logo
ОТВЕТЫ ИСТОРИЯ РОССИИ

Проблема происхождения славян в источниках и историографии.

Историография: Основная трудность изучения данной проблемы: славяне под таким этнонимом становятся известны только с середины I тыс. н.э. (с VI в. н.э.). В - было установлено, что некоторые языки, принадлежащие разным народам, имеют общее происхождение. Доказательства этого были найдены в морфологии и лексике. По своему языку славяне принадлежат к обширной индоевропейской языковой семье. Где происходило формирование данной этнической общности (славяне). По ответу на данный вопрос историки разделились на два направления: автохтонная и миграционная теории. Сторонники автохтонной теории считают, что следы славян прослеживаются в Среднем Поднепровье уже с XV в. до н.э., поэтому славяне автохтоны (коренное население) этих мест. Представители миграционной теории утверждают, что прародина славян – это Дунай и Прикарпатье. Миграционная теория уходит своими корнями в «Повесть временных лет», автор-составитель которой Нестор писал, что древнейшая территория славян – это земли по нижнему течению Дуная и Паннония.

С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский указывали, что славяне переселились с Дуная и Прикарпатья. В нач. ХХ в. чешский учёный-славист Нидерле предложил, что славяне не жили с самого начала на своей поздней территории, а занимали её в течении I тыс. до н.э., а прародиной являлась территория севера Карпат, предками славян являлись венеды м/у балтийским морем и венедскими горами (Карпатами). Шахматов: славяне, так же как и балтийцы являются автохтонами прибалтийского края. Балтийская общность распалась на балтийскую и славянскую. Было две прародины славян: 1-балтийское побережье(нижнее течение реки Неман и Зап. Двины); 2-берега реки Висла.

Н. Гумилёв: у славян две прародины, они не были автохтонами, а переселились в Восточную Европу в 8 в. До славян в вост.европе жили русы или росы, это не славянский, а германский этнос. Славяне и русы были различны.

Седов(археолог): использ. Арх. Матер. Попытался реконструировать раннюю историю славянства. Использовав ретроспективный метод: отталкиваясь от раннесредневековых культур, славянская принадлежность которых определяется историческими и другими материалами.

Источники: Исходной позицией для рассмотрения истории славян как считает Рыбаков надо считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива, который датируется серединой II тыс. до н.э. Предки славян – праславяне. В середине II тыс. до н.э. шел процесс консолидации осевших родственных племен в большие этнические группы. Одной из них и были праславяне.

1-ые упоминания о славянах в письменных источниках – «Естественная история» Гая Плинея Старшего. В нем говорится о пленение венедов. Венеды – это население висло-одерского междуречья. В 19 веке Суровецкий первый предположил, что венеды – это и есть славяне. Позже Шахматов опроверг эту тчк. зрения, заявив, что нет основания отождествлять эти два понятия. В сер. I тыс. н.э. сведения о славянах уже более обширные и точные. В 50-е гг. 6 века на земли Северного Причерноморья, которая в 5 – 6 веках были колонизированы славянами вторглись авары и именно они стали той силой, которая привела в движение славянские племена.

С середины 6 века славяне попадают в поле зрения западных хронистов и арабо-язычных авторов. 1-ые сообщения о славянах, как самостоятельной группе содержится в трудах Иордана (готский историк). Он указывал, что от истока р. Вислы на огромн.пространствах обитают многочисл.племена венедов. И указ, что назв. «венеды» менялось в зависимости от названия родов и мест обитания, их называли «склавенами» и «антами». Жили на правом берегу Дуная до Днестра, на севере до Вислы. Анты же, сильнейшие из племён, располагались от Днестра до Днепра.

В 4-5 в. н.э. о славянах упоминает Прокопий Кесарийский византийский историк и дипломат. Славяне и анты жили на берегах Дуная, иногда переходили ч/з него и совершали неожиданные удары римлянам. Арабский автор и географ начала Х в. Ибн Руст в работе «Дорогие ценности» подробно описывает страну славян. Крупнейшим арабским путешественником был Ибн Фадлан, он описывал купцов-русов, их внешний вид, образ жизни, верования, погребальный обряд.

Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетание с разведением скота и различного рода промыслами. Язычество представляло собой целый комплекс первобытных воззрений, верований и культов, позже сформировались племенные культы: каждое племя имело своих богов-покровителей.