Крестьянский вопрос во внутренней политике России первой половины XIX в.
Одним из ключевых вопросов в нач. XIX в. б/л крестьянский вопрос. Этот ? освещен широко в историографии в оценках дорев. историков период либеральных реформ АI занимал большое место. Историк либерального направления Корнилов в целом довал высокую оценку реформам. Однако отмечал, что эти реф-ы столкнулись с Российскими реалиями и не смог до конца их довести, а реформв НI б/и встречены негативно. Совет. Историки анализировали эти реф-ы и пришли к консервативному мнению (Окунь, Парусов, Сафонов, Троицкий). Современных историографических работ по этой проблематике практически нет. Мироненко говорил о том, что нельзя делить правление АI на либеральн. И консервативн, т.к. реформы б/и продолжены по крестьян ?.
После прихода АI к власти кресть. ? обсуждался на «Негласном комитете» и в последствии вылилось в закон. Акты 1802, 1803. Реформы в Прибалтике по которому крестьяне освобождались без земли, паспортный режим. И им нельзя б/о уходить за 30 верст от поместья и следовательно они снова нанимались на работу к помещику. «Секретный комитет» работал над проектами Гурьева и Аракчеева. Проект Гурьева был одобрен но его не реализовали. НI так же понимал важность этого ? и предпринимал попытки. Так б/и созваны 9 секретных комитетов (граф Киселев). Указ 1802 г. Об обязанных крестьян – дополнен к закону 1803 г. (освобождение без земель). На проекте 1⅓ XIX в. Этот ? обсуждался но так и не был решен.
В нач XIX в. инициатором преобраз-й в сфере гос-го устройства и соц-х отнош-й выступил импер-р АлександрI. Хаар-ой чертой Александр-го царствования становится б/ба 2х течений — либер-го и консервативно-охранительного (лавирование импер-ра м/у ними). Исследов-ли выделяют в царствовании Александра I два п/да: 1.1801-1812 гг. — п/д подготовки реф-м и стремление провести широкомасш-ые преобраз-ия либер-ой направленности; 2.1814-1825 гг. — во внутр и внеш пол-ке стали преобладать консерв-е тенденции. Эволюция гос-нно-правовой и пол-ой сис-мы Больш влиян на реформир-ние страны оказала деят-ть Негласного комитета (1801-1803), неофиц-го органа при Александре I, в который вошли друзья императора. Строганов, Новосильцев, Кочубей, Чарторыиский. Реф-мы в обл гос-го управл-я: 1) В 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских t яв-сь глав органами исполн-ой вл, б заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения ф-ций органов гос-го управл-я. Она привела к утверждению сис-мы отраслевого управл-я, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответств-ти министерств п/д императором, усилению централизации и укреплению самодерж-я. 2) 1802 г. б реформирован Сенат, ставший высшим судеб-м и контролирующим органом в сис-ме гос-го управл-я.
Реформы в социальной сфере: 1.Восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам 2.Расширены права купцов, мещан и казенных кр-н — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дв-ва на владение землей. 3.Улучшилось положение крепостных кр-н — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей {Указ «О вольных хлебопашцах»). 4.Указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Реф-мы в обл образов-я: 1.В 1803 г. б издано нов полож-е «об устройстве учеб-х заведений». В 1804 открылись Харьковский и Казанский ун-ты, Пед-ий ин-т в Петербурге (с 1819 г. — ун-т). В 1811г. основан Царскосельский лицей.. 2.Издан ряд законодательных актов, регламентирующих деят-ть учебных заведений. Созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важн роль в выработке проекта реф-м, направленных на общую демокр-цию гос-го строя в Рос, сыграл М.М. Сперанский (1772-1839), выдающийся гос-ый деятель. В 1809 г. "Издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны посту пить на гражд-ую или воинскую службу; все чиновники должны б иметь соответствующее образов-е; в 1810 г. Негласный Совет б упразднен, и высшим законосовещ-ым органом стал Гос-ый Совет; для поправления финансов Сперанский увелич прямые налоги; подушная подать с кр-н и мешан б повышена с 1р до 2х; в 1812 г. б введен налог на двор-ие имения. Реф-ы Спер-го расш-ли возможности буржуазии, несколько ограничивали вл царя.
- Проблема происхождения славян в источниках и историографии.
- Проблема образования Древнерусского государства в отечественной историографии.
- Политическая (феодальная) раздробленность русских земель: причины, последствия.
- Борьба Руси за независимость в XIII веке. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений.
- Основные проблемы образования единого Русского государства в XIV- начале XVI вв.
- Эпоха Ивана Грозного в историографии.
- Политический кризис в Русском государстве на рубеже XVI-XVII вв. Проблема «Смуты» и народных движений начала XVII в историографии.
- Социальные конфликты середины и второй половины XVII - XVIII вв.: причины, движущие силы, итоги. Историографии проблемы.
- 10.Этапы закрепощения крестьян и проблема генезиса феодализма в историографии.
- Модернизация России в эпоху Петра I. Оценка реформ Петра I в историографии.
- Дворцовые перевороты: причины, механизм, последствия. Внутренняя политика в 1725 – нач. 1760 х гг.
- Внешняя политика и территориальный рост Российской империи в XVII-XVIII вв.: западное и восточное направления.
- Социально-экономическое развитие Российской империи во второй половине XVIII в. И внутренняя политика Екатерины II.
- Крестьянский вопрос во внутренней политике России первой половины XIX в.
- Проблема государственного устройства в первой половине XIX в.
- Общественная мысль в первой половине XIX века. Достижения в российской культуре XIX в.
- . Внешняя политика России в эпоху наполеоновских войн (1796-1815 гг.).
- Основные направления и итоги внешней политики России в XIX в.
- Либеральные реформы 1860-1870 гг. В России, их последствия и значение. Оценка реформ в историографии.
- Освободительное движение во второй половине XIX века. Народничество в оценках историографии.
- 22. Основные тенденции социально – экономического развития России в 60 - 90-х гг. XIX в. Историография проблемы.
- Российская империя на рубеже XIX -XX вв. Особенности капиталистической модернизации России в оценках современной историографии.
- Первая российская революция 1905-1907 гг. Опыт российского праламентаризма.
- Участие России в 1 мировой войне. Война и общество.
- Россия в 1917 г. Проблема выбора путей общественного развития.
- 27. Гражданская война и интервенция в России в историографии.
- 28 Социально-экономическое развитие России в условиях «военного коммунизма» и нэПа: сопоставительный анализ и оценки историков.
- 29.Проблема национально-государственного строительства в советский период.
- 30. Социалистическая модернизация ссср в 1930-е годы. Отечественная и зарубежная историография о сущности и последствиях социалистической модернизации в ссср.
- 31.Общественно-политическое развитие ссср в 1920-е 1930-е гг.: проблемы историографии.
- 32. Достижения и просчеты внешней политики ссср в 1920-е -1930-е гг. Советско-германский договоры 1939 г., их оценка в исторической литературе.
- 33.Великая Отечественная война 1941-i945 гг. Проблемы современной историографии.
- 34. Ссср в системе международных отношений 1945-1985 гг.: Биполярный мир и «холодная война».
- 35.Реформаторская деятельность н.С. Хрущева.
- 36. Основные тенденции и противоречия социально-экономического и политического развития ссср в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
- 37. Эпоха перестройки в ссср в 1985-1991 гг.Проблемы современной историографии.
- 38.Россия в 1990-е 2000- е. Основные направления внутренней и внешней политики.
- 39. Государственная школа в российской исторической науке.
- 40. С.М. Соловьев и в.О. Ключевский: проблема преемственности научных традиций.
- 41.Российская историческая наука в начале XIX - начале XX вв.: школы, направления, представители
- 42 Феномен советской историографии: методология, достижения, трудности.
- 43. Отечественная историческая наука на современном этапе: методологические подходы, концепции, представители.
- Исторический источник, его социальная и информационная природа.
- Проблемы классификации источников по отечественной истории.
- 1. Летописи
- 2. «Дипломатические» грамоты из казанских, сибирских, астраханских и других архивов;
- 3. Исторические источники частного происхождения («Хождение митрополита Пимена в Константинополь», «Скифская история» а. Лызлова) [8].
- 5. Поведенческие источники (обычаи, обряды)
- 6. Звуковые источники