Исторический источник, его социальная и информационная природа.
Социальная природа документа самым тесным образом связана с функциями документа. Под функцией (от лат. "functio" - исполнение) документа понимается внутренне присущее ему целевое назначение, социально выработанный способ его употребления. Иначе говоря, функции документа предопределены его общественно-практическими целями и задачами, являются производными от них.
Функции документа непосредственно связаны с функциями информации, которые документ принимает на себя после фиксации этой информации на материальном носителе. Поскольку социальная информация ориентирована на удовлетворение различных человеческих потребностей, т.е. многофункциональна, постольку и документ также полифункционален.
Проблема информационной природы источника была поставлена и решалась в 60-80-е годы XX века в связи с разработкой общенаучного системного подхода. Тогда утвердились и представления о системной природе общества и культуры. Социокультурные системы функционируют и развиваются на основе информационного обмена. Различные социальные субъекты: отдельные люди, корпорации и учреждения в процессе своей жизнедеятельности обмениваются между собой информацией (сведениями, сообщениями). Социальная информация передается абстрактно-знаковыми системами. Из прошлого до исследователя доходиттекст остаток письменного, знаково-информационного обмена. Исторический источник, следовательно, несет в себе и информационную природу. Прошлое в источнике представлено в виде информации. Это требует разобраться с тем, какой отпечаток информация накладывает на заключенные в источнике исторические события и процесс исторического познания.
Согласно современным философским представлениям информация отраженное разнообразие явлений объективного мира. Содержание информации объективно. Объективный характер имеет и содержание сведений исторического источника. Заключенная в нем информация передает историческую реальность. Вместе с тем, социальная информация субъективна. Она является результатом взаимодействия социального субъекта с объективным миром и несет на себе отпечаток целей, задач и ценностных ориентаций субъекта. Это прагматический аспект информации, выражающий интересы субъекта. Информация имеет и знаково-семантическую сторону. В ней выделяют несколько аспектов. Информация идеальна по своей природе. Ей требуется материальный носитель. В качестве такового выступают вещественные материалы (бумага, береста, дерево, пергамен, глина и т.д.), звук и электромагнитные волны. Это первый аспект. Второй выражает передаваемые информацией понятия, образы, идеи. Это смысловой или семантический аспект. Выделяют также знаковый аспектсообщений. Информация фиксируется и передается в виде знаков. Знак это материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель или заместитель другого предмета, явления, свойства. Между знаком и представляемым им предметом возникают отношения сходства различия. Поэтому знаки классифицируют по их внешнему сходству с замещаемым предметом. Согласно такой классификации знаки делятся на три вида. Первый это образ. Его отличает полное внешнее сходство с представляемым явлением. К знакам-образам относятся фотографии, скульптуры, рисунки, реалистические картины. Для второго вида знаков характерно сходство лишь в главных чертах. Этосимвол или иероглиф. Наиболее распространен условный знак. Он отличается полным отсутствием сходства. К условным знакам относятся буквы и цифры. Они объединены в азбучные и цифровые системы. Знаки фиксируются на носителе информации. Объединенные вместе (знаки + носитель) они образуют способ кодирования, хранения и передачи информации. Выделяют вещественный, письменный, изобразительный и звуковой способы.
Исторический источник это остаток письменного информационного обмена в прошлом, который в знаково-понятийной, текстовой форме передает информацию о реальном прошлом и создавшем текст о социальном субъекте и используется для построения образно-логической картины прошедшего.
- Проблема происхождения славян в источниках и историографии.
- Проблема образования Древнерусского государства в отечественной историографии.
- Политическая (феодальная) раздробленность русских земель: причины, последствия.
- Борьба Руси за независимость в XIII веке. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений.
- Основные проблемы образования единого Русского государства в XIV- начале XVI вв.
- Эпоха Ивана Грозного в историографии.
- Политический кризис в Русском государстве на рубеже XVI-XVII вв. Проблема «Смуты» и народных движений начала XVII в историографии.
- Социальные конфликты середины и второй половины XVII - XVIII вв.: причины, движущие силы, итоги. Историографии проблемы.
- 10.Этапы закрепощения крестьян и проблема генезиса феодализма в историографии.
- Модернизация России в эпоху Петра I. Оценка реформ Петра I в историографии.
- Дворцовые перевороты: причины, механизм, последствия. Внутренняя политика в 1725 – нач. 1760 х гг.
- Внешняя политика и территориальный рост Российской империи в XVII-XVIII вв.: западное и восточное направления.
- Социально-экономическое развитие Российской империи во второй половине XVIII в. И внутренняя политика Екатерины II.
- Крестьянский вопрос во внутренней политике России первой половины XIX в.
- Проблема государственного устройства в первой половине XIX в.
- Общественная мысль в первой половине XIX века. Достижения в российской культуре XIX в.
- . Внешняя политика России в эпоху наполеоновских войн (1796-1815 гг.).
- Основные направления и итоги внешней политики России в XIX в.
- Либеральные реформы 1860-1870 гг. В России, их последствия и значение. Оценка реформ в историографии.
- Освободительное движение во второй половине XIX века. Народничество в оценках историографии.
- 22. Основные тенденции социально – экономического развития России в 60 - 90-х гг. XIX в. Историография проблемы.
- Российская империя на рубеже XIX -XX вв. Особенности капиталистической модернизации России в оценках современной историографии.
- Первая российская революция 1905-1907 гг. Опыт российского праламентаризма.
- Участие России в 1 мировой войне. Война и общество.
- Россия в 1917 г. Проблема выбора путей общественного развития.
- 27. Гражданская война и интервенция в России в историографии.
- 28 Социально-экономическое развитие России в условиях «военного коммунизма» и нэПа: сопоставительный анализ и оценки историков.
- 29.Проблема национально-государственного строительства в советский период.
- 30. Социалистическая модернизация ссср в 1930-е годы. Отечественная и зарубежная историография о сущности и последствиях социалистической модернизации в ссср.
- 31.Общественно-политическое развитие ссср в 1920-е 1930-е гг.: проблемы историографии.
- 32. Достижения и просчеты внешней политики ссср в 1920-е -1930-е гг. Советско-германский договоры 1939 г., их оценка в исторической литературе.
- 33.Великая Отечественная война 1941-i945 гг. Проблемы современной историографии.
- 34. Ссср в системе международных отношений 1945-1985 гг.: Биполярный мир и «холодная война».
- 35.Реформаторская деятельность н.С. Хрущева.
- 36. Основные тенденции и противоречия социально-экономического и политического развития ссср в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
- 37. Эпоха перестройки в ссср в 1985-1991 гг.Проблемы современной историографии.
- 38.Россия в 1990-е 2000- е. Основные направления внутренней и внешней политики.
- 39. Государственная школа в российской исторической науке.
- 40. С.М. Соловьев и в.О. Ключевский: проблема преемственности научных традиций.
- 41.Российская историческая наука в начале XIX - начале XX вв.: школы, направления, представители
- 42 Феномен советской историографии: методология, достижения, трудности.
- 43. Отечественная историческая наука на современном этапе: методологические подходы, концепции, представители.
- Исторический источник, его социальная и информационная природа.
- Проблемы классификации источников по отечественной истории.
- 1. Летописи
- 2. «Дипломатические» грамоты из казанских, сибирских, астраханских и других архивов;
- 3. Исторические источники частного происхождения («Хождение митрополита Пимена в Константинополь», «Скифская история» а. Лызлова) [8].
- 5. Поведенческие источники (обычаи, обряды)
- 6. Звуковые источники