35.Реформаторская деятельность н.С. Хрущева.
Реформатор-я деят-ть Хрущева отлич-сь противоречивостью. В п/еw 50е г. в с/х сложилась обстановка: разорительное налогооблож-е деревни, низкие закупочные цены. Результат: низкий уровень развития с/х, угроза продовольственного кризиса в услов-х быстрого роста насел-я. Поэтому задачей правительства Хрущева б обеспечить подъем с/х, улучшить матер-ое полож-е колхозников, обеспечить бесперебойное продовольственное снабжение городов. Для этого б приняты меры: По подъему производительности труда в с/х: ликвидация МТС и передача всей с/хозтехники колхозам с обязательным ее выкупом, это привело к определенному росту производительности труда в колхозах. Последствия такого решения б плачевными. Техникабыстро выходила из строя, т.к. лишилась квалифицированного обслуживания, потому что большая часть механизаторов МТС не захотела переезжать в деревню. Меры по соц-му преобразованию деревни: проект по укрупнению колхозов (созд-е агрогородов) привел к ликвидации многих «бесперспективных» сел и деревень, что привело к оттоку сельского насел-я (особенно молодежи) в города. Меры по стимулированию развития личного подсобного хоз-ва колхозников: снижение норм обязательных натуральных поставок; снижение налога с приусадебных участков, что привело к ускоренному развитию подсобного хоз-ва. Меры по решению проблемы кормов для животноводства. Для этого развернулась кампания по расширению посевов кукурузы, что частично решило проблему кормов и повысило рентабельность колхозов, но привело к сокращ-ю производства традиционных растительных культур в отдельных регионах, т.к. посевы кукурузы навязывались всем регионам без учета природно-климатических условий. Освоение целины и залежных земель в Сев Казахстане, на юге Урала и Сибири, что до нач 60х привело к улучшению продовольственного снабжения насел-я во 2/п 50х, т.к. целина в это t давала свыше 40% валового сорта зерна в стране.
В промыш-ти: стремление Хрущева преодолеть чрезмерную централизацию управления промыш-тью, бюрократизм, ведомственность, расширить полномочия местных органов вл-ти привело в 1957 г. к замене отраслевых министерств терр-ми совнархозами, что привело: к упрощению сис-мы взаимоотношений предприятий и их смежников (установлению горизонт-ых связей м/у ними); резкому сокращ-ю встречных перевозок, укреплению ранее распыленных средств и ресурсов; ускорению развития некоторых отраслей местной промыш-ти. Резко сократился управленческий аппарат, т.к. десятки тысяч министерских чиновников вынуждены б отправиться из Москвы в провинцию. Произошло усиление позиций местной бюрократии и ослаблению контроля центра за хоз-ми руководителями на местах. Стремление центра восстановить контроль над совнархозами привело к созданию в 1960 г. в России, Казахстане и Укр респ-х совнархозов. В 1962 создание ВСНХ.
К-ая жизнь общ-ва: В развитии к-ры в к.50х – н. 60х прояв-сь противоречивые тенденции. Общий подход к к-ой среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления вызвал оживление к-ой жизни. Больш влияние на к-ую пол-ку оказывал лично Хрущев. Шк реф-ма 1958: срок обучения увеличился до 11 лет, с 9го кла 2 дня в нед учащиеся осваивали производственные специальности. Студенты технич-х вузов, с целью приближения к производству должны б работать часть учеб t токарями, слесарями и т.п. В худ-ой лит-ре появ-сь такие высокохуд-ые произведения как «Василий Тёркин» Твардовского, «Битва в пути» Николаевой. Но в то же t б запрещены роман Дудинцева «Не хлебом единым», «Собственное мнение». За роман «Доктор Живаго» Пастернак б изгнан из союза писателей. Роман б издан в Итал, автор б удостоен Нобелевской премии. Хрущев б ярым ненавистником православ церкви.
- Проблема происхождения славян в источниках и историографии.
- Проблема образования Древнерусского государства в отечественной историографии.
- Политическая (феодальная) раздробленность русских земель: причины, последствия.
- Борьба Руси за независимость в XIII веке. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений.
- Основные проблемы образования единого Русского государства в XIV- начале XVI вв.
- Эпоха Ивана Грозного в историографии.
- Политический кризис в Русском государстве на рубеже XVI-XVII вв. Проблема «Смуты» и народных движений начала XVII в историографии.
- Социальные конфликты середины и второй половины XVII - XVIII вв.: причины, движущие силы, итоги. Историографии проблемы.
- 10.Этапы закрепощения крестьян и проблема генезиса феодализма в историографии.
- Модернизация России в эпоху Петра I. Оценка реформ Петра I в историографии.
- Дворцовые перевороты: причины, механизм, последствия. Внутренняя политика в 1725 – нач. 1760 х гг.
- Внешняя политика и территориальный рост Российской империи в XVII-XVIII вв.: западное и восточное направления.
- Социально-экономическое развитие Российской империи во второй половине XVIII в. И внутренняя политика Екатерины II.
- Крестьянский вопрос во внутренней политике России первой половины XIX в.
- Проблема государственного устройства в первой половине XIX в.
- Общественная мысль в первой половине XIX века. Достижения в российской культуре XIX в.
- . Внешняя политика России в эпоху наполеоновских войн (1796-1815 гг.).
- Основные направления и итоги внешней политики России в XIX в.
- Либеральные реформы 1860-1870 гг. В России, их последствия и значение. Оценка реформ в историографии.
- Освободительное движение во второй половине XIX века. Народничество в оценках историографии.
- 22. Основные тенденции социально – экономического развития России в 60 - 90-х гг. XIX в. Историография проблемы.
- Российская империя на рубеже XIX -XX вв. Особенности капиталистической модернизации России в оценках современной историографии.
- Первая российская революция 1905-1907 гг. Опыт российского праламентаризма.
- Участие России в 1 мировой войне. Война и общество.
- Россия в 1917 г. Проблема выбора путей общественного развития.
- 27. Гражданская война и интервенция в России в историографии.
- 28 Социально-экономическое развитие России в условиях «военного коммунизма» и нэПа: сопоставительный анализ и оценки историков.
- 29.Проблема национально-государственного строительства в советский период.
- 30. Социалистическая модернизация ссср в 1930-е годы. Отечественная и зарубежная историография о сущности и последствиях социалистической модернизации в ссср.
- 31.Общественно-политическое развитие ссср в 1920-е 1930-е гг.: проблемы историографии.
- 32. Достижения и просчеты внешней политики ссср в 1920-е -1930-е гг. Советско-германский договоры 1939 г., их оценка в исторической литературе.
- 33.Великая Отечественная война 1941-i945 гг. Проблемы современной историографии.
- 34. Ссср в системе международных отношений 1945-1985 гг.: Биполярный мир и «холодная война».
- 35.Реформаторская деятельность н.С. Хрущева.
- 36. Основные тенденции и противоречия социально-экономического и политического развития ссср в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
- 37. Эпоха перестройки в ссср в 1985-1991 гг.Проблемы современной историографии.
- 38.Россия в 1990-е 2000- е. Основные направления внутренней и внешней политики.
- 39. Государственная школа в российской исторической науке.
- 40. С.М. Соловьев и в.О. Ключевский: проблема преемственности научных традиций.
- 41.Российская историческая наука в начале XIX - начале XX вв.: школы, направления, представители
- 42 Феномен советской историографии: методология, достижения, трудности.
- 43. Отечественная историческая наука на современном этапе: методологические подходы, концепции, представители.
- Исторический источник, его социальная и информационная природа.
- Проблемы классификации источников по отечественной истории.
- 1. Летописи
- 2. «Дипломатические» грамоты из казанских, сибирских, астраханских и других архивов;
- 3. Исторические источники частного происхождения («Хождение митрополита Пимена в Константинополь», «Скифская история» а. Лызлова) [8].
- 5. Поведенческие источники (обычаи, обряды)
- 6. Звуковые источники