40. С.М. Соловьев и в.О. Ключевский: проблема преемственности научных традиций.
- 41.Российская историческая наука в начале XIX - начале XX вв.: школы, направления, представители
- 42 Феномен советской историографии: методология, достижения, трудности.
- 43. Отечественная историческая наука на современном этапе: методологические подходы, концепции, представители.
- Исторический источник, его социальная и информационная природа.
- Проблемы классификации источников по отечественной истории.
- 1. Летописи
- 2. «Дипломатические» грамоты из казанских, сибирских, астраханских и других архивов;
- 3. Исторические источники частного происхождения («Хождение митрополита Пимена в Константинополь», «Скифская история» а. Лызлова) [8].
- 5. Поведенческие источники (обычаи, обряды)
- 6. Звуковые источники