logo
История Казахстана шпора

89. Становление и развитие культуры Каз. В 20-30-е гг. Хх в.

 В начале XX в. каз. литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Байтурсынова, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой. 1-я пол. 20-х годов характеризовалась господством в лит-ре классич. направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что лит-ра обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского "социал. реализма". Таким образом, к началу 30-х гг. в Каз-не устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие каз. лит-ры происходит не благодаря, а вопреки политике властей. Муз. и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Сов. власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражд. войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал муз. коллективы и т.п. С начала 30-х гг. в Каз-не начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП(б) началась организация казахских театральных и муз. студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский гос.музыкальный театр, первыми постановками которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова. Развиваются и традиционные драматические жанры. До сер. 20-х гг. в Каз-не существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского каз. института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.

90. Каз-н в системе ГУЛАГА.

6 ноября 1929г. Решением ВЦИК и СНК СССР было определено создание исправительно-трудовых лагерей для изолирования и принудительного труда опасных преступников в наименее доступных и трудных для освоения богатых естественными ресурсами окраинах СССР -северных районах, на Урале, Дальнем Востоке и в Ср. Азии. Здесь было решено использовать труд осужденных судом или особым постановлением ОГПУ на срок от 3 до 10 лет. Тогда же было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений-ГУЛАГ. В 1940г в системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954г-64. В 1930г в лагерях содержалось заключенных 179тыс., в 1940г уже 1 344 408, а в 19531 727 970чел.