logo search
История Казахстана шпора

9.Роль гуннов в отечественной и всемирной истории.

На рубеже нашей эры начинается массовое переселение гуннских племен на территорию Казахстана. Это была первая волна переселения, вторая волна началась в I н.э. когда северные хунну, теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением хунну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V века, это было «Великое переселение народов», когда массы кочевников, пестрых по этническому составу двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Хунну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.

С приходом гуннов в Каз-не распространяется тюркское наречие и усиливается монголоидная примесь.

С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка. Гунны внесли на территорию Казахстана черты своих общественных и др. отношений. В частности, гунны имели хорошо организованное войско. Гунны, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары. Основным источником права у хуннов был обычай. Суд протекал не более чем в 10 дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее важные преступления полагалась смертная казнь. За воровство - конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице. Были разработаны и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии.