logo
ОТВЕТЫ ИСТОРИЯ РОССИИ

39. Государственная школа в российской исторической науке.

Представители государственной школы считали главной силой в истории надклассовое государство, выражающее якобы интересы общества в целом. Употребляемый также термин «юридическая школа» отражает характерное для поздних представителей этого направления. преобладающее обращение к юридическому законодательному материалу. Теоретико-философской основой работ историков гос. Школы стала идеалистическая философия Г. Гегеля с её апологией монархического государства. В отличие от исторической школы С. М. Соловьева представители гос. Школы отказались от идеи исторической закономерности. Её основатель Б. Н. Чичерин сформулировал в конце 50-х гг. 19 в. основные положения Г. ш.: 1) утверждение государства как движущей силы русской истории; 2) обоснование его господствующей роли в русской истории особенностями природных условий; 3) вытекающее отсюда противопоставление истории России истории др. народов, прежде всего Западной Европы (сборник «Опыты по истории русского права», 1858, и др.). Создалась классическая формула государственной школы. о «закрепощении и раскрепощении сословий государством» как определение социального содержания русской истории. Всесилие государства объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся «одиночными, блуждающими лицами», «затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве». Этому противопоставлялась организующая роль государства, которое образовывало сословия и закрепляло их на службе общественным интересам. Чичерин считал, что все преобразования могут осуществляться только государством. В этом выводе отразились стремления русской буржуазии к реформам, осуществляемым сильной властью, способной предотвратить демократическую революцию в стране. Положения Чичерина воспринял К. Д. Кавелин, в конце 60-х гг. к Г. ш. примкнул В. И. Сергеевич, для которого характерна подмена комплексных исторических процессов законченными юридическими формулами и неизменными юридическими отношениями. Теории Г. ш. следовали А. Д. Градовский, И. И. Дитятин и многие др. историки. Отказ от принципа закономерности послужил основой для сближения с Государственной школой М. П. Погодин, признавшего её положения в своих поздних работах («Древняя русская история до монгольского ига», т. 1—3, 1871). Отдельные положения государственной школы. нашли отражение в работах С. М. Соловьева, принявшего в последний период деятельности тезис о «закрепощении и раскрепощении сословий», но сохранившего до конца основной принцип единства внутренней закономерности и органичности исторического развития. В дальнейшем представители данного направления пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в исторической науке (интерес к проблемам экономического и социального развития), например В. О. Ключевский. Но в целом положения Государственной школы стали в конце 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П. Н. Милюкова. Историки данного направления. детально изучали политическую историю, историю государственных учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирно-исторического процесса. Теория Г. ш. в начале 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологический кризис русской буржуазной историографии.

Представители: Кавелин Константин Дмитриевич работа "Дворянство и освобождение крестьян" (1862) К. выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти. С конца 50-х гг. всё более сближался со славянофилами. В 1866 представил царю глубоко консервативную записку "О нигилизме и мерах против него необходимых". В 60—80-х гг. К. выступал против материализма в вопросах психологии и этики. Исторические взгляды К., ставшего наряду с Б. Н. Чичериным основателем государственной школы, наиболее отчётливо сформулированы в работах: "Взгляд на юридический быт Древней России" (1847), "Краткий взгляд на русскую историю" (1887), "Мысли и заметки о русской истории" (1866). Он развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. По мнению Кавелина, государство явилось высшей формой общественного бытия в истории России. Специфической особенностью творчества Кавелина являлось то, что общие вопросы истории он освещал через призму правовых отношений, придавая своему изложению, облечённому в публицистическую форму, острополитический смысл. Чичерин Борис Николаевич ученик Т. Н. Грановского. В 1853 защитил магистерскую диссертацию "Областные учреждения России в XVII в." В 1866 защитил в качестве докторской диссертации книгу "О народном представительстве" (1866) С середины 1850-х гг. Чичерин — один из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении.. Ч. характеризовал крестьянскую реформу 1861 как "лучший памятник русского законодательства", резко отрицательно отнёсся к деятельности революционных демократов, осенью 1861 выступил против студенческого движения, поддерживал реакционную политику правительства в отношении Польши и Польского восстания 1863—64. Сформулированный Ч. политический принцип "либеральные меры и сильная власть" встретил поддержку в правительственных кругах. В своих сочинениях Ч. развивал идею постепенного перехода путём реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. Ч. — виднейший теоретик т. н. государственной школы в русской историографии, создатель теории "закрепощения и раскрепощения сословий", согласно которой правительство в 16—17 вв. создало сословия и подчинило их себе в общегосударственных интересах; впоследствии, когда в ходе исторического развития нужда в "насильственной пожизненной службе сословий" отпала, оно якобы начало их раскрепощать. Эта концепция явилась теоретическим обоснованием дворянского либерализма, в основе которого лежала идея реформ "сверху".