logo
ОТВЕТЫ ИСТОРИЯ РОССИИ

30. Социалистическая модернизация ссср в 1930-е годы. Отечественная и зару­бежная историография о сущности и последствиях социалистической модерниза­ции в ссср.

Этапы индустриализации. 1 этап - с нач до нояб 1929 г. 2 этап - с кон 1929 г до 1932 г. 3 этап - II, III 5летки. На XIV съезде, в дек 1925 г б взят курс на “социалистич-ую индустр-цию”, на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. Пол-ка “социалистической индустр-ции” б направлена на: 1. всемирное развитие гос-го сектора как основы социалистической эк-ки, 2. внесение в управление народным хоз-ом планового начала, 3. установление нов взаимоотнош-й м/у городом и деревней с учётом расшир-я кр-го спроса не только на прод-ты потребл-я, но и на средства производва, 4. сокращ-е непроизводительного потребления, с тем чтобы сэкономленные средства направить на строит-во заводов и фабрик. При этом утвержд-сь, что “социалистическая индустр-ция” может б осуществлена только за счёт внутр-х источников накопления, тюк. СССР не мог рассчитывать на иностр кредиты. В апр 1929 г состоялась XVI партконференция. Из 2х разработанных Госпланом СССР вар-ов 5летнего плана она отобрала 1ый, задания по которому в промыш-ти б на 20% выше. На съезде Куйбышев заявил, что необходимо каждый год удваивать объём капиталовлож-й и повышать производство продукции на 30 % ,- “Темпы решают всё !” Это нашло яркое выражение в массовом “социалистическом соревнов-и ”, в ударничестве и стахановском движении. Установлено, что по больш-ву важн показателей 1ые 5летние планы не б выполнены. 2ая 5летка отличалась от 1ой более широкими масштабами строительства: первая - 1500 предприятий , а 2ая - 4500 предприятий. А также отличалась более широким диапазоном отраслей. Лозунгами 1х 5леток б: I “ Техника решает всё !” II “ Кадры решают всё !”. Огромное знач-е имела трудовая активность масс. Стах-ое движение б использовано для того, что бы повысить производительность труда. Планы б гигантские но они не выполнялись. Но б создан огром массив нов промыш-ых предприятий. К-ция с/х СССР яв-сь процессом объед-я мелких единоличных кр-х хоз-в в круп-е, коллективные путем производственного кооперирования. Объединение колхозов. Ликвидации кулачества. Этапы раскулачивания: 1.нояб 1929г-вес1930г.: началось поголовное принудительное объединение единоличников в коммуны . Недовольство кр-н вылилось в массовый убой скота, бегство в города, антиколхозные восст-я. 2.с ос 1930г.-нов, осторожный этап. Создавались т-о хоз.артели, допускавшие существование личных, подсобных хозяйств. К кон 30х г колхозы объединяли более 90% кр-н. Колхозы обслуживались с/х техникой, но созд. колхозов не привело к росту с/х производства, увелич-сь заготовки с/х продукции(зерна)-это привело к отмене в 1935г. карточной сис-мы в городах и экспорту хлеба. Также этот курс привел к смертному голоду в с/х районах страны. Массовое бегство из деревни привело к введению паспортного режима с пропиской к определенному месту жительства. Колхоз-м и кр-м-единолич-м паспорта не выдавали. «К-ая рев-ция» В сфере кул-ры большевики поставили задачу изменить дух-ый мир народов Рос, организовав его на коммунистич. принципах. Центр гос. органом по руководству к-ым строит-вом стал Наркомпрос РСФСР Луначарский) Первостепенное внимание б уделено пол-му просвещению масс, осн. цель которого состояла в утверждении марксистской идеологии в дух-й жизни страны. Руководство гос. пропагандой коммунизма б возложено на Главполитпросвет во главе с Крупской. Главполитпросвет объединял и направлял работу по ликвидации неграмотности, эта б 2ая задача к-го строит-ва. В развитии ИГ(историография) индустриализации советские историки выделяли три периода:

1.вторая половина 1920-х.начало 1930-х, 2. сталинский период(1930-начало 1950-х гг.), 3.послесталинский-с середины 1950-х и до конца 1980-х гг.(Г.А.Алексеев, В.С.Лельчук) На смену традиционной и/г которая рассм. эти процессы как соц. строит-во, зарубежная и/г расм. как пути созд-я тоталитар-го общ-ва. В 60е появ-сь направл-е зап-й и/г как «социалистич-я ист-я», которая рассм-т процессы взаимод-я вл-ти и общ-ва, которые д.б. приспосабливаться к нов пол-м реалиям.