logo
История Казахстана шпора

67. Развитие торговли и промыслов. Банковско-денежные отношения во 2-ой полов. 19в.

 Основным объектом торговли был скот. Кроме того, в конце 19в. из Каз-на стал вывозиться хлеб – зерно, мука. Особое место в развитии каз.-русских торговых связей заняли ярмарки. Первая ярмарка, открытая еще в 1832 году, превратилась в крупный торгово-пром. центр Зап. Каз-на. В 80-х годах только в Вост. Каз-не действовало свыше 70 крупных и мелких ярмарок. Зачастую торговля была неэквивалентной, так за полфунта чая и фунт сахара обменивался баран; за бритву, которая стоила не более 15 копеек – баран; за самовар – 20-25 баранов.. Каз-н имел важное значение в торговли со Средней Азией, Монголией, Китаем. С серед. XIX века в численности населения городов Казахстана, их социально-экон. развитии возникли крупные изменения. Значительное место в экономике Казахстана занимал рыбный промысел. К концу XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов, были построены рыбозаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу, Сырдария, на Аральском море, озерах Зайсан, Балхаш.  К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного типа по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, салоовчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолинске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. В 1882г. В Чимкенте начал работу сантонинный завод, который экспортировал свою продукцию в Англию, Америку, Германию, Индию, Японию.

Начало проникновения банковского капитала в Казахстан и создание на его территории кредитной сети относится к концу XIX в. В это время стали распространяться новые формы кредита. Стал развиваться и капиталистический кредит. К началу Первой мировой войны на территории Казахстана, не считая казначейств, осуществлявших простейшие банковские операции, а также 345 кредитных и судо-сберегательных товариществ, действовало 44 банковских учреждения. Основным банком на территории Казахстана в конце XIX начале XX в. был Государственный. Филиалы Государственного банка в Казахстане предоставляли основную массу кредитов местной и российской торговой буржуазии. По сумме кредитов на первом месте стояла торговля скотом и мясом, на втором - хлебом, на третьем - «смешанными» товарами (мануфактура - рыба | скот, рыба- хлеб и др. комбинации товаров).

В годы предвоенного промышленного подъема (1909-1913 гг.) наряду с филиалами Государственного и акционерных - коммерческих банков кредитование торговых и промышленных предприятий осуществляли местные кредитные учреждения - общества взаимного кредита и городские общественные банки. Представляя собой как бы среднее звено в кредитной системе, они обслуживали преимущественно среднюю и мелкую буржуазию.

Среди городских общественных банков Казахстана самыми крупными были Петропавловский, Семипалатинский и Вернинский. По мере проникновения капиталистических отношений в деревню и аул здесь для мелких товаропроизводителей и сельской буржуазии создавались различные типы учреждений мелкого кредита, главным образом, в форме кредитных кооперативов, поскольку им банковский кредит был малодоступен.

В начале XX в. значительное развитие на территории Казахстана получили сберегательные кассы. Процесс развития кредита и кредитных учреждений в экономике дореволюционного Казахстана был внутренне противоречив. Диалектика этого противоречия состояла в том, что с одной стороны, смыкание банковского капитала с торгово - ростовщическим вело к консервации докапиталистических форм, с другой - к их разложению и распространению капиталистических форм эксплуатации.

68. Музык.культура каз.народа в XIX нач. . XX вв. Во второй пол. 19в жили выдающиеся каз. композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. В произведениях талантливых композиторов звучат мотивы народной освобод. борьбы. Курмангазы (1818-1889) – гениальный кюйши-композитор, классик каз. инструментальной музыки. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за соц. справедливость. В его произведениях слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Даулеткерей (1820-1887) – великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-38гг в Букеевской Орде. Музыка Д. впечатляет мастерством композиции, отточенностью формы, глубоким эмоциональным зарядом. Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях «Коныр», «Топан», «Жигер». Есть и глубоко трагические произведения – «Салык олген». Известно около 40 кюев композитора. Татимбет Казангапулы (1815-1862) – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классич. домбровой музыки 19в, автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Многие его кюи являются разработками традиционных жанров инструмент. музыки, он сочинил классич. образцы традиц. кюев: «Косбасар», «Терискаклай», «Алшагыр» и др. В его кюях отражены стремления к красоте и гармонии жизни, ожидании надежды. Ыкылас Дукенулы (1843-1916) – кюйши-композитор, кобызист. Он возродил богатую муз. традицию кобыза, ведущую начала от музыки Коркута. Ы. сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и этнические сказания. «Камбар», «Казан», «Шынырау». Биржансал (1834-1897) выдающийся композитор, певец и поэт. На становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865г. Одна из первых его песен «Биржансал» Б. затрагивает соц. проблемы, нравственные понятия, судьбы отдельных лиц, ряд песен посвящены любовной лирике. Б. своей песней выступал за правду, обличал обман и произвол. Его песни «Жанбота», «Адаскак» выражали его гнев по поводу действий власти имущих. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Сохранилось ок. 40 песен. Акан серы Корамсаулы (1843-1913) . Его произведения: песни «Кулагер», «Манмангер», «Макпал», «Балкадиша», «Сырымбет» и др. – заняли достойное место среди муз. сокровищ.

69. Просвет., пед. и общ. д-сть И.Алтынсарина.Ыбырай Алтынсарин (1841-1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист. Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Киргизская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), автор басней и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов. Открыл четыре двухклассных центральных русско - киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург. Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи. Алтынсарину было присвоено звание статского советника.