logo
ОТВЕТЫ ИСТОРИЯ РОССИИ

Эпоха Ивана Грозного в историографии.

Иван родился в 1530 г. от брака Василия III и литовской княжны Елены Глинской. Это был второй брак Василия III. Родственные узы укрепляли положение московского государства в Литве. В 1533 г. Василий III умер. Елена смогла стать регентшей малолетнего царя и сосредоточила власть в своих руках. Однако в 1538 г. она сама умерла. Период с 1538 по 1543 гг. – период борьбы за власть между основными боярскими группировками – Шуйскими и Бельскими. Для дореволюционной историографии была характерна оценка этой борьбы как личной борьбы за власть. Представители государственной школы историографии видели в этой борьбе столкновение государственного и родового начал, которое тормозило дальнейшую централизацию государства. Современный историк М.М.Кром считает, что в этот период в Русском государстве царил политический кризис, первой причиной которого стала не «злокозненность бояр», как это изображалось в официальном летописании времен Ивана Грозного и в последующее историографии, а сам факт малолетства великого князя. То есть монархия оказалась не способной функционировать при недееспособном государе. Важное место в событиях 1547 г. занимает восстание в Москве, шокирующим стало не просто убийство близких родственников царя (Глинских), а то что столица какое-то время находилась под властью тяглых горожан-мужиков. Восстание возникло сразу после большого пожара в Москве. После восстания 1547 г. в окружении Ивана IV выдвинулись новые люди, образовалось правительство, в которое вошли представители наиболее дальновидных кругов: боярства, дворянства, духовной иерархии. Митрополит Макарий, Алексей Адашев, Сильвестр, жена царя Анастасия. Избранную раду называют правительством. Избранная рада была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил этим аппаратом.

Н.М.Карамзин дает Избранной раде весьма высокую оценку, подчеркивая ее выдающуюся роль в истории Русского государства. Н.И. Костомаров Избранную раду называет «кружком любимцев» царя. Этот «кружок более других отличавшихся широким взглядом и любовью к общему делу». Главной задачей Избранной рады, по мнению Костомарова, было «возвести» Ивана IV до идеала государя – «трезвого, строго-нравственного, деятельного и благодушного человека». С.М.Соловьев создание Избранной рады и выдвижение на первые роли в государстве Сильвестра и Адашева объясняет тем, что в 1547 г. в семнадцатилетнем Иване IV произошел нравственный переворот. В результате он решил окончательно порвать с князьями и боярами, искать опоры в лицах другого происхождения и в лицах высокой нравственности. В.О.Ключевский обнаруживает в деятельности Избранной рады как «смелые внешние предприятия», так и «хорошо обдуманные планы внутренних преобразований». Скрынников отмечает и значимость реформ Избранной рады для укрепления централизованного государства, Иван IV принимал только те реформы, которые укрепляли самодержавную власть.

Началу реформ предшествовала знаменитая сцена примирения царя с боярами в присутствии митрополита и освященного собора. 27 февраля 1549 г. Сам Иван IV выступил на соборе 1549 г. с широкой программой проведения консолидации земель. Он заявил, что прекратит безобразия, которые чинят бояре. Таким образом, земский собор стал тем органом, который позволил верховной власти лавировать между дворянством и боярством.

По мнению А.А.Зимина первые реформы А.Адашева носили компромиссный характер. Необходимо было примирить противоположные устремления знати и дворянства, чтобы дать реформам новый толчок. Р.Г.Скрынников считает, что после разгрома Казанского ханства начинается второй этап реформ Ивана Грозного, подготовленный деятельностью его сторонников. А.М.Курбский и публицисты начала XVII в. фактически заложили основу концепции дворянской историографии, в соответствии с которой опричнина – это бессмысленное порождение прихоти царя Ивана Грозного. В дореволюционной историографии эту точку зрения выразил Н.М.Карамзин, который обосновал «теорию двух Иванов». До 1565 г. Иван Грозный – мудрый правитель, царь-реформатор, а после – жестокий тиран и деспот.

Учреждение Иваном IV опричнины в 1565 г. Карамзин связывает с бегством князя Курбского. Безоговорочно считая Ивана IV тираном, историк в опричнине видит орудие его тирании. Н.И.Костомаров полагал, что опричнину Иван IV учредил из-за того, что ожидал «из Литвы и со стороны Крыма нового нашествия врагов», а также из страха перед якобы угрожавшей со всех сторон «изменой». Поступки царя со времени учреждения опричнины, по мнению историка, «показывают состояние его души, близкое к помешательству».

По словам С.М. Соловьева опричнина была обычным инструментом внутренней политики Ивана IV. в дореволюционной историографии присутствовало два основных взгляда на опричнину: первый – опричнина – система политических мер, направленных на укрепление государства и борьбу с заговорами своевольных бояр; второй – опричнина – бессмысленные репрессии полубезумного, охваченного манией преследования царя.

Сборник С.Б.Веселовского «Исследования по истории опричнины». Он содержит обзор историографии опричнины, сведения иностранных авторов об этом периоде русской истории, послужные списки опричников и т.п. Автор считает, что в основе опричнины лежит конфликт царя с двором. М.Н.Покровский одной из причин утверждения опричнины считал неудачный ход Ливонской войны в 1563–1564 гг., ответственность за что военные возлагали на бояр.

Описывая походы Грозного в 1570 г. на Тверь, Новгород, Псков Соловьев старается объяснить их главным образом тяжелым психическим состоянием царя. Скрынников «Начальный период правления И4 запомнился обидами и упреками бояр. Жаловался на неволю своего детства. Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но следили за его привязанностями и спешили удалить фаворитов.

Д.Н.Альшиц полагает, что в основе внутриполитической борьбы, разразившейся в эпоху Грозного, лежит значительный социальный конфликт. Он доказывает, что опричнина была не случайным и кратковременным явлением, а необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой аппарата его власти. Автор считает, что правление Ивана IV нельзя считать монархией, ограниченной сословно-представительными учреждениями на том основании, что в 1566 г. царем был созван Земский собор, который покорно и единодушно проголосовал за продолжение Ливонской войны, т.е. за решение, которого хотел царь. Как только некоторые участники Собора посмели в форме челобитной высказать протест против опричной системы, на них обрушились наказания. Он отвергает концепцию, выдвинутую В.Б. Кобриным, считающим мифом борьбу боярства и дворянства в XVI в.. Нет оснований, считает Д.Н. Альшиц, объявлять мифом как саму борьбу между боярством и дворянством во времена Ивана Грозного, так и существенные причины этой борьбы, однако борьба между аристократией и дворянством шла не за или против централизации, а за то, какой быть этой централизации, за то, кто и как будет управлять централизованным государством, интересы какой социальной группы оно будет преимущественно выражать.

В современной новейшей историографии в данном направлении работают А.Л.Хорошкевич и М.М.Кром, А.И.Филюшкин. А.Л.Хорошкевич в одной из своих работ исследовала так называемый боярский «мятеж» 1553 г., который был, по-видимому, связан с «титулатурной» войной, развязавшейся вокруг царского титула Ивана Грозного. В 1553 г. Иван IV смертельно занемог и подготовил «запись целовальную», которая приводила к регентству Владимира Андреевича Старицкого. Бояре поддержали эту кандидатуру. Иван IV быстро выздоровел, но отношения с боярами и частью дворянства были испорчены. А.Л.Хорошкевич считает, что эти события имели большое значение для формирования предпосылок опричнины. После этих событий начинается охлаждение отношений Ивана IV и Сильвестра, и Адашева. В боярском «мятеже» Сильвестр и Адашев сохранили нейтралитет.

Земские соборы. Первый ЗС 1549 г. назван «собором примирения» - переход к сословно-представительской монархии. В этот же год начались широкомасштабные реформы: губная реформа – деление государства на округа., военная реформа 1550-1556 гг. «Уложение о службе», Церковная реформа 1551 г. Созван Стоглавый собор. Цель – стремление И4 получить добро на реформы от духовенства. Судебная реформа 1550 г. Издан новый общегосударственный судебник. Зимин «Реформы ИГ» - реформы носили компромиссный характер, необходимо было примирить противоположные устремления знати и дворянства, чтобы дать реформам новый толчок.